Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

«Мичил»: улыбнись своей судьбе

Чурапчинские эксперименты

Якутское «Мичил» переводится на русский как «легкая улыбка».

В детском саду «Мичил» делают труднейшее дело — пытаются совместить широкое содержание современного образования, его новейшие технологии с давними традициями народной педагогики. Фронтальные занятия здесь чередуются с индивидуально-групповыми. А рядом с воспитателями-профессионалами работают улусные мастера. У якутов, как и у любого другого народа, существуют традиционные промыслы. Секреты мастерства передаются от мастера к ученикам: так было в старину, так происходит и сегодня. Чтобы поступить в учение к тому или иному мастеру, мало высказать желание учиться. И предложить плату за учебу недостаточно. Надо «запасть» мастеру в душу. Уважающий себя мастер не набирает, а выбирает себе учеников. Выбор определяется разными критериями: способностями потенциального ученика к определенному занятию, его родословной, интуицией мастера. Родословная должна предоставить педагогам дополнительную информацию: были ли в роду ребенка люди, искусные в данном деле? Ну а интуиция помогает мастеру определить, сможет ли именно он, конкретный человек-мастер, учить данного, конкретного ребенка-ученика. Сможет ли данный ученик у него учиться?

Есть дети, рука которых словно бы приспособлена для лепки или для плетения. Это дар природы. И им нужно уметь воспользоваться. Определить природные задатки ребенка, помочь им развиться — важнейшая педагогическая задача, считают педагоги «Мичила». Делать это нужно всем «миром» — не только силами воспитателей. Мастеров либо приглашают, либо они сами предлагают свои услуги. За проведение занятий детский сад мастерам не платит. Их финансируют другие улусные структуры. Мастера занимаются с детьми в микрогруппах, где обязательно есть дети, на которых тот или иной мастер «положил глаз», — возможные «ученики». Ко всем детям небольшой группки мастер внимателен, всем что-то показывает, объясняет, помогает. Но к «ученикам» относится по-особенному — с перспективным прицелом. Это вовсе не означает, что речь идет о ранней специализации. На занятие с мастером выделяется определенное время, в течение которого ребенок делает свое дело с удовольствием. Устал — ему предоставляется возможность заняться чем-нибудь другим. Потом чем-нибудь третьим — на случай, если взрослые все-таки ошибутся в своих прогнозах или у ребенка со временем пропадет желание дальше совершенствоваться в каком-то деле.

Соединение несоединимого

Можно ли соединить традиционную культуру с современными образовательными технологиями? Заведующая детским садом «Мичил» Марианна Яковлева нашла замечательное решение этой задачи: разработала этнографический конструктор. В конструкторе два набора — «Традиционное якутское подворье» и «Первый русский острог в Якутии».

Традиционное якутское подворье включало основное жилище (балаган*), коровник, амбар и загон для скота. Каждая постройка выкладывается из «бревнышек»-палочек определенной толщины и размера. Перед «строительством» палочки нужно рассортировать, а затем возвести постройки в соответствии с планом. Как должно выглядеть настоящее подворье, дети могут видеть на панорамном рисунке.

Макет балагана в детском саду «Кэнчээри» (г. Якутск). В нем свободно может разместиться группа детей из 5—6 человек.

Макет балагана в детском саду «Кэнчээри» (г. Якутск). В нем свободно может разместиться группа детей из 5—6 человек.

Второй набор конструктора — «Русский острог» — воспроизводит одно из первых укрепленных поселений в Якутии, появившихся в XVI—XVII вв. в связи с русской колонизацией Сибири. Как выглядел острог, показывает рисунок-панорама. По сравнению с подворьем острог собирать сложнее. Там нужно было только палочки сортировать, здесь — разбираться с тройной маркировкой деталей.

В конструкторе четыре башни. «Бревнышки»-палочки каждой башни отмечены определенной геометрической фигурой. Сортировка в соответствии с геометрическими формами — подготовительный этап строительства. Каждая деталь, кроме геометрического значка, имеет еще два знака. Один — буква якутского алфавита — обозначает сторону света, к которой развернута одна из сторон четырехугольной башни. Другой — число — уровень высоты, на котором данная деталь будет устанавливаться. Значит, после сортировки материала по принадлежности к башне надо разложить палочки каждой группы на четыре кучки в соответствии со стороной света, а потом подбирать их по уровню высоты: палочка № 1 южной стороны, палочка № 1 восточной стороны, палочка № 3 северной стороны… Затем так же подбираются палочки второго уровня, третьего и т.д. Крепятся детали с помощью штырьков.

Настольный игровой макет балагана в детском саду № 33 «Теремок» (г. Якутск). Крыша у балагана снимается.

Настольный игровой макет балагана в детском саду № 33 «Теремок» (г. Якутск). Крыша у балагана снимается.

Играть в конструктор больше всего нравится мальчишкам. Те, что помоложе, осваивают подворье, шестилетки с азартом возводят острог. По ходу дела запоминают фигуры, числа, буквы. Одному справиться с постройкой сложновато. Поэтому работают командами — по 2—3 человека. Ко взрослому за помощью почти не обращаются. Пару раз им показали, как управляться с сортировкой, теперь сами пыхтят. А чего же не попыхтеть, если результат — такой внушительный — налицо? А строительство — настоящее мужское дело.

Вот только придумала этот конструктор женщина — золотая голова, инженерный гений дошкольного дела.

 

Рейтинг@Mail.ru