Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

Чурапчинские эксперименты

Саха — край алмазов. Это знают все. Даже те, кто вообще ничего больше не знает о Якутии. Но речь пойдет не о драгоценных камнях, а о драгоценностях иного рода — тех, что рождаются, кристаллизуются, приобретают форму в опыте экспериментальной педагогики, в маленьких детских садах далекого заречного улуса Чурапча. (Улусами в Якутии называют сельские районы.)

В начале времен…

В начале времен случилась война между светлыми и темными духами мира, повествуется в якутском богатырском эпосе Олонхо,. Никто из великих не мог одержать победы. Близился конец всему сущему. Тогда остановили битву враждующие силы и разделили вселенную на три мира. Верхний мир был отдан светлым силам, а нижний мир — злым духам. Отец и Мать из племени светлых духов родили на свет богатыря по имени Эр Соботох и спустили его с третьего неба в средний мир, на землю, — чтобы народил он детей и произвел бы на земле целый народ.

Вырос богатырь росту огромного, силы невиданной. Ел, пил, охотился, спал. А потом затосковал — захотел найти себе пару. Надел он одежду нарядную, умылся водой голубого озера и пошел к великому дереву. Трижды поклонился Эр Соботох великому дереву, вызвал древесную владычицу и взмолился: «Укажи, как жить дальше». И повелела древесная владычица Эр Соботоху ехать на край земли, совершить подвиг и взять себе в жены самую красивую девушку в мире. Все сделал богатырь, как было ему наказано, и стал прародителем якутов.

Как живут в Чурапче

При знакомстве с чурапчинцами никаких сомнений в их происхождении от предков-богатырей не возникает. Жизнь якутов всегда была суровой. И сегодня полна бытовых трудностей. До сих пор в Якутск можно попасть только самолетом: железную дорогу построить пока не смогли — в силу особенностей климата и почвы. А Чурапча — на другом берегу Лены, знаменитой сибирской реки. Через Лену по сей день нет ни одного моста — такая она широкая и капризная, грозящая разрушительными весенними разливами. Поздней осенью, когда встает на Лене лед толщиной в 2,5 м, метеослужбы объявляют об открытии «ледяной дороги», связывающей ленские берега. Летом по Лене курсируют катера и паромы. А вот весной из Якутска в Чурапчу можно попасть только на вертолете.

Календарное деление на времена года, с которым знакомят якутских детей, отличается от привычного «среднерусского»: осень здесь длится всего два месяца, а зима — четыре. В марте открывается лыжный сезон. Новый год наступает летом — когда природа на короткое время пробуждается к жизни. Зимние морозы, как правило, обозначают отметкой –50. А туалеты, между прочим, на улице. Холодные. Уж больно хлопотное это дело — канализация в якутском климате. И канализация, и водопровод. Колодцы же здесь невозможны по определению. Поэтому в Чурапче на зиму запасают не только дрова, но и воду. Осенью, когда лед еще только становится, в пресных озерах вырубают ледяные глыбы и складывают их на манер поленницы у хозяйственных построек. Нужна вода? Заносишь такую глыбину в дом, кладешь в специальный бачок и ждешь, пока начнет подтаивать. Конечно, талая вода полезна для здоровья. Но не нужно богатого воображения, чтобы представить себе жизнь персонала сельского садика, «обогащенную» заботами в виде горшков (детей зимой в холодный туалет не пошлешь) и пополнения запасов воды.

Но на это особо не жалуются. Конечно, лучше бы без горшков. Но что уж все про них? Можно о чем-нибудь более интересном. Например, о педагогических экспериментах.

Во всей огромной России трудно найти место с таким количеством экспериментальных образовательных площадок на единицу площади, как в Чурапче. Это гордость местных педагогов и управленцев, их любимые, лелеемые детища. «Экспе-ри-мент!» — кажется, более напевного, ласкающего слух слова на языке чурапчинцев (на якутском и на русском) не сыскать. Но для объяснения подобного пристрастия легенды о богатырских прародителях маловато.

Дерево из конского волоса. Панно в д/с № 33 «Теремок» г. Якутска

Дерево из конского волоса. Панно в д/с № 33 «Теремок» г. Якутска

Чурапчинский характер

Жители Чурапчи дважды были на грани полного истребления. Первый раз — в годы Гражданской войны. В 1922 году бандиты перебили в улусе много людей. Это событие вошло в историю под названием «Чурапчинская колотушка». Второй раз беда пришла в дни Великой Отечественной войны. Тогда какому-то «творческому» чиновнику пришло в голову, что улусных якутов, традиционно занимающихся охотой, можно использовать на рыбных заготовках. Всего и дела-то, что переселить жителей 40 колхозов из тайги к морю. Так и сделали. Тем временем наступила осень. Переселенцы (те, что не были мобилизованы на войну, то есть женщины, старики и дети) оказались в северных районах тундры, когда готовиться к зиме было уже поздно. Из 5000 человек умерли больше половины. Те, что выжили, после войны вернулись на родину и построили свои села.

В Якутии их почитают, как особую «касту». Так и говорят: «люди с чурапчинским характером». И о детях своих чурапчинцы думают. Не просто заботятся, а хотят, чтобы те росли со стержнем внутри, с ощущением перспективы и с чувством собственного достоинства.

 

Рейтинг@Mail.ru