Из чего только сделаны
мальчики?
Чурапчинские эксперименты
В давние и не очень давние времена жили
на земле НАСТОЯЩИЕ мужчины и НАСТОЯЩИЕ женщины.
Мужчины отличались смелостью, силой и смекалкой.
А как же иначе? Ведь они были охотниками. От их
охотничьей удачи зависела жизнь большой семьи.
А женщины держали дом, рожали и
воспитывали детей. Это было очень тяжело. И очень
почетно. И когда в семье рождался мальчик, все
хорошо знали, как его нужно воспитывать, чтобы со
временем из него вышел отважный
охотник-кормилец. Когда рождалась девочка, было
ясно, чему ее надо учить, чтобы она в будущем
стала женой охотника и вырастила ему много
сыновей и дочек. У мальчиков были свои игрушки,
мальчишеская одежда и учителя-мужчины. У девочек
были свои занятия, свои наряды и украшения. И
обучали их женским премудростям женщины. Жизнь,
не отягощенная школами, институтами и
прогрессом, была проста и понятна. Не нужны были и
профессиональные педагоги. Она, эта жизнь, сама
учила, чему надо и как надо.
Давно это было. Значение слова
«охотник» сильно размылось в наше время. И не
каждый, кто выслеживает и стреляет, покажется
сегодня персонажем героическим. Вообще с
определением образа «настоящего мужчины» как-то
сложновато. Зато женщины расцвели и приобрели
невиданную ранее силу и размах. И то они умеют, и
это. И эту задачу решат, и это дело освоят. И
потому перспективы их в нашей жизни гораздо
яснее, чем мужские.
Вот и учатся старательные девочки на
отлично. Общественную работу ведут, спортом
занимаются, в институты поступают. Да еще и
ребеночка родить успевают. А с мальчишками —
беда. Школа для них мука. Институт — невозможное
препятствие на жизненном пути. Дорога одна — в
армию. Вроде это вполне мужской ход. Но как-то так
все в этой армии устроено, что после возвращения
оттуда ничего им делать неохота. И вот они, эти
отслужившие, в институт не поступившие, сначала
сидят и в потолок плюют. А потом начинают пить
горькую. И уже не просыхают. И не получается из
них ни добытчиков, ни достойных продолжателей
рода. Беда да и только!
Так думали и грустили педагоги
детского сада «Подснежник» из якутского села
Харбала. Думали-думали и надумали поспорить с
жизнью. Что если вспомнить советы предков и
попробовать мальчиков воспитывать по-мужски, а
девочек — по-женски? Может, тогда мальчики отыщут
свой «здоровый» мужской образ жизни и в новых
условиях?
Что для этого надо сделать? Во-первых,
создать в детском саду сферу «мужских» занятий —
в виде кружков и особых курсов. Во-вторых,
привлечь к работе с мальчишками мужчин. И вот
оборудовали специальную комнату для мальчиков —
с верстаком, с набором маленьких, но настоящих
инструментов. А еще организовали семнадцать
кружков. Конечно, не все были для мальчиков. И
девочкам не возбранялось попробовать себя в
столярном деле или в техническом моделировании.
Вообще никто не говорил: это дела мальчиковые, а
это — девчоночьи. Все само собой вышло. Мальчики
сразу «учуяли» свое. Мастерить — это для них
настоящая страсть. Да еще когда тебя учит этому
Мастер-мужчина. А девочки пометались, и в конце
концов все оказались там, где и предполагалось: в
кружках вышивания и в кукольном ателье.
Откуда в сельском садике взялись
педагоги-мужчины? Нашлись. Один — шахматный
тренер — работал с детьми в школе. В детский сад
пошел на общественных началах, потому что был
заинтересован в отборе одаренных детей и в том,
чтобы начать занятия с ними как можно раньше.
Другой педагог пришел работать в детский сад
после армии. Он стал вести кружок национальной
борьбы. А потом взялся за подвижные игры,
включился в праздники и детские походы. Ему очень
нравилось с мальчиками работать. Это же дело
реальное. А в селе не так-то легко найти работу, да
еще и интересную, по душе. Ну и, наконец,
включились в жизнь садика родители — отцы. Один
художник. Может с детьми рисовать. Другой по
дереву резать научить может. На жизнь они себе
зарабатывают другими делами. А вот это
творческое начало остается нереализованным.
Детский сад тут как раз кстати. И миссия
благородная — малышам свое искусство передать. И
поле для самореализации.
Кроме постоянных занятий и кружковой
работы, в детском саду сложилась традиция
проводить «Мужскую неделю». В это время из каждой
семьи кто-то из мужчин должен прийти к детям и
что-то им рассказать, чему-то научить. А главное —
себя показать. Не перевелось, мол, еще на земле
здоровое мужское племя.
Не первый год экспериментируют в
Харбале. Двенадцать лет назад затеяли
разработать и реализовать концепцию
полоролевого воспитания. И уже сейчас есть
результаты. Мальчишки, прошедшие «школу мужского
воспитания», успешно поступают в институт — не
хуже девочек сдают экзамены. Теперь перед
администрацией Харбалы стоит новая задача —
создать в селе рабочие места для молодежи с
высшим образованием. Иначе они на родину не
вернутся: поедут искать лучшей жизни в других
местах.
Разному «устройству» мальчиков и
девочек, а также проблемам полоролевого
воспитания посвящена книга нейропсихологов В.Д.
Еремеевой и Т.П. Хризман «Мальчики и девочки: два
разных мира», вышедшая в 1998 году в издательстве
«Линка-пресс». Всем, кто интересуется этой
проблемой, мы советуем ее прочитать.
|