Исследовательское
оборудование своими руками
Исследовательская деятельность
Терминологический словарь
Большинство слов, которыми пользуются
исследователи, придумали древние греки. Это им мы
обязаны и понятиями, и даже некоторыми способами
исследовательской деятельности.
«Гипотеза» (переводится с
греческого как «предположение») — научное
предположение, выдвигаемое для объяснения
какого-либо явления и требующее проверки на
опыте и подтверждения фактами для того, чтобы
стать научной теорией.
«Проблема» (переводится с
греческого как «задача», «задание») —
теоретический или практический вопрос,
требующий разрешения.
«Проблематика» — совокупность
проблем.
«Метод» — способ исследования,
путь научного познания и установления истины.
А вот слово «проект» — латинского
происхождения. Имеет несколько значений. К нашей
теме относится такое:
«Проект» — план, замысел.
«Проектировать» — составлять
проект, делать предположения, намечать план
действий.
«Версия» — еще одно слово,
имеющее прямое отношение к теме «исследования».
Оно заимствовано из французского языка, а
придумано, как и слово «проект», римлянами.
Означает одно из нескольких, отличных друг от
друга, изложений или объяснений какого-либо
факта, события.
(По «Словарю иностранных слов в
русском языке». М.: 1995)
Бутылочный тренажер
Знаменитый итальянский педагог Мария
Монтессори одной из первых провозгласила
самообучение ребенка в качестве главного педагогического
принципа. За годы своей многолетней работы она
создала уникальный по своим свойствам и
возможностям дидактический материал,
позволяющий ребенку самостоятельно исследовать
свойства предметов и материалов, выводить
некоторые закономерности и переходить с одной
ступени знания на другую, более высокую.
Но не всегда отечественным педагогам под силу
этот материал приобрести. И они восполняют
отсутствие некоторых пособий за счет
собственной изобретательности.
Вот такую конструкцию из коробки со врезанными в
нее горлышками пластиковых бутылок мы увидели в
детском саду «Тулукчаан» Чурапчинского
улуса Республики Саха.
Все горлышки разного размера. Поэтому первая
задача — подобрать к ним подходящие крышки.
Задание можно усложнить, если из набора крышек
нужно выбирать крышки определенного цвета. Еще
сложнее навинчивать цветные крышки в
определенной последовательности. Такая
деятельность носит характер
экспериментирования для совсем маленьких детей
— в возрасте двух-трех лет. Для детей постарше
(3—4-леток) «бутылочная» конструкция выступает в
роли пальчикового тренажера.
Эксперименты для крошек
Полуторагодовалые и двухлетние малыши
еще не умеют формулировать проблемы и словесно оформлять
гипотезы. Но они — самые страстные приверженцы
исследовательской деятельности и
экспериментирования с окружающими их
предметами. Были бы возможности да поддержка
взрослых!
По наблюдениям психологов, наибольший интерес
вызывают у таких детей не игрушки, а бытовые
предметы. К примеру, набор кастрюль с крышками,
которые можно снимать с кастрюль и громко ими
хлопать, занимает внимание экспериментатора
раннего возраста на целых 20 минут! Не меньший
интерес вызывают и пуговицы. Особенно если стоит
задача протолкнуть их в прорезь пластмассовой
крышки жестяной банки из-под кофе. Очень большие
пуговицы — как ни старайся! — не пролезают.
Некоторые легко проскакивают в щель и — дзинь! —
издают выразительный звук. Есть еще один вид
пуговиц: эти поддаются не сразу. Над ними надо
потрудиться. Тогда и они протискиваются в щель —
к удовлетворению испытателя пуговиц,
собственных возможностей и терпения взрослых.
Фемида позавидует!
Древнегреческая богиня правосудия
Фемида — та, что ходила с завязанными глазами, —
использовала для своих судебных процессов весы.
Но вряд ли она могла представить себе то
разнообразие весов, которым располагают
педагоги и дети якутского детского сада
«Улыбка» из села Павловска Республики Саха.
Оказывается, для изготовления весов можно
использовать самые неожиданные предметы —
консервные крышки, стаканчики от йогуртов,
донышки пластмассовых бутылок!
А ведь умение использовать предметы в не
свойственной для них функции — один из важных
показателей творческих способностей человека.
На проверке этого умения даже строился один из
известных психологических тестов для оценки
креативности («творческости»). Судя по всему,
родители малышей из «Улыбки» с этим тестом
прекрасно справились. Теперь, если в ходе
исследований надо будет что-нибудь взвесить,
дети будут иметь не только оборудование, но и
вдохновляющий пример творческого поведения.
|