Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

«Кэскил»: живем по принципу общины

Чурапчинские эксперименты

В любом традиционном обществе роль главной педагогической силы играла община, объединявшая родственников и соседей. Общинный способ воспитания — квинтэссенция народной педагогики. Община воспитывает детей не словами и даже не образцами поведения, хотя и то и другое здесь обязательно присутствует. Община воспитывает всем укладом жизни. Она самым естественным образом вписывает в себя детей, очерчивает отведенное им место и ожидаемое поведение. Будучи членом общины, можно поступать только так-то и так-то — не иначе. Включенность в общинную жизнь рождает у человека чувство защищенности, психологического комфорта и причастности традициям.

Педагоги детского сада «Кэскил» попытались выстроить жизнь в детском саду по модели общинной жизни. Общинная жизнь начинается не с детей — со взрослых. Взрослые в «Кэскиле» связаны между собой не просто профессиональными обязанностями. У них общие взгляды на жизнь, общая философия, общее отношение к традиционной культуре и обрядовости. Обряды — неотъемлемая часть жизни педагогического коллектива, ее фундамент. Этот красивый и впечатляющий элемент жизни, как считает методист по экспериментальной работе Галина Дьячковская, усиливает чувство общности взрослых, придает им новые силы для работы и позволяет обострять свое восприятие «детскости» — быть особенно внимательным к каждому ребенку, к его состоянию, к его вопросам и играм.

Дети в детском саду живут так, как они жили бы в большой семье. Быт детского сада воспроизводит важные элементы семейной жизни. Дома, например, якуты едят за круглым столом. И в группе детского сада во время еды дети вместе с педагогами усаживаются за один стол. Трапеза — время теплого, интимного общения друг с другом. Время помечтать о «светлом будущем». Так переводится на русский слово «кэскил».

Домик цвета радуги

 Уголки уединения сегодня есть в каждом детском саду. Правда, не всегда и не везде они выполняют свою функцию. Это уголок в одной из групп «Кэскила». Он может возникнуть по желанию ребенка и так же легко разбирается. Маленький домик, похожий на уютную норку, со съемной крышей из цветной ткани. Сегодня ребенку грустно, и он выберет для крыши тот цветовой оттенок, который больше всего соответствует его настроению. Завтра он приходит под впечатлением новой сказки. Для того чтобы помечтать, продлить ощущение сказочности, нужна совсем другая крыша. И, как по мановению волшебной палочки, цвет крыши меняется. Это не избыточность, а психологически точно продуманное качество дизайна игровой комнаты. В психологии взаимосвязь между цветовым восприятием и эмоциональным состоянием известна уже около ста лет. Для примера достаточно вспомнить цветовой тест Люшера.

 

Рейтинг@Mail.ru