Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

Из чего только сделаны мальчики?

Чурапчинские эксперименты

В давние и не очень давние времена жили на земле НАСТОЯЩИЕ мужчины и НАСТОЯЩИЕ женщины. Мужчины отличались смелостью, силой и смекалкой. А как же иначе? Ведь они были охотниками. От их охотничьей удачи зависела жизнь большой семьи.

А женщины держали дом, рожали и воспитывали детей. Это было очень тяжело. И очень почетно. И когда в семье рождался мальчик, все хорошо знали, как его нужно воспитывать, чтобы со временем из него вышел отважный охотник-кормилец. Когда рождалась девочка, было ясно, чему ее надо учить, чтобы она в будущем стала женой охотника и вырастила ему много сыновей и дочек. У мальчиков были свои игрушки, мальчишеская одежда и учителя-мужчины. У девочек были свои занятия, свои наряды и украшения. И обучали их женским премудростям женщины. Жизнь, не отягощенная школами, институтами и прогрессом, была проста и понятна. Не нужны были и профессиональные педагоги. Она, эта жизнь, сама учила, чему надо и как надо.

Давно это было. Значение слова «охотник» сильно размылось в наше время. И не каждый, кто выслеживает и стреляет, покажется сегодня персонажем героическим. Вообще с определением образа «настоящего мужчины» как-то сложновато. Зато женщины расцвели и приобрели невиданную ранее силу и размах. И то они умеют, и это. И эту задачу решат, и это дело освоят. И потому перспективы их в нашей жизни гораздо яснее, чем мужские.

Вот и учатся старательные девочки на отлично. Общественную работу ведут, спортом занимаются, в институты поступают. Да еще и ребеночка родить успевают. А с мальчишками — беда. Школа для них мука. Институт — невозможное препятствие на жизненном пути. Дорога одна — в армию. Вроде это вполне мужской ход. Но как-то так все в этой армии устроено, что после возвращения оттуда ничего им делать неохота. И вот они, эти отслужившие, в институт не поступившие, сначала сидят и в потолок плюют. А потом начинают пить горькую. И уже не просыхают. И не получается из них ни добытчиков, ни достойных продолжателей рода. Беда да и только!

Так думали и грустили педагоги детского сада «Подснежник» из якутского села Харбала. Думали-думали и надумали поспорить с жизнью. Что если вспомнить советы предков и попробовать мальчиков воспитывать по-мужски, а девочек — по-женски? Может, тогда мальчики отыщут свой «здоровый» мужской образ жизни и в новых условиях?

Что для этого надо сделать? Во-первых, создать в детском саду сферу «мужских» занятий — в виде кружков и особых курсов. Во-вторых, привлечь к работе с мальчишками мужчин. И вот оборудовали специальную комнату для мальчиков — с верстаком, с набором маленьких, но настоящих инструментов. А еще организовали семнадцать кружков. Конечно, не все были для мальчиков. И девочкам не возбранялось попробовать себя в столярном деле или в техническом моделировании. Вообще никто не говорил: это дела мальчиковые, а это — девчоночьи. Все само собой вышло. Мальчики сразу «учуяли» свое. Мастерить — это для них настоящая страсть. Да еще когда тебя учит этому Мастер-мужчина. А девочки пометались, и в конце концов все оказались там, где и предполагалось: в кружках вышивания и в кукольном ателье.

Откуда в сельском садике взялись педагоги-мужчины? Нашлись. Один — шахматный тренер — работал с детьми в школе. В детский сад пошел на общественных началах, потому что был заинтересован в отборе одаренных детей и в том, чтобы начать занятия с ними как можно раньше. Другой педагог пришел работать в детский сад после армии. Он стал вести кружок национальной борьбы. А потом взялся за подвижные игры, включился в праздники и детские походы. Ему очень нравилось с мальчиками работать. Это же дело реальное. А в селе не так-то легко найти работу, да еще и интересную, по душе. Ну и, наконец, включились в жизнь садика родители — отцы. Один художник. Может с детьми рисовать. Другой по дереву резать научить может. На жизнь они себе зарабатывают другими делами. А вот это творческое начало остается нереализованным. Детский сад тут как раз кстати. И миссия благородная — малышам свое искусство передать. И поле для самореализации.

Кроме постоянных занятий и кружковой работы, в детском саду сложилась традиция проводить «Мужскую неделю». В это время из каждой семьи кто-то из мужчин должен прийти к детям и что-то им рассказать, чему-то научить. А главное — себя показать. Не перевелось, мол, еще на земле здоровое мужское племя.

Не первый год экспериментируют в Харбале. Двенадцать лет назад затеяли разработать и реализовать концепцию полоролевого воспитания. И уже сейчас есть результаты. Мальчишки, прошедшие «школу мужского воспитания», успешно поступают в институт — не хуже девочек сдают экзамены. Теперь перед администрацией Харбалы стоит новая задача — создать в селе рабочие места для молодежи с высшим образованием. Иначе они на родину не вернутся: поедут искать лучшей жизни в других местах.

Разному «устройству» мальчиков и девочек, а также проблемам полоролевого воспитания посвящена книга нейропсихологов В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман «Мальчики и девочки: два разных мира», вышедшая в 1998 году в издательстве «Линка-пресс». Всем, кто интересуется этой проблемой, мы советуем ее прочитать.

 

Рейтинг@Mail.ru