Дорого яичко к Петрову
дню
Яйцо — замечательный символ,
древнейший языческий символ воскресения из
мертвых: яйцо выглядит как мертвый камень,
гладкое, неподвижное, но в нем бьется жизнь, в нем
скрыто удивительное чудо. Подумайте над тем, как
это чудо вырастает. Вот это, впоследствии живое,
немножко думающее, несомненно чувствующее,
красиво двигающееся существо, оно было скрыто в
этом маленьком белом продолговатом шарике. Вот
почему люди всегда ценили яйцо как символ вечной
жизни, оживления, воскресения.
И был такой старинный обычай: клали яйца на
проросшую травку. Заранее, еще ранней весной,
делали садик такой в ящике, куда сеяли различные
семена, чаще всего овес. Под солнечным теплом
поднимались первые зеленые побеги, и среди них
клали крашеные яйца. Этот обычай существует
почти у всех европейских народов.
Из проповеди о. Александра Меня |
Традиция здороваться на Пасху
особым приветствием, красить яйца и дарить друг
другу подарки восходит к очень красивому
преданию. Во времена римского владычества
приходившие к императору люди обязательно
должны были принести с собой дары. Богатые несли
золото, бедняки — что было в доме. Весть о
воскресении Христа Мария Магдалина решила
донести до императора Тиберия. В дар она могла
принести только белое яйцо, но ее пропустили.
«Христос воскрес!» — воскликнула она, подавая
императору свой подарок. Тиберий презрительно
ответил, что в такую ересь он поверит, только
когда вот это белое яичко станет красным. О чудо!
Прямо в руке императора яйцо стало ярко-алого
цвета, и он потрясенно воскликнул: «Воистину
воскрес!»
Яйцо известно во многих странах и
религиях как символ жизни. Появление живого
организма из мертвой, твердой скорлупы всегда
вызывало священный трепет и у магометан, и у
иудеев. У древних славян яйцо считалось
источником вечной жизни.
После
принятия христианства на Руси языческий
праздник встречи весны органично слился с
христианской Пасхой, среди прочего приняв и
традицию дарить в этот день красное яйцо. Яйцо
стало непременным пасхальным сувениром.
Разноцветное, с орнаментом или рисунком, его в
обязательном порядке дарили близким, знакомым,
родственникам, друзьям. Постепенно пасхальные
яйца становились подлинными произведениями
искусства. Яркий тому пример — изготовленные
ювелирным домом Фаберже подарки для членов
царской семьи.
Во всем славянском мире исстари было
принято встречать приход весны украшенными
собственноручно яйцами. Расписывая их, женщина
связывала с этим свои надежды и пожелания,
которые вплетались в наносимый узор. Так из
поколения в поколение складывались орнаменты,
наполненные заветным смыслом, который, как
считалось, может повлиять на благоденствие семьи
и близких, на поведение природы, на исполнение
сокровенных чаяний.
Для того чтобы покрасить пасхальные
яйца, предки использовали растительные
красители, которые заготавливали заранее:
дубовую и яблоневую кору, ольховые шишки, луковую
шелуху, зеленую рожь, корни крапивы, цветы мальвы.
Подобные яйца в древности назывались крашенками.
Крашенки — это прежде всего ритуальная еда.
Здесь не имеет значения ни размер, ни цвет,
главное, чтобы оно было свежим и целым.
Но существовало и другое яйцо — то,
которое служило магическим оберегом в течение
всего года. Его называли писанкой, и отличалось
оно строгими правилами орнамента, традиционными
цветами — белый, желтый, красный и черный — и
непременно было сырое. Если цвет и орнамент были
нарушены, в народе такие яйца назывались
малеванками. Считалось, что они божественной
силы не имеют. На пасхальном столе писанкам
отводилось место вокруг кулича. Крашенки
выкладывались на проросший овес, а обычные,
неокрашенные куриные яйца зарывались в зерно,
предназначенное для посевов.
Крашение яиц начиналось с первым
ударом грома или колокола. Окунув яйцо в краску,
женщина шепотом трижды произносила священный
заговор — молитву. Предназначались писанки лишь
для дарения. В светлое Воскресенье, на заре,
девушка, что на выданье, с писанкой в руке
отправлялась в сад, к яблоньке, встречать
утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и
здоровья, а затем, завернув писанку,
предназначенную любимому, в платок, дарила ему в
знак любви и согласия стать супругой. Семья
представлялась в образе яйца, одной половинкой
которого является муж, другой — жена. Верхняя,
зауженная часть яйца называлась в народе
солнцем, а нижняя, широкая, — луной.
Самый традиционный способ — это
окрашивание с помощью отвара луковой шелухи.
Яйцо получается оранжевого, а если подольше
подержать его в отваре — коричневого цвета. Но
ведь можно сделать рисунок на скорлупе необычным
и оригинальным.
Оригинальные способы окрашивания
Нам потребуются: луковая шелуха,
плотная бумага, нитки, капрон, листики укропа,
петрушки.
