Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2004

МАСТЕРСКАЯ

Исследуем творя

Слово «исследование», как правило, ассоциируется у нас с областью естествознания. Но исследовать что-то можно и в области искусства.

Взять, к примеру, такое занятие, как вырезание из бумаги. Казалось бы, эту деятельность никак нельзя связать с исследовательской.

Но вот педагог Татьяна Герасимовна из детского сада «Улыбка» села Павловска обладает удивительным даром: рисовать ножницами.

Чтобы вырезать изображение или даже целый сюжет, ей не нужно делать предварительных набросков карандашом. Ножницы «сами» выстраивают линию — сложную, изящную, рождающую образы. Так рисовать Татьяна Герасимовна очень любит и уже заразила своим увлечением детей. Они тоже могут удивить случайного посетителя своими умениями.

Такое вырезание — не просто декоративное занятие. Оно предоставляет детям возможности для фантазирования и развития образного мышления — необходимой психической составляющей любого исследователя.

Маленькая Светочка сначала вырезала чаран — один из предметов якутской национальной посуды. А потом ее взгляд упал на обрезки. На что они похожи? Да ведь это... ботинки! Ботинки для папы. Вот левый, а вот — правый. Они не были задуманы и получились сами собой. Но ведь Светочка их разглядела! А это очень важное умение — смотреть и видеть, смотреть и представлять.

Можно специально организовывать игру «Что на что похоже?». Но вдвойне ценно, если ребенок в процессе своих занятий сам открывает для себя правила этой игры. Ведь это и есть настоящее исследование окружающего мира!

 

Рейтинг@Mail.ru