Чурапчинские
эксперименты
Саха — край алмазов. Это знают все. Даже те, кто
вообще ничего больше не знает о Якутии. Но речь
пойдет не о драгоценных камнях, а о
драгоценностях иного рода — тех, что рождаются,
кристаллизуются, приобретают форму в опыте
экспериментальной педагогики, в маленьких
детских садах далекого заречного улуса Чурапча.
(Улусами в Якутии называют сельские районы.)
В начале времен…
В начале времен случилась война между
светлыми и темными духами мира, повествуется в
якутском богатырском эпосе Олонхо,. Никто из
великих не мог одержать победы. Близился конец
всему сущему. Тогда остановили битву враждующие
силы и разделили вселенную на три мира. Верхний
мир был отдан светлым силам, а нижний мир — злым
духам. Отец и Мать из племени светлых духов
родили на свет богатыря по имени Эр Соботох и
спустили его с третьего неба в средний мир, на
землю, — чтобы народил он детей и произвел бы на
земле целый народ.
Вырос богатырь росту огромного, силы
невиданной. Ел, пил, охотился, спал. А потом
затосковал — захотел найти себе пару. Надел он
одежду нарядную, умылся водой голубого озера и
пошел к великому дереву. Трижды поклонился Эр
Соботох великому дереву, вызвал древесную
владычицу и взмолился: «Укажи, как жить дальше». И
повелела древесная владычица Эр Соботоху ехать
на край земли, совершить подвиг и взять себе в
жены самую красивую девушку в мире. Все сделал
богатырь, как было ему наказано, и стал
прародителем якутов.
Как живут в Чурапче
При знакомстве с чурапчинцами никаких
сомнений в их происхождении от предков-богатырей
не возникает. Жизнь якутов всегда была суровой. И
сегодня полна бытовых трудностей. До сих пор в
Якутск можно попасть только самолетом: железную
дорогу построить пока не смогли — в силу
особенностей климата и почвы. А Чурапча — на
другом берегу Лены, знаменитой сибирской реки.
Через Лену по сей день нет ни одного моста —
такая она широкая и капризная, грозящая
разрушительными весенними разливами. Поздней
осенью, когда встает на Лене лед толщиной в 2,5 м,
метеослужбы объявляют об открытии «ледяной
дороги», связывающей ленские берега. Летом по
Лене курсируют катера и паромы. А вот весной из
Якутска в Чурапчу можно попасть только на
вертолете.
Календарное деление на времена года, с
которым знакомят якутских детей, отличается от
привычного «среднерусского»: осень здесь длится
всего два месяца, а зима — четыре. В марте
открывается лыжный сезон. Новый год наступает
летом — когда природа на короткое время
пробуждается к жизни. Зимние морозы, как правило,
обозначают отметкой –50. А туалеты, между прочим,
на улице. Холодные. Уж больно хлопотное это дело
— канализация в якутском климате. И канализация,
и водопровод. Колодцы же здесь невозможны по
определению. Поэтому в Чурапче на зиму запасают
не только дрова, но и воду. Осенью, когда лед еще
только становится, в пресных озерах вырубают
ледяные глыбы и складывают их на манер поленницы
у хозяйственных построек. Нужна вода? Заносишь
такую глыбину в дом, кладешь в специальный бачок
и ждешь, пока начнет подтаивать. Конечно, талая
вода полезна для здоровья. Но не нужно богатого
воображения, чтобы представить себе жизнь
персонала сельского садика, «обогащенную»
заботами в виде горшков (детей зимой в холодный
туалет не пошлешь) и пополнения запасов воды.
Но на это особо не жалуются. Конечно,
лучше бы без горшков. Но что уж все про них? Можно
о чем-нибудь более интересном. Например, о
педагогических экспериментах.
Во всей огромной России трудно найти
место с таким количеством экспериментальных
образовательных площадок на единицу площади, как
в Чурапче. Это гордость местных педагогов и
управленцев, их любимые, лелеемые детища.
«Экспе-ри-мент!» — кажется, более напевного,
ласкающего слух слова на языке чурапчинцев (на
якутском и на русском) не сыскать. Но для
объяснения подобного пристрастия легенды о
богатырских прародителях маловато.
Дерево из конского волоса. Панно в д/с
№ 33 «Теремок» г. Якутска
Чурапчинский характер
Жители Чурапчи дважды были на грани
полного истребления. Первый раз — в годы
Гражданской войны. В 1922 году бандиты перебили в
улусе много людей. Это событие вошло в историю
под названием «Чурапчинская колотушка». Второй
раз беда пришла в дни Великой Отечественной
войны. Тогда какому-то «творческому» чиновнику
пришло в голову, что улусных якутов, традиционно
занимающихся охотой, можно использовать на
рыбных заготовках. Всего и дела-то, что
переселить жителей 40 колхозов из тайги к морю.
Так и сделали. Тем временем наступила осень.
Переселенцы (те, что не были мобилизованы на
войну, то есть женщины, старики и дети) оказались
в северных районах тундры, когда готовиться к
зиме было уже поздно. Из 5000 человек умерли больше
половины. Те, что выжили, после войны вернулись на
родину и построили свои села.
В Якутии их почитают, как особую
«касту». Так и говорят: «люди с чурапчинским
характером». И о детях своих чурапчинцы думают.
Не просто заботятся, а хотят, чтобы те росли со
стержнем внутри, с ощущением перспективы и с
чувством собственного достоинства.
|