Инновационная образовательная
деятельность — это деятельность, благодаря
которой происходит развитие образовательного
процесса (тогда как традиционная
образовательная деятельность — это
деятельность, благодаря которой обеспечивается
стабильность образовательного процесса).
Образовательные инициативы (коллективы,
реализующие инновационную образовательную
деятельность) работают не на устоявшиеся цели и
задачи, а вырабатывают новое представление об
образовательных целях и задачах. Возможные и
наиболее актуальные направления инновационной
деятельности определяются не прямым
государственным заказом, а скрытыми
общественными образовательными потребностями и
становящимся гражданским педагогическим
сознанием.
Александр АДАМСКИЙ,
председатель Совета сети ФЭП
Минобразования России, ректор Института
образовательной политики «Эврика»
Следует ли, начиная исследование,
четко сформулировать проблему, определить то,
что будет исследоваться, а потом уже начинать
действовать? Если рассуждать формально, это
необходимо. Но, кроме формальных рассуждений,
есть еще реальность исследовательского
поведения... Реальный процесс творчества — это
всегда попытка сделать шаг в неизведанное.
Потому и сама формулировка проблемы часто
возникает лишь тогда, когда проблема уже решена.
Как ни крамольно это звучит, исследователь,
начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает,
зачем он это делает, и уже тем более не знает, что
он найдет в итоге.
Александр САВЕНКОВ,
доктор педагогических наук,
доктор психологических наук,профессор МПГУ
Экспериментаторы
Какие педагоги вступают на путь
экспериментирования?
Почему и зачем они это делают?
Те, кого сегодня называют
экспериментаторами, в 80-х называли новаторами, а
еще раньше — просто «интересными педагогами».
Они могут отличаться друг от друга своими
взглядами, стилем общения и методами работы. Но
всех их объединяет одно — способность
придумывать и обустраивать близлежащее
пространство согласно своим придумкам. Так как
мир вокруг них населен детьми, дети оказываются
втянутыми в это обустройство. Или
переустройство. Все зависит от исходной
структуры пространства.
Зачем они это делают? Мотивировка, как
правило, тривиальна: «Жалко детей. Они скучают,
недополучают, недобирают и т.п.». Или более
революционна: «Пора перестроить (изменить) то,
что устарело, не отвечает запросам времени и
т.п.». Но это лишь рационализация происходящего, а
не мотив. Мотив — иррационален. «Новаторы»
перестраивают реальность, потому что не могут
этого не делать — в силу особенностей своей
психики. Это их способ бытия. В привычных
контурах сложившейся традиции им тесно.
Если описать этот процесс научными
терминами, он получит название «педагогического
эксперимента». Если не описать — будет просто
творческой жизнью педагога и детей. Ведь по сути
педагогическая ситуация всегда уникальна — в
силу специфики человеческого материала. Ни один
педагог не может дважды войти в одну
педагогическую реку: дети каждый раз новые. Да и
самого себя повторить невозможно. Педагоги
взрослеют, болеют, стареют, переживают личные
драмы, открывают для себя новые книги и
возможности. Правда, эксперимент — это ситуация
творчества в особой степени. В быту она
определяется словами: «Это уж слишком!» Она
тревожит окружающих. И тогда окружающие ставят
очень важный вопрос: «Чем рискуют дети? Что они
теряют в этих ваших экспериментах?» Вопрос
красивый, хотя нечестный. Это лукавая форма
борьбы за общественное спокойствие. Мы никогда
не считаем, что теряют дети вне экспериментов.
Чашка весов треснула бы. Но это «привычные»
потери. Они допускаются общественным сознанием.
И потому не в счет. А вот с экспериментами... Но это
им на пользу, экспериментаторам. Под
пристрастным взглядом со стороны у них
обостряется чувство ответственности. В
дискуссиях, напоминающих допросы, оттачиваются
аргументы. Но о главном говорят редко.
А главное заключается в том, что
ребенок слышит, видит и переживает совсем не то,
что мы бы хотели: он своими, неизвестными нам
органами чувств считывает что-то свое с
источника информации под названием «личность
педагога». Он сориентирован на образцы и стили
поведения. Он интуитивно усваивает способ
видения мира, обучается способу действий в этом
мире. Главное, что усваивается внутри всех этих —
удачных или неудачных — экспериментов, — так это
то, что жить интересно. Ведь вон оно как
получается: можно что-то придумать и — согласно
своим придумкам — обустроить (переустроить)
окружающее пространство. Все зависит от его
исходной структуры.
Ирина ОСИНА
Публикация произведена при поддержке адвоката Гейко Павла Петровича. Адвокат по гражданским делам Павел Петрович Гейко, обеспечит защиту Ваших прав и интересов в трудовых спорах, вопросах имущества и получения наследства, а так же при решении других семейных и бытовых проблем. Глубокое знание и понимание судопроизводства, блестящее образование и большой опыт успешной работы обеспечат благополучный исход заседания суда. Подробнее ознакомиться с анкетой Павла Петровича Гейко, и прочитать практику адвоката, можно на персональном сайте юриста, который располагается по адресу http://www.geyko.su/
|