«Мичил»: улыбнись
своей судьбе
Чурапчинские эксперименты
Якутское «Мичил» переводится на
русский как «легкая улыбка».
В детском саду «Мичил» делают
труднейшее дело — пытаются совместить широкое
содержание современного образования, его
новейшие технологии с давними традициями
народной педагогики. Фронтальные занятия здесь
чередуются с индивидуально-групповыми. А рядом с
воспитателями-профессионалами работают улусные
мастера. У якутов, как и у любого другого народа,
существуют традиционные промыслы. Секреты
мастерства передаются от мастера к ученикам: так
было в старину, так происходит и сегодня. Чтобы
поступить в учение к тому или иному мастеру, мало
высказать желание учиться. И предложить плату за
учебу недостаточно. Надо «запасть» мастеру в
душу. Уважающий себя мастер не набирает, а
выбирает себе учеников. Выбор определяется
разными критериями: способностями
потенциального ученика к определенному занятию,
его родословной, интуицией мастера. Родословная
должна предоставить педагогам дополнительную
информацию: были ли в роду ребенка люди, искусные
в данном деле? Ну а интуиция помогает мастеру
определить, сможет ли именно он, конкретный
человек-мастер, учить данного, конкретного
ребенка-ученика. Сможет ли данный ученик у него
учиться?
Есть дети, рука которых словно бы приспособлена
для лепки или для плетения. Это дар природы. И им
нужно уметь воспользоваться. Определить
природные задатки ребенка, помочь им развиться —
важнейшая педагогическая задача, считают
педагоги «Мичила». Делать это нужно всем «миром»
— не только силами воспитателей. Мастеров либо
приглашают, либо они сами предлагают свои услуги.
За проведение занятий детский сад мастерам не
платит. Их финансируют другие улусные структуры.
Мастера занимаются с детьми в микрогруппах, где
обязательно есть дети, на которых тот или иной
мастер «положил глаз», — возможные «ученики». Ко
всем детям небольшой группки мастер внимателен,
всем что-то показывает, объясняет, помогает. Но к
«ученикам» относится по-особенному — с
перспективным прицелом. Это вовсе не означает,
что речь идет о ранней специализации. На занятие
с мастером выделяется определенное время, в
течение которого ребенок делает свое дело с
удовольствием. Устал — ему предоставляется
возможность заняться чем-нибудь другим. Потом
чем-нибудь третьим — на случай, если взрослые
все-таки ошибутся в своих прогнозах или у ребенка
со временем пропадет желание дальше
совершенствоваться в каком-то деле.
Соединение несоединимого
Можно ли соединить традиционную
культуру с современными образовательными
технологиями? Заведующая детским садом «Мичил»
Марианна Яковлева нашла замечательное решение
этой задачи: разработала этнографический
конструктор. В конструкторе два набора —
«Традиционное якутское подворье» и «Первый
русский острог в Якутии».
Традиционное якутское подворье
включало основное жилище (балаган*), коровник,
амбар и загон для скота. Каждая постройка
выкладывается из «бревнышек»-палочек
определенной толщины и размера. Перед
«строительством» палочки нужно рассортировать,
а затем возвести постройки в соответствии с
планом. Как должно выглядеть настоящее подворье,
дети могут видеть на панорамном рисунке.
Макет балагана в детском саду
«Кэнчээри» (г. Якутск). В нем свободно может
разместиться группа детей из 5—6 человек.
|
Второй набор конструктора —
«Русский острог» — воспроизводит одно из первых
укрепленных поселений в Якутии, появившихся в
XVI—XVII вв. в связи с русской колонизацией Сибири.
Как выглядел острог, показывает
рисунок-панорама. По сравнению с подворьем
острог собирать сложнее. Там нужно было только
палочки сортировать, здесь — разбираться с
тройной маркировкой деталей.
В конструкторе четыре башни.
«Бревнышки»-палочки каждой башни отмечены
определенной геометрической фигурой. Сортировка
в соответствии с геометрическими формами —
подготовительный этап строительства. Каждая
деталь, кроме геометрического значка, имеет еще
два знака. Один — буква якутского алфавита —
обозначает сторону света, к которой развернута
одна из сторон четырехугольной башни. Другой —
число — уровень высоты, на котором данная деталь
будет устанавливаться. Значит, после сортировки
материала по принадлежности к башне надо
разложить палочки каждой группы на четыре кучки
в соответствии со стороной света, а потом
подбирать их по уровню высоты: палочка № 1 южной
стороны, палочка № 1 восточной стороны, палочка №
3 северной стороны… Затем так же подбираются
палочки второго уровня, третьего и т.д. Крепятся
детали с помощью штырьков.
Настольный игровой макет балагана в
детском саду № 33 «Теремок» (г. Якутск). Крыша у
балагана снимается.
|
Играть в конструктор больше всего
нравится мальчишкам. Те, что помоложе, осваивают
подворье, шестилетки с азартом возводят острог.
По ходу дела запоминают фигуры, числа, буквы.
Одному справиться с постройкой сложновато.
Поэтому работают командами — по 2—3 человека. Ко
взрослому за помощью почти не обращаются. Пару
раз им показали, как управляться с сортировкой,
теперь сами пыхтят. А чего же не попыхтеть, если
результат — такой внушительный — налицо? А
строительство — настоящее мужское дело.
Вот только придумала этот конструктор
женщина — золотая голова, инженерный гений
дошкольного дела.
|