Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2004

Приложение к газете «Дошкольное образование» №9

Про Петю, Буквоеда и сваренные буквы

Вторая сказка тетушки Точилки

Жил-был на свете мальчик Петя. Он очень любил рисовать. Так любил, что даже сам научился рисовать некоторые буквы: букву А, и букву О, и букву У, и бук-ву Э. И даже букву Ы, хотя она такая трудная! У нее кругленький животик и палочка — опираться, когда по строчке ходишь.

Взял как-то Петя листочек бумаги и нарисовал домик, чтобы буквам было где жить. В домике пять окошек. Из каждого окошка буква выглядывает, песенку поет, а из трубы на крыше дым идет.

А еще Петя нарисовал лес, где росли грибы и ягоды. Пусть буквы там гуляют. Разве мог он подумать, что как раз в этом лесу поселится страшный, лохматый, горбатый, бородатый Дед-Буквоед. Раньше Дед-Буквоед жил в другой сказке*. Но та сказка счастливо кончилась. Буквоеду больше некого было пугать, и теперь он сидел без дела в лесу, ковырял в носу и думал, как бы ему буквы в лес заманить и суп из них сварить.

Думал-думал и придумал. Раздобыл себе красную шапочку, взял в руки корзиночку, пришел к буквенному домику, сел под окошечко и давай причитать тоненьким голоском:

— Ах, я бедная-бедная крошка!
Как пойду я одна по дорожке?
Как до бабушки я добегу?
По пути заблудиться могу!

Добрые буквы из домика высыпали, Деда-Буквоеда окружили, на все лады его утешают, слезки вытирают.

Не плачь, бедная-бедная лапочка!
Не плачь, девочка в красной шапочке!
Мы пойдем через лес с тобой,
Чтоб не страшно было одной.

Дед-Буквоед одним глазом плачет, а другим усмехается: как легко он буквы обманул! Всех сразу. (Петя в этот день как раз научился писать букву И и ее подружку букву И краткое (Й).)

Решили буквы «Красную Шапочку» через лес проводить. Буква И краткое (Й) ее за руку берет, буква О впереди идет, буква Ы охраняет тыл, буква Э веселит изо всех сил, буквы А и У помогают кричать «Ау!». Только буква И дома осталась: за порядком следить, двор сторожить.

Повел Дед-Буквоед буквы в лес. Идет и бормочет:

— Буквоед! Буквоед!
Что ты сваришь на обед?

Спросит и сам себе отвечает:

— План твой был совсем не глуп:
Буквы ты положишь в суп!

Буквы его спрашивают: «Красная Шапочка! Что это ты говоришь?» А Буквоед отвечает: «Это я песенку пою. Для храбрости».

Пришли к избушке. Никакой бабушки там нет и отродясь не было! Зато в печи огонь горит, на огне котел кипит. Сорвал Дед-Буквоед с головы красную шапочку, схватил сачок и давай буквы ловить. Поняли А, О, У, Э, Ы и И краткое, что их обманули. Испугались — да поздно! Лишь подружка буква Ы быстро прыгнула в кусты. Всех остальных Буквоед посолил, березовым соком залил и в котел опустил. Ложкой помешивает, живот свой поглаживает, ждет, пока буквы сварятся.

В это самое время Петя из детского сада вернулся. Посмотрел на картинку, видит — никто больше в домике не живет, песни не поет. Одна буква И туда-сюда бродит, места себе не находит. А над лесом — будто гроза собирается, буквенный дым поднимается!

Схватил Петя свой игрушечный пистолет и побежал буквы спасать — даже переодеться не успел. Ворвался в избушку, наставил пистолет на Буквоеда и кричит: «Ах, ты гадкий Буквоед! Не получишь свой обед!»

Тут Буквоед задрожал и быстро-быстро убежал, по дороге котел уронил, буквенный суп разлил!

Вывалились буквы из котла. Смотрит Петя на них — и не узнает.

Нет ни А, ни О, ни Э, ни У. И буква И краткое куда-то пропала. Вместо них какие-то знаки незнакомые. Петя спрашивает:

— Здравствуйте! Вы кто?
Незнакомые буквы ему отвечают:
— Мы — Я, Е, Ё и Ю!

Посмотрел Петя внимательно, прислушался и догадался: пока буквы А, О, Э, У варились, к каждой из них приклеился кусочек буквы И краткое — вместе со своим звуком [й]. Получились совсем новые буквы. В каждой по целых два звука живет.

В букве Я сидят звуки [й] и [а], в букве Ё — звуки [й] и [о], в букве Е — звуки [й] и [э], в букве Ю — звуки [й] и [у].

Пошли они все вместе домой. Буква Ы, что в кустах пряталась, тоже пошла.
Дома папа остро-остро наточил Пете карандаш, и он в каждом окошке нарисованного домика очень красиво нарисовал — А, О, У, Э — вместо тех букв, что в котле сварились и в Я, Ё, Ю, Е превратились. Двухголосым буквам Петя построил домик по соседству. Тоже с треугольной крышей и с трубой. Вместе с ними в новую квартиру въехала буква И, которой новые знакомые очень по душе пришлись. Потом Петя обнес двор заборчиком и у ворот поставил сторожевую будку. В будке поселилась буква И краткое (Й), которую тоже пришлось написать еще раз, но ей это только на пользу пошло — такая она стала ладная да красивая. Стали они жить-поживать, друг друга не обижать. А Петя на них любовался и рисовать красиво старался!

1. Вот домик. Посели в него буквы А, О, У, Э, Ы.

2. В этом домике живут новые буквы — Я, Ё, Ю, Е. Обведи их по точкам. Осталось еще одно окошко — для буквы И. Нарисуй ее.

3. Прочитай буквы в окошках нового домика. Можешь ли ты спеть звуки, что прячутся внутри этих букв?

Конечно, можешь. Ведь в них живут наши старые знакомые — звуки [а], [о], [у], [э] — те, что склеились со звуком [й].

Значит, Я, Ё, Ю, Е — буквы для гласных звуков. А так как в них живет еще и звук [й], они называются йотированные.

Как зовут мальчика? Зачем он пришел на речку? Что подумали утята?

Как зовут цыпленка? Откуда он взялся? Чего испугался цыпленок? Что он придумал, чтобы не промокнуть?

Тексты Марины АРОМШТАМ.
Рисунки Евгения Медведева, Владимир Семеренко

Рейтинг@Mail.ru