Придумывают психологи
По материалам конкурса «Мои рабочие
находки»
В том кабинете дуб зеленый
Этому дубу уже 8 лет. «Растет» он в
кабинете психолога детского сада № 52 «Синичка»
г. Балашихи Московской области.
Под ним ведутся задушевные разговоры,
разыгрываются мини-спектакли. В дупле то и дело
обнаруживаются «секретики» или таинственные
задания. Иногда здесь находит пристанище
какая-нибудь «говорящая» птичка или зверек. Под
корнями может спрятаться малюсенькая мышка. А
может — громадный медведь. Крона может
изменяться в зависимости от характера
возлагающихся на дуб задач — например, в
соответствии с сезонами года.
По желанию психолога дуб легко превращается в
чудо-дерево, на ветвях которого растут буквы и
цифры, а его ветки становятся тренажером на
пространственную ориентацию.
Сделано дерево в технологии проклеенной ткани,
из ветхих простыней, предварительно окрашенных,
а потом вымоченных в клейстере с добавлением
клея ПВА. Корни и дупло укрепили картоном.
Просохшую ткань выкрасили в нужные цвета и
покрыли двумя слоями лака. Благодаря лакировке
дуб можно протирать от пыли и даже мыть.
По материалам Н.МИТРОХИНОЙ,
постоянного читателя газеты «Дошкольное
образование»
Сенсорный поезд со станции
«Сливочная»
Коробочки
из-под масла, стаканчики из-под йогурта, колечки
от пирамидки — все это необходимые детали для
изготовления симпатичного поезда, призванного
развозить цветные мешочки. С помощью малышей,
конечно. А малыши, занятые этой серьезной
работой, по ходу дела должны запоминать цвета,
группировать предметы, придумывать названия
«железнодорожным» составам в зависимости от
того, чем они нагружены. Или по каким-нибудь
другим признакам.
По материалам письма Галины КОСКОВОЙ,
методиста «Начальной школы — детского сада» № 8,
г. Добрянка, Пермская область
Волшебная книга
В группах детского сада «Дюймовочка»
с. Субботино Красноярского края образовательную
среду стараются наполнить не только
развивающими, но и психотерапевтическими
элементами.
Это познавательные книги с мягкими тканевыми
страницами, с изображением различных природных
явлений и приспособлениями для тренировки
пальцев. Это безликие куклы, сделанные по образцу
народной куклы-скрутки, которых можно наделить
различным характером и приписать им различные
эмоциональные состояния — в зависимости от
фантазии ребенка и сюжета сочиняемой сказки.
Семейка гномиков
«Семейка гномиков» — пособие для
развития эмоционального восприятия ребенка. Как
мы помним, впервые гномов с разными характерами и
устойчивой склонностью к определенным эмоциям
придумал гениальный аниматор Уолт Дисней. Только
в знаменитом мультфильме (как и в сказке братьев
Гримм) гномов было семь. А в психологическом
пособии Ирины Масленниковой, психолога
детского сада № 4 п. Шушенское, — пять. Это
плоскостные маски, изображающие гномиков и
выполненные каждая в своей цветовой гамме. У всех
персонажей есть имена, отражающие их характер и
ту эмоцию, которую они демонстрируют. Маски
выполнены из разных материалов, предоставляющих
богатые возможности для тактильных ощущений.
Занятия с пособием проводятся в два этапа.
На первом этапе дети знакомятся с гномами,
придумывают им имена (или определяют, кого как
зовут), пытаются определить, каким голосом каждый
персонаж может говорить, изображают его эмоцию,
«расселяют по домикам» и т.п. Работу с масками
можно обогатить познавательными элементами,
связанными с различением и определением
геометрических фигур, использованных при
изготовлении маски.
Второй этап предполагает более сложные задания.
В них развивается ассоциативное восприятие и
мышление, требуется соотнести эмоцию гномов с
настроением музыки, пейзажа, с характерами
животных. Дети учатся передавать эмоцию в
образах, создаваемых в процессе продуктивной
деятельности — лепки, рисования, аппликации, а
также в сочинении сказок.
Троны для маленьких принцев
В психологическом кабинете детского
сада № 61 «Теремок» г. Йошкар-Олы существует не
совсем обычная мебель — «стулья-троны».
Необычность их заключается в том, что они служат
не только для того, чтобы на них сидели, но и
выступают в роли дидактического пособия.
«Трон» снабжен чехлом с накладными карманами и
съемным тканевым «гобеленом». Карманы крепятся к
чехлу с помощью ленты-липучки и используются для
размещения раздаточного материала,
карточек-заданий или атрибутов к играм.
«Гобелен» крепится к спинке стула. Сделан он из
плотного полотна с рядами отверстий по нижнему и
верхнему краю (для шнурования) и с прозрачными
пуговицами в середине. С помощью пуговиц к
тканевой основе прикрепляются предметные
картинки.
Игра «Укрась домик»
Материал: мелкие предметы, ленточки,
заколки, прищепки.
Ход игры. Дети размещаются на
стульчиках по кругу. В центре кабинета — коробка
с «украшениями». Каждый может взять, что захочет
и украсить свой домик. Акцент делается на
доброжелательное распределение атрибутов и
умение договариваться.
Игра «Пригласи в гости»
Материал: мелкие предметы,
ленточки, заколки, прищепки, длинная лента,
прикрепленная к каждому стулу.
Ход игры. Дети размещаются по желанию.
И украшают свой «стульчик-трон». Далее один из
участников произносит фразу: «Я хотел бы пойти в
гости к тому, у кого стульчик украшен красным
бантиком, желтой звездочкой, веселым человечком
и т.д. Тот игрок, о чьем домике идет речь, должен об
этом догадаться. Затем игрок, который загадывает,
и игрок, который угадывает, связывают свои
стульчики лентой. Делают «дорожку» друг другу и
меняются местами.
Игра «Дружная пара»
Материал: панели, пристегивающиеся
картинки, шнурки.
Ход игры. Детям дается задание
разбиться на пары. Договориться, кто будет
выполнять задания стоя, кто — сидя. Стоящий
ребенок дает задание сидящему — тот выполняет.
Затем меняются ролями.
После этого детям предлагается придумать общий
сюжет и выполнить его совместно. Сделать вывод,
когда им было работать легче.
Игра «Кладоискатели»
Материал: карманы, парные картинки,
на одной из которых условные обозначения сторон:
правая — «П», левая — «Л», мелкие игрушки или
конфеты.
Ход игры. Дети размещаются по желанию.
У каждого в одном из карманов карточка с
указанием места расположения следующей карточки
или с местом расположения «клада».
Например: ребенку дается карточка с
изображением веселого слоненка, внизу карточки
стоит значок «П». Значит, надо искать следующую
карточку в правом кармане стульчика, на котором
картинка с веселым слоненком.
Игрок, который правильно находит картинку,
занимает место сидящего на этом стуле, а тот
продолжает искать.
Игра продолжается до тех пор, пока не будет
найден клад (игрушки или конфеты).
«Кукольные настроения»
Куклы-ложки известны педагогам,
занимающимся кукольным театром. Но их можно
использовать и в психологической работе.
Вот такие ложечные куклы использует в своей
работе Татьяна Лулакова.
Одна из игр с ложками — изобразить эмоцию,
которую выражает кукла-ложка. Другая игра —
чтение стихотворения с заданной эмоцией. Дети
знакомятся с текстом или повторяют уже знакомый
текст. Затем кто-то из детей с закрытыми глазами
выбирает ложку, определяет ее настроение и
пытается прочитать выученное стихотворение в
соответствующей «тональности».
А это — «эмоциональные» куклы. У каждой — свое
настроение. В зависимости от настроения с куклой
надо обращаться соответствующим образом.
По материалам письма Татьяны
ЛУЛАКОВОЙ,
педагога-психолога детского сада № 34, г.
Зеленодольск
|