Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

Дошкольный «планетарий»

или Как решить проблему маленьких детских садов

Татьяна Сантаева — человек завидной энергии и организаторских способностей. Но этим в Республике Саха никого не удивишь. Удивляет результат. Сантаева сумела реализовать в Якутске проект, достойный самого продвинутого менеджера. Мы бы назвали этот проект «Дошкольный планетарий», а в Управлении образованием называют проще: комплекс «начальная школа — детский сад» и его филиалы («садики-спутники»). Идею Татьяна Семеновна позаимствовала у американских коллег. Ездила с делегацией работников образования на Аляску и там увидела, как работают совсем маленькие садики — на 15—20 детей.

В Якутске, говорит Сантаева, большая очередь на места в детском саду. Кроме того, структура и организация детских садов в городе не учитывают полностью потребности некоторых категорий населения. Например, студентов. Студенты, имеющие семьи и проживающие в общежитиях, не могут рассчитывать на помощь бабушек и дедушек. Возить своих малышей в какой-нибудь детский сад им часто трудно: они то на занятия опаздывают, то к моменту окончания работы садика. Есть еще мигранты из улусов. Они приехали в столицу республики в поисках работы. Как правило, они говорят по-якутски и ищут для своих детей возможность получать образование на родном языке, хотя бы на период адаптации ребенка и семьи к новым, городским условиям.

Вот для таких категорий жителей города и нужны маленькие садики, расположенные тут же, при общежитии, или на первом этаже жилого дома. Казалось бы, потребность очевидна. Желающих много. Но не настолько много, чтобы открыть обычный детский сад. Дети студентов в основном малыши ясельного возраста. Их набирается на две-три группы. Согласно законодательным нормам, учреждений такой наполняемости быть не может: содержать их слишком дорого. А филиал, юридически и административно приписанный к большому саду, открыть можно: такой маленький «спутник», живущий на своей «орбите», но управляемый из центра. И главной «планетой», и «спутниками» руководит одна заведующая. Методическая служба тоже единая. Конечно, методист не может бывать в филиалах каждый день, но два раза в неделю представители администрации головного учреждения обязательно посещают свой «спутник». Медицинская служба тоже единая. Регулярный медицинский осмотр, профилактические прививки, медицинский контроль за работой садика — все это функции медиков «главной планеты». В «спутнике» из «своих» кадров — только воспитатели — три-четыре человека. Одна из воспитательниц имеет статус «старшей». Она ответственна за все происходящее на территории филиала и получает за это надбавку к зарплате в размере 0,5 ставки. Но все педагоги, независимо от расстояния между филиалами и «центром», ощущают себя членами единого педагогического коллектива. Единой «планетарной системы» под названием «Туллукчаан» — начальная школа — детский сад № 10 г. Якутска.

 

Рейтинг@Mail.ru