Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2004

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Книги, которые нам нужны

Две книги Александра Савенкова с почти одинаковыми названиями отчасти дублируют друг друга. По признанию самого автора, это связано со специализацией читающей аудитории: те, кто интересуется проблемами развития дошколят, редко заглядывают в книги про школьную жизнь. Ну а для учителей и подавно характерен некоторый снобизм по отношению к дошкольному образованию. Поэтому тема одна, проблематика общая, история вопроса, естественно, тоже. А книжки — две. Для тех, кто работает с младшими школьниками, и для тех, кто имеет дело с малышами.

Книги посвящены исследовательскому поведению детей. «Что лежит в его основе? В чем характерные особенности детской исследовательской деятельности? Как опыт собственных исследований влияет на личностное развитие ребенка? Каковы возможности и перспективы организации самостоятельных исследовательских изысканий в рамках учебного процесса?» — вот круг вопросов, рассматриваемых Савенковым.

Благодаря блистательной эрудиции автора история вопроса превращается для читателя в увлекательное путешествие по педагогическим системам прошлого. А известная доля юмора (одного из важнейших показателей креативности) избавляет текст от академичной напыщенности и излишней претенциозности. Так, например, из книги не без удовольствия узнаешь об экспериментах американского психолога Б.Ф. Скиннера по сравнению исследовательского поведения крыс и людей. Итоги опытов позволяют заключить, что людям порой свойственна большая бескорыстность в решении интеллектуальных задач, чем конкурирующим с ними интеллектуально продвинутым зверюшкам.

Если исследовательское поведение изначально присуще человеку и в высших своих проявлениях он, как правило, бескорыстен, это возрождает в душе читателей надежды на светлое будущее.

Но такое прочтение, конечно, не лишено субъективности. В целом же книга серьезна и обстоятельна, хотя написана прозрачным и легким языком.

В исследовательской деятельности, по мнению автора, наиболее рельефно проявляются творческие способности ребенка. Последние, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому исследовательская деятельность детей должна организовываться практически по той же схеме, что и деятельность маститого ученого. Детей можно и нужно учить ставить проблемы, выдвигать гипотезы, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты. Это возможно, доказывает автор, ссылаясь на собственную экспериментальную работу.

Правда, и в общем оптимистическом настрое книги встречаются настораживающие ноты. Опыт автора свидетельствует, что собственные исследования интересны и продуктивны для одаренных детей — для тех, кто способен к проявлению интеллектуальной активности. Их, как правило, не так уж много в обычной группе детского сада. А вот те, кого трудно заподозрить в склонности к свободному полету, с трудом могут организоваться для самостоятельной поисковой работы. Продуктивность занятий для детей с невысокой креативностью гораздо выше при традиционном обучении, основанном на трансляции знания и регламентации деятельности.

Так что не стоит слишком уж заноситься перед крысами: «группы разные нужны».

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru