Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2004

РАБОЧИЙ СТОЛ

Методика в действии

Методика А.САВЕНКОВА «Обучение детей умениям и навыкам учебных исследований» включает три блока: первый блок — «Культура мышления»; второй блок — «Логическое (конвергентное) мышление», третий блок — «Творческое (дивергентное) мышление».
Мы знакомим наших читателей с упражнениями, которые можно использовать в каждом из этих блоков.

Как увидеть проблему (упражнения из первого блока)

«Смотреть на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...»

Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например — представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет; ворона, сидящая на дереве; зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество. Используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
В детской литературе есть немало стихотворений, чтение которых может стать хорошим помощником в выполнении заданий такого рода. В качестве такого примера, способного в значительной мере активизировать процесс коллективного обсуждения продолжений к аналогичным рассказам, вполне пригодно стихотворение одного мальчика, помещенное в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти».

Если б только мы умели
Понимать язык зверей,
То услышали б, наверно,
Что щебечет воробей,

Что лягушки на болоте
Громко выразить хотят,
Почему, когда уснете,
Мыши под полом пищат,

Что в листве поет синица
И зачем защелкал клест,
Почему сове не спится,
Что мурлычет серый кот

И зачем в тиши лесной
Громко плачет козодой.

В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить у детей эти способности.
Естественно, что от такого простого, условного перемещения на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способности талантливого творца, называющейся сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали.

«Сколько значений у предмета». Углубить и одновременно проверить уровень развития этой способности у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. Гилфордом. Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш и многое другое.

Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.
Правда, еще раз подчеркнем, что в этом задании также не следует спешить с уничтожающей критикой, но вместе с тем стоит засчитывать как правильные только те варианты, которые действительно применимы.
Это задание позволит ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.

Дорисуй недостающую фигуру (упражнения из второго блока)

Первый уровень сложности

 

Второй уровень сложности

Третий уровень сложности

Учимся выдвигать гипотезы (упражнения из первого блока)

Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

1. Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий:

  • На улице стало холодно.

  • Птицы улетели на юг.

  • Миша и Сережа поссорились.

  • Автомобиль стоит на обочине.

  • Человек сердится.

Назови 2—3 самые фантастические, самые неправдоподобные причины этих событий.

2. Усложним задание. Назови пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (…почему течет ручей? …почему весной тает снег? и т.п.). Каждый ответ начни со слов:

  • Может быть…

  • Предположим…

  • Допустим…

  • Возможно…

  • Что, если...

Назови также пять самых фантастических (неправдоподобных) причин этих событий.

Упражнения на обстоятельства.

1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

  • кусок поролона;

  • картонная коробка;

  • игрушечный автомобиль;

  • яблоко;

  • тарелка;

  • телевизор;

  • стол;

  • скрипка.

Очень полезно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие.

2. Например: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»

Приведем еще несколько упражнений.

3. Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

  • Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?

  • Почему цветы имеют такую яркую окраску?

  • Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

  • Почему Луна не падает на Землю?

  • Почему в космос летают ракеты?

  • Почему самолет оставляет след в небе?

  • Почему многие дети любят компьютерные игры?

Надо предложить несколько разных гипотез по этим поводам, придумать также и несколько провокационных идей.

4. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы.

  • Дети стали больше играть во дворах.

  • Миша весь вечер не подходил к телевизору.

  • Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

  • Полицейский автомобиль стоял у дороги.

  • Щенок Кузя грустно смотрел вслед Маше.

  • Котята спали весь день.

5. В сказке «Золотая рыбка» исполнила три желания одного человека — Старика, поймавшего ее. Представь, что Золотая рыбка выполнила три желания каждого человека на Земле. Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.

6. Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Найди «тень» предмета (Упражнения из первого блока)

Рисунки Владимира Семеренко

Рейтинг@Mail.ru