Способ 1. Обернем горячее
свежесваренное яйцо листом мятой и не очень
плотной бумаги, закрепим ее нитками. После этого
опустим яйцо на 3—5 минут в отвар луковой шелухи.
Чем более измятой будет бумага, тем интереснее
получится узор на скорлупе.
Способ 2. На сваренное яйцо
кисточкой нанесем узоры подсолнечным маслом.
Затем на несколько минут опустим яйцо в отвар
шелухи лука. Само яйцо окрасится, а те участки,
где нарисовано маслом, останутся неокрашенными.
Способ 3. Высушенные яйца обвяжем
яркими цветными красящими нитками или
лоскутками хлопчатобумажной цветной ткани,
положим в кастрюлю, зальем холодной водой,
поварим 15—20 минут. Затем достанем, снимем нитки,
и яйца будут иметь мраморный рисунок. Остается
только нанести несколько капель растительного
масла и растереть мягкой тряпочкой по
поверхности яйца.
Несколько способов росписи пасхальных
яиц
Нам понадобятся: фарфоровая
рюмочка (в качестве подставки), акварельные
краски, кисть, вареное яйцо или заготовка
яйца, шило или длинная игла, гуашевые краски,
ватные палочки, кусочек поролона, бесцветный лак,
подставка, калька, белила, кисти, глубокая
картонная коробка, ножницы.
Способ 1. Для того чтобы расписное
яйцо могло долго храниться и стать сувениром,
укрепим его папье-маше.
Для этого яйцо вымоем с мылом, проделаем длинной
иголкой две дырочки и выдуем содержимое.
Обязательно промоем внутри под струей воды.
Просушим на салфетке. Затем, используя тонкие
сорта бумаги (кальку), обклеим оболочку 2—3 слоями
мелких кусочков бумаги. Подождем, пока высохнет,
и загрунтуем белилами. Яйцо готово для росписи.
Чтобы удобно было расписывать яйцо, нужно
создать специальное приспособление. Возьмем
глубокую коробку, которая по ширине немного
больше, чем высота яйца. Теперь возьмем длинную
спицу и наденем на нее яйцо. Для того чтобы яйцо
было управляемым и не ездило легко по спице,
возьмем кусочки резинки (ластика), проделаем в
них с помощью шила дырочки и, надев на концы
спицы, закрепим яйцо по бокам. Теперь спицу с
яйцом можно положить на подготовленную коробку.
Если вы работаете сразу с несколькими
заготовками, тогда нужно на бортиках коробки
попарно сделать маленькие надрезы, где и будут
находиться спицы.
Самый простой способ рисования — это
беспорядочное нагромождение точек, линий,
мазков. Для более сложного рисунка необходимо
предварительно составлять композицию. Для этого
тонкими линиями разделим форму яйца на
одинаковые рабочие поверхности. Рисунок может
располагаться как горизонтально, так и
вертикально.
Очень хорошо с детьми научиться создавать эскиз
будущего произведения на плоской заготовке,
имеющей форму овала. Такая работа посильна
дошкольникам и младшим школьникам. На рисунке
показаны варианты разбивки овальной формы на
рабочие площади. Вот по этим намеченным линиям
легко выстраиваются узоры с уже предложенными
выше декоративными элементами.
Способ 2. Этот вариант росписи
пасхальных яиц особенно хорош для тех, кто не
умеет рисовать.
Заготовка яйца может быть сделана из папье-маше
или способом выдувания жидкости изнутри.
Закрепим заготовку на длинной игле или спице и
разместим на подставке, чтобы удобно было
разукрашивать.
Приготовим цветные краски. Обмакнем ватную
палочку в зеленую краску и, прикладывая ее боком
к заготовке, «напечатаем» листики. Выберем
подходящий цвет для сердцевинки цветка и его
лепестков. Так же, как и листики, «напечатаем»
цветы. Каждый раз придется проделывать одно и то
же, зато все цветы получатся одинаковыми.
Кисточкой можно дорисовать какие-нибудь детали
рисунка: жилки на листиках, тонкие веточки,
травинки. Для декорирования яйца не нужны
большие художественные способности, а узор
получается очень красивый.
В такой же технике можно рисовать пальчиками,
тампоном, обратным концом карандаша, соской
(пустышкой), губкой, палочкой, с использованием
трафарета.
Способ 3. Не стоит оставлять в
стороне восковые мелки. Они помогут нам пестро и
ярко расписать яичную скорлупу. Для этого
возьмем белое вареное яйцо и разрисуем мелками.
Узор может быть как декоративный, так и сюжетный.
Затем окунем яйцо на несколько минут в краситель.
Вся неокрашенная поверхность окрасится, выделив
при этом пестрый рисунок восковых мелков.
Яичко с элементами аппликации
Коллаж
Нам понадобятся: окрашенное яйцо
или заготовка, клей ПВА, ножницы, цветная бумага,
старые журналы, наклейки, бусинки и бисеринки,
конфетти, блестки, лента.
