Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

«Сулусчаан» — зона свободного развития

Чурапчинские эксперименты

Чувство собственного достоинства неразрывно связано с ощущением личностной свободы. Личностная свобода для маленького ребенка реализуется прежде всего в свободном выборе занятий. Как должно быть для этого организовано пространство детского сада?

Первый шаг, который сделали педагоги детского сада «Сулусчаан» («Звездочка»), — отказались от традиционной формы обучения — фронтальной и для всех детей обязательной. Второй шаг — разработали новую систему занятий — индивидуально-групповых в едином пространстве детского сада. В определенные временные периоды обычное возрастное деление детей на группы перестает действовать. Ребенок может свободно перемещаться по всему зданию, переходить из одной комнаты в другую. А в садовских помещениях, преобразующихся на это время в «студии», педагоги готовы предложить детям самые разные занятия — чтение, счет, рукоделие, рисование, конструирование, сценическую речь и т.п. Каждый воспитатель выбрал себе занятие по душе — то, в котором он истинный мастер. Ведь как увлечь ребенка каким-то делом, если сам к нему равнодушен?

Когда переход к свободным студийным занятиям только задумывали, волновались: вдруг дети не захотят заниматься? Или будут изо дня в день выбирать одни и те же занятия, и их развитие окажется однобоким? А как при этом строить коллективную жизнь? Дать ответы на эти вопросы было невозможно — до начала эксперимента. Но рискнуть очень хотелось. И вот глубоко вдохнули — и дали эксперименту зеленый свет.

Сначала, рассказывает методист по экспериментальной работе Татьяна Макарова, дети как узнали про возможность выбирать, как почувствовали волю, так всей гурьбой кинулись в физкультурный зал и два дня оттуда не вылезали. Расстроились ли педагоги? Нет. Ужаснулись. Себе. Как же до этого была устроена жизнь в детском саду, чтобы нереализованной оказалась одна из самых главных детских потребностей — потребность в движении? Дети вели себя так, как это делал бы оголодавший или сильно жаждущий человек, — долго, всласть «поглощали» возможность подвигаться, поиграть в подвижные игры.

А потом будто насытились. Поняли, что физкультурный зал никуда от них не уйдет, примет в любое время, когда пожелаешь. И природное детское любопытство, желание разнообразной и наполненной жизни повело детей туда, где их ждали, — в разные студии. Опасность однобоких интересов тоже оказалась не такой страшной, какой виделась в начале. Дети ведь не могут очень долго заниматься одним и тем же делом — через определенное время им захочется сменить занятие. А педагог, чем бы ни занимался с ребенком, всегда исподволь может решить еще ряд задач, которые вроде бы напрямую не вытекают из того или иного рода деятельности: что-то посчитать, что-то сравнить, сопоставить по форме или по цвету можно во время рисования, лепки, даже вышивания. Отношения между воспитателем и детьми в микрогруппах всегда гораздо более интимные и доверительные, чем в ситуациях, когда педагогу нужно управляться одновременно с большим количеством детей. В маленькой компании, за интересным делом можно поговорить на разные темы, обсудить друг с другом что-то важное. Есть ли что-нибудь более действенное для развития речи, чем естественная увлекательная беседа? А еще дети «заражают» друг друга своими интересами и побуждают пробовать то один вид деятельности, то другой.

Так что внутри свободной ситуации педагоги вовсе не утратили возможности управлять детским развитием. Просто инструменты управления стали тоньше и умнее. Теперь воспитатель должен не только сам что-то предлагать детям, но и отвечать на детские запросы, помогать детям решать важные для них на сегодняшний момент личностные задачи. Это гораздо труднее, чем работать по готовому конспекту сто лет назад спланированного занятия. Но зато гораздо интереснее. «Дети у нас на глазах ожили. Мы чувствуем эмоциональную отдачу своему труду. И это — главный источник сил и вдохновения для дальнейшей экспериментальной работы».

Немое кино учит говорить

Составлять рассказы по картинкам, что греха таить, дети не очень любят. Но озвучивать кинофильм — дело совершенно другое. Устраиваем маленький кинозал, собираем зрителей — и показ начинается. Фильм состоит из отдельных кадров-рисунков, склеенных между собой в единую «ленту». Лента наматывается на палочку-бабину. Свободный конец закрепляется на другой палочке. Если палочки крутить, кадры перемещаются по экрану.

Это может быть сказка, миф или сюжет из жизни детского сада. Его может нарисовать настоящий художник (родитель, педагог), а могут — и сами дети. Если развить эту идею, можно устроить интереснейшую игру в кинотеатр: продавать билеты, отыскивать места в нужном ряду, включать перед просмотром музыку. Ну а «дикторов» выбирать сначала по желанию, а потом — ввиду их нарастающего количества — жеребьевкой.

Анекдоты со сцены

Анна Ноева занимается с детьми сценической речью. Можно ли представить себе что-нибудь более сложное для дошколят? Но у педагога нет отбоя от желающих выразить себя на сцене. А сцена — вот она, в одной из студий. Хочешь представляться артистом, пожалуйста. Все этому только рады. Правда, прежде чем выступать на импровизированных концертах, нужно подобрать репертуар. Начинается все с чтения вслух. Педагог читает так, что у детей дух захватывает. И тексты чуть ли не с первого прочтения запоминаются наизусть. А потом нужно «рисовать» персонажей словами, жестами, мимикой — чтобы зрителям было интересно. Но иногда находится чтец с «самодеятельным» репертуаром, замешанным на детских анекдотах. Кто сказал, что анекдоты не годятся для сценического исполнения? А любимые всеми юмористы на экранах телевизоров? Нужно только тактично помочь артисту, «работающему» в этом нетипичном для дошкольного учреждения жанре, правильно отобрать тексты. И зрители получат огромное удовольствие от представления.

Публикация статьи произведена при поддержке социальной поисковой системы «Мой компас». Посетив сайт сервиса, который располагается по адресу http://moikompas.ru/compas/rukodelka, Вы узнаете все о рукоделии: поделках из бумаги, ткани, соленого теста или картона. «Мой компас» - одна из наиболее удобных поисковых систем. Благодаря удобной навигации, Вы сможете быстро и без особых усилий найти любую информацию по интересующей Вас тематике. Более того, Вы и сами можете поделиться полезными знаниями и навыками с другими пользователями, и даже получить за это достойное вознаграждение.

 

Рейтинг@Mail.ru