Павловские сказки
В Павловске рассказывают сказки. Не в
том, что под Петербургом. И не том, что под
Москвой. В якутском Павловске, на ленском берегу.
Ну,
и что тут удивительного? Всем детям во все
времена сказки рассказывали. Но в павловском
детском саду «Мичээр» сказка стала основным
«инструментом» воспитания, главным материалом
для рассказывания, главным содержанием игры и
художественных занятий.
Мировосприятие ребенка мифологично.
Сказочная реальность с наибольшей полнотой
отражает детскую космогонию и понимание законов
мироустройства. Психотерапевты и
сказкотерапевты (западные и отечественные) могут
самым подробнейшим образом объяснить, что
структура сказки, ее мотивы обладают для ребенка
целительным свойством и отвечают на его
подсознательные, не сформулированные в слове
вопросы, указывают выход из проблемных ситуаций.
А филологи с такой же убедительностью могут
доказать, что словарный запас сказки обладает
мощнейшим потенциалом для детского речевого
развития и даже для формирования его
математических представлений: сказочная
реальность основана на символике чисел,
побуждает считать и сравнивать величины не
меньше, чем традиционные арифметические задачи.
Так что теоретическое обоснование у
павловского эксперимента сильное. Но теория —
одно, а практика — другое.
Когда в детском саду отменили
традиционные занятия, родители сильно
занервничали: как-то детей смогут подготовить к
школе, если специально «дрессировать» не будут?
Пришлось долго и терпеливо объяснять, что
готовность к школе определяется общим развитием
ребенка, а не степенью формальной натасканности.
Но «терапия» в отношении родителей —
лишь одна из сложностей, возникших на пути
эксперимента. «Мичээр» посещают якутскоязычные
дети. А пласт якутского фольклора педагогами
оказался не освоен. Они, как и родители детей,
росли в то время, когда и говорить-то на якутском
казалось неприличным. Не то что рассказывать в
детском саду якутские сказки. Их и не издавали.
Местные бабушки — те когда-то знали. Но раньше их
про сказки никто не спрашивал. Поэтому
воспитатели «Улыбки» начали с нуля. Стали читать
якутские сказки (сегодня в Якутии уже есть
сказочные сборники), отбирать те, что, по их
мнению, должны были понравиться детям (в
соответствии с возрастом), учились их
рассказывать. Каждая сказка обсуждается с
коллегами: какие впечатления она несет детям,
какие может вызвать ассоциации, на какие виды
деятельности может вывести. Опробованных
программ, основанных на якутских сказках, нет.
Поэтому единственный критерий верного или
неверного выбора — реакция детей. Слушают они
сказку внимательно, просят продолжить рассказ,
хотят рисовать или лепить по ее мотивам — значит,
педагоги «попали в цель», материал подобран
правильно. Нет ожидаемой реакции — значит,
ошибка допущена.
Воспитатели говорят, что с переходом
на экспериментальный режим у них началась новая
жизнь. Общение со сказкой их самих захватило не
меньше, чем детей. Это оказалось невероятно
интересным — отыскивать нужные тексты, узнавать
якутские названия зверей и птиц, растений,
составлять картотеку, играть с детьми в
сказочные сюжеты. Сказка заставила перестроить
всю жизнь в детском саду. Изменился характер
планирования, изменилась система занятий. Даже
график работы изменился. Вместо посменной работы
педагоги перешли на работу парами. Один педагог
работает с 8.00 до 17.00. Второй в этот день бывает в
группе в течение двух временных отрезков: с 10 до
11.30 и с 15.30 до 18.30. На другой день они меняются
временем. В результате образуются периоды, когда
в группе одновременно находятся оба педагога.
Это заметно облегчает жизнь, позволяет работать
с детьми в подгруппах. Ну а как же с тем, чтобы
поскорее уйти домой? «Эксперимент нас так
захватил, — объясняют педагоги, — что нам теперь
и уходить не хочется. Живем мы от детского сада
недалеко (это же село), вроде и можно было бы на
некоторое время уйти. Но так много тем, которые
нужно обсудить, так много дел, которые удобно
вдвоем делать, что мы, как правило, целый день
проводим в садике. Никто нас не заставляет это
делать, никто к этому не обязывает. Нам просто
интересно работать. Нам хорошо на работе,
поверьте».
Сказки, да и только. Павловские сказки.
|