Книги, которые нам
нужны
Две книги Александра
Савенкова с почти одинаковыми названиями
отчасти дублируют друг друга. По признанию
самого автора, это связано со специализацией
читающей аудитории: те, кто интересуется
проблемами развития дошколят, редко заглядывают
в книги про школьную жизнь. Ну а для учителей и
подавно характерен некоторый снобизм по
отношению к дошкольному образованию. Поэтому
тема одна, проблематика общая, история вопроса,
естественно, тоже. А книжки — две. Для тех, кто
работает с младшими школьниками, и для тех, кто
имеет дело с малышами.
Книги посвящены исследовательскому
поведению детей. «Что лежит в его основе? В чем
характерные особенности детской
исследовательской деятельности? Как опыт
собственных исследований влияет на личностное
развитие ребенка? Каковы возможности и
перспективы организации самостоятельных
исследовательских изысканий в рамках учебного
процесса?» — вот круг вопросов, рассматриваемых
Савенковым.
Благодаря блистательной эрудиции
автора история вопроса превращается для
читателя в увлекательное путешествие по
педагогическим системам прошлого. А известная
доля юмора (одного из важнейших показателей
креативности) избавляет текст от академичной
напыщенности и излишней претенциозности. Так,
например, из книги не без удовольствия узнаешь об
экспериментах американского психолога Б.Ф.
Скиннера по сравнению исследовательского
поведения крыс и людей. Итоги опытов позволяют
заключить, что людям порой свойственна большая
бескорыстность в решении интеллектуальных
задач, чем конкурирующим с ними интеллектуально
продвинутым зверюшкам.
Если исследовательское поведение
изначально присуще человеку и в высших своих
проявлениях он, как правило, бескорыстен, это
возрождает в душе читателей надежды на светлое
будущее.
Но такое прочтение, конечно, не лишено
субъективности. В целом же книга серьезна и
обстоятельна, хотя написана прозрачным и легким
языком.
В исследовательской деятельности, по
мнению автора, наиболее рельефно проявляются
творческие способности ребенка. Последние, в
свою очередь, успешно развиваются в ходе
самостоятельного поиска. Природа творчества
едина как для взрослого, так и для ребенка.
Поэтому исследовательская деятельность детей
должна организовываться практически по той же
схеме, что и деятельность маститого ученого.
Детей можно и нужно учить ставить проблемы,
выдвигать гипотезы, искать пути доказательств,
обобщать полученные результаты. Это возможно,
доказывает автор, ссылаясь на собственную
экспериментальную работу.
Правда, и в общем оптимистическом
настрое книги встречаются настораживающие ноты.
Опыт автора свидетельствует, что собственные
исследования интересны и продуктивны для
одаренных детей — для тех, кто способен к
проявлению интеллектуальной активности. Их, как
правило, не так уж много в обычной группе
детского сада. А вот те, кого трудно заподозрить в
склонности к свободному полету, с трудом могут
организоваться для самостоятельной поисковой
работы. Продуктивность занятий для детей с
невысокой креативностью гораздо выше при
традиционном обучении, основанном на трансляции
знания и регламентации деятельности.
Так что не стоит слишком уж заноситься
перед крысами: «группы разные нужны».
Марина АРОМШТАМ
|