1. Существует несколько простых,
доступных даже дошкольникам способов сделать
обыкновенное яичко пасхальным. Один из способов
— коллаж. Для этого купим в магазине наклейки с
изображением сердечек, цветочков и наклеим на
окрашенное яйцо.
2. Более сложный способ аппликации —
вырезание маленького рисунка из журнала и
наклеивание его с помощью клея ПВА.
3. Нарисуем на цветной бумаге элементы
узора (листочки, цветочки, солнышки, капельки и
т.д.), вырежем и наклеим их.
4. Если в доме есть кусочки тесьмы,
ленточки, бисер и бусинки, красивые пуговки и
кусочки тканей, блестки и подарочная бумага, это
поможет украсить скорлупу при помощи клея. Можно
просто обернуть яйцо кусочком красивой ткани или
упаковочной бумаги, стянув свободные хвостики
лентой. Можно разрисовать орнаментом, вклеивая
бисеринки, конфетти. Экспериментируйте!
Пушистик
Нам понадобятся: окрашенное яйцо
и заготовка, клей ПВА, бумажные салфетки.
Используя разноцветные салфетки,
можно получить пеструю и пушистую форму. Для
этого, взяв поверхность салфетки в щепотку,
оторвем кусочек. Полученный кусочек перевернем в
пальчиках неровными краями вовнутрь ладони, а
гладкой поверхностью наружу. Гладкую
поверхность намажем клеем ПВА и приклеим на
яичко, при этом неровные края будут смотреть
вверх, создавая пушистость. Следующий кусочек
приклеим рядом, и так до тех пор, пока вся
поверхность яйца не станет пушистой и мягкой.
Поверхность может получиться
однотонной, если использовать только один цвет, и
пестрой, если использовать различные цвета в
беспорядке. Можно также добиться изображения
узоров, если умело чередовать цвета.
Пасхальные яйца из лоскутков
Нам понадобятся: окрашенное яйцо
и заготовка, клей ПВА, ножницы, мелкие лоскутки
ткани, кисточка.
Возьмем обычное сырое куриное яйцо и
вымоем его. Чтобы скорлупа была попрочнее,
положим яйцо на несколько часов в соленую воду.
Толстой иглой сделаем в яйце два отверстия с
противоположных сторон. Нужно быть очень
осторожным, чтобы не раздавить яйцо. Выдуем все
содержимое через отверстия, и у нас в руках
останется пустая скорлупа, которая и будет
основой для пасхального яйца. Поставим скорлупу
на специальную подставочку (смотри выше), чтобы
его не надо было держать в руках.
Нарежем из ткани маленькие лоскуточки. Чем
меньше размеры лоскутков, тем больше возможности
выложить из них красивый узор на одноцветном
фоне.
Скорлупу частично намажем клеем и аккуратно
уложим встык кусочки ткани. Когда будет обклеено
все яйцо, дадим ему подсохнуть.
Бисерная мозаика
На нитку нанизывается бисер, а затем
смазанное клеем яйцо обматывается по всей
поверхности.
Яйца в скорлупе
Нам понадобятся: скорлупа,
красители, клей ПВА, вареные белые яйца.
Яичную скорлупу слегка измельчим и
порционно замочим в темных красителях (черный,
коричневый, синий). Окрашенные скорлупки
подсушим, выложив их на салфетку. Вареное яйцо
смажем клеем ПВА и обваляем его в крошках
окрашенной скорлупы. Эффект будет потрясающий.
Яйца получатся пестрыми. Оттенки могут быть не
только коричневые, черные, синие, но и красные,
желтые, зеленые, в зависимости от используемых
красителей.
Крупяные узоры
Нам понадобятся: вареные яйца,
клей ПВА, крупа.
Интересный эффект создают узоры,
сделанные с помощью круп.
На светлом яйце клеем ПВА прорисовываются
чашелистики. Рисунок засыпается гречневой
крупой. В результате получается бутон.
В такой же технике прорисовываются любые другие
узоры и засыпаются любой крупой: пшеном, рисом,
сечкой, манкой. Рисунок получается рельефным,
необычным.
При подготовке материала
использовались книги:
1. Подарки: Техники. Приемы. Изделия. М.:
АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Воронова В.А. Энциклопедия прикладного
творчества. ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
3. «Идеи Сюзанны» № 79, 1995.
4. Лыкова И. Снесла курочка яичко // Мастерилка
№ 1, 1998.
5. Готовимся к пасхе // Коллекция идей № 4, 2003.
6. Чиварди Э., Кинг П. Праздничные украшения.
СПб., 2000.
7. Чудакова Н.В. Праздники для детей и
взрослых: в 2 кн. Кн.1. М., 1998.
Михаил КУДЕЙКО,
методист Минского областного института
повышения квалификации учителей,
Беларусь
Яичко с секретом
Вот
такое яичко, в котором могут прятаться
пасхальные секретики, придумали педагоги
детского сада «Строитель» из г. Улан-Удэ. Сделано
оно из папье-маше, расписано детьми. И в нем очень
удобно прятать малюсенькие подарочки —
конфетки, бусинки, газовый платочек.
|