Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Исследовательское оборудование своими руками

Исследовательская деятельность

Терминологический словарь

Большинство слов, которыми пользуются исследователи, придумали древние греки. Это им мы обязаны и понятиями, и даже некоторыми способами исследовательской деятельности.

  • «Гипотеза» (переводится с греческого как «предположение») — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами для того, чтобы стать научной теорией.

  • «Проблема» (переводится с греческого как «задача», «задание») — теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

  • «Проблематика» — совокупность проблем.

  • «Метод» — способ исследования, путь научного познания и установления истины.

А вот слово «проект» — латинского происхождения. Имеет несколько значений. К нашей теме относится такое:

  • «Проект» — план, замысел.

  • «Проектировать» — составлять проект, делать предположения, намечать план действий.

  • «Версия» — еще одно слово, имеющее прямое отношение к теме «исследования». Оно заимствовано из французского языка, а придумано, как и слово «проект», римлянами. Означает одно из нескольких, отличных друг от друга, изложений или объяснений какого-либо факта, события.

(По «Словарю иностранных слов в русском языке». М.: 1995)

Бутылочный тренажер

Знаменитый итальянский педагог Мария Монтессори одной из первых провозгласила самообучение ребенка в качестве главного педагогического принципа. За годы своей многолетней работы она создала уникальный по своим свойствам и возможностям дидактический материал, позволяющий ребенку самостоятельно исследовать свойства предметов и материалов, выводить некоторые закономерности и переходить с одной ступени знания на другую, более высокую.
Но не всегда отечественным педагогам под силу этот материал приобрести. И они восполняют отсутствие некоторых пособий за счет собственной изобретательности.
Вот такую конструкцию из коробки со врезанными в нее горлышками пластиковых бутылок мы увидели в детском саду «Тулукчаан» Чурапчинского улуса Республики Саха.
Все горлышки разного размера. Поэтому первая задача — подобрать к ним подходящие крышки. Задание можно усложнить, если из набора крышек нужно выбирать крышки определенного цвета. Еще сложнее навинчивать цветные крышки в определенной последовательности. Такая деятельность носит характер экспериментирования для совсем маленьких детей — в возрасте двух-трех лет. Для детей постарше (3—4-леток) «бутылочная» конструкция выступает в роли пальчикового тренажера.

Эксперименты для крошек

Полуторагодовалые и двухлетние малыши еще не умеют формулировать проблемы и словесно оформлять гипотезы. Но они — самые страстные приверженцы исследовательской деятельности и экспериментирования с окружающими их предметами. Были бы возможности да поддержка взрослых!
По наблюдениям психологов, наибольший интерес вызывают у таких детей не игрушки, а бытовые предметы. К примеру, набор кастрюль с крышками, которые можно снимать с кастрюль и громко ими хлопать, занимает внимание экспериментатора раннего возраста на целых 20 минут! Не меньший интерес вызывают и пуговицы. Особенно если стоит задача протолкнуть их в прорезь пластмассовой крышки жестяной банки из-под кофе. Очень большие пуговицы — как ни старайся! — не пролезают. Некоторые легко проскакивают в щель и — дзинь! — издают выразительный звук. Есть еще один вид пуговиц: эти поддаются не сразу. Над ними надо потрудиться. Тогда и они протискиваются в щель — к удовлетворению испытателя пуговиц, собственных возможностей и терпения взрослых.

Фемида позавидует!

Древнегреческая богиня правосудия Фемида — та, что ходила с завязанными глазами, — использовала для своих судебных процессов весы. Но вряд ли она могла представить себе то разнообразие весов, которым располагают педагоги и дети якутского детского сада «Улыбка» из села Павловска Республики Саха. Оказывается, для изготовления весов можно использовать самые неожиданные предметы — консервные крышки, стаканчики от йогуртов, донышки пластмассовых бутылок!
А ведь умение использовать предметы в не свойственной для них функции — один из важных показателей творческих способностей человека. На проверке этого умения даже строился один из известных психологических тестов для оценки креативности («творческости»). Судя по всему, родители малышей из «Улыбки» с этим тестом прекрасно справились. Теперь, если в ходе исследований надо будет что-нибудь взвесить, дети будут иметь не только оборудование, но и вдохновляющий пример творческого поведения.

 

Рейтинг@Mail.ru