Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

Павловские сказки

В Павловске рассказывают сказки. Не в том, что под Петербургом. И не том, что под Москвой. В якутском Павловске, на ленском берегу.

Ну, и что тут удивительного? Всем детям во все времена сказки рассказывали. Но в павловском детском саду «Мичээр» сказка стала основным «инструментом» воспитания, главным материалом для рассказывания, главным содержанием игры и художественных занятий.

Мировосприятие ребенка мифологично. Сказочная реальность с наибольшей полнотой отражает детскую космогонию и понимание законов мироустройства. Психотерапевты и сказкотерапевты (западные и отечественные) могут самым подробнейшим образом объяснить, что структура сказки, ее мотивы обладают для ребенка целительным свойством и отвечают на его подсознательные, не сформулированные в слове вопросы, указывают выход из проблемных ситуаций. А филологи с такой же убедительностью могут доказать, что словарный запас сказки обладает мощнейшим потенциалом для детского речевого развития и даже для формирования его математических представлений: сказочная реальность основана на символике чисел, побуждает считать и сравнивать величины не меньше, чем традиционные арифметические задачи.

Так что теоретическое обоснование у павловского эксперимента сильное. Но теория — одно, а практика — другое.

Когда в детском саду отменили традиционные занятия, родители сильно занервничали: как-то детей смогут подготовить к школе, если специально «дрессировать» не будут? Пришлось долго и терпеливо объяснять, что готовность к школе определяется общим развитием ребенка, а не степенью формальной натасканности.

Но «терапия» в отношении родителей — лишь одна из сложностей, возникших на пути эксперимента. «Мичээр» посещают якутскоязычные дети. А пласт якутского фольклора педагогами оказался не освоен. Они, как и родители детей, росли в то время, когда и говорить-то на якутском казалось неприличным. Не то что рассказывать в детском саду якутские сказки. Их и не издавали. Местные бабушки — те когда-то знали. Но раньше их про сказки никто не спрашивал. Поэтому воспитатели «Улыбки» начали с нуля. Стали читать якутские сказки (сегодня в Якутии уже есть сказочные сборники), отбирать те, что, по их мнению, должны были понравиться детям (в соответствии с возрастом), учились их рассказывать. Каждая сказка обсуждается с коллегами: какие впечатления она несет детям, какие может вызвать ассоциации, на какие виды деятельности может вывести. Опробованных программ, основанных на якутских сказках, нет. Поэтому единственный критерий верного или неверного выбора — реакция детей. Слушают они сказку внимательно, просят продолжить рассказ, хотят рисовать или лепить по ее мотивам — значит, педагоги «попали в цель», материал подобран правильно. Нет ожидаемой реакции — значит, ошибка допущена.

Воспитатели говорят, что с переходом на экспериментальный режим у них началась новая жизнь. Общение со сказкой их самих захватило не меньше, чем детей. Это оказалось невероятно интересным — отыскивать нужные тексты, узнавать якутские названия зверей и птиц, растений, составлять картотеку, играть с детьми в сказочные сюжеты. Сказка заставила перестроить всю жизнь в детском саду. Изменился характер планирования, изменилась система занятий. Даже график работы изменился. Вместо посменной работы педагоги перешли на работу парами. Один педагог работает с 8.00 до 17.00. Второй в этот день бывает в группе в течение двух временных отрезков: с 10 до 11.30 и с 15.30 до 18.30. На другой день они меняются временем. В результате образуются периоды, когда в группе одновременно находятся оба педагога. Это заметно облегчает жизнь, позволяет работать с детьми в подгруппах. Ну а как же с тем, чтобы поскорее уйти домой? «Эксперимент нас так захватил, — объясняют педагоги, — что нам теперь и уходить не хочется. Живем мы от детского сада недалеко (это же село), вроде и можно было бы на некоторое время уйти. Но так много тем, которые нужно обсудить, так много дел, которые удобно вдвоем делать, что мы, как правило, целый день проводим в садике. Никто нас не заставляет это делать, никто к этому не обязывает. Нам просто интересно работать. Нам хорошо на работе, поверьте».

Сказки, да и только. Павловские сказки.

 

Рейтинг@Mail.ru