Исследуем творя
Слово «исследование», как правило,
ассоциируется у нас с областью естествознания.
Но исследовать что-то можно и в области
искусства.
Взять, к примеру, такое занятие, как
вырезание из бумаги. Казалось бы, эту
деятельность никак нельзя связать с
исследовательской.
Но вот педагог Татьяна Герасимовна из
детского сада «Улыбка» села Павловска обладает
удивительным даром: рисовать ножницами.
Чтобы вырезать изображение или даже
целый сюжет, ей не нужно делать предварительных
набросков карандашом. Ножницы «сами»
выстраивают линию — сложную, изящную, рождающую
образы. Так рисовать Татьяна Герасимовна очень
любит и уже заразила своим увлечением детей. Они
тоже могут удивить случайного посетителя своими
умениями.
Такое вырезание — не просто
декоративное занятие. Оно предоставляет детям
возможности для фантазирования и развития
образного мышления — необходимой психической
составляющей любого исследователя.
Маленькая Светочка сначала вырезала
чаран — один из предметов якутской национальной
посуды. А потом ее взгляд упал на обрезки. На что
они похожи? Да ведь это... ботинки! Ботинки для
папы. Вот левый, а вот — правый. Они не были
задуманы и получились сами собой. Но ведь
Светочка их разглядела! А это очень важное умение
— смотреть и видеть, смотреть и представлять.
Можно специально организовывать игру
«Что на что похоже?». Но вдвойне ценно, если
ребенок в процессе своих занятий сам открывает
для себя правила этой игры. Ведь это и есть
настоящее исследование окружающего мира!
|