Эксперименты вокруг
компьютера
Специальные обследования показали,
что у детей, знакомых с компьютером, наблюдается
преобладание интересов к математике, технике и
даже к труду по самообслуживанию и домашним
обязанностям, а уровень их
интеллектуально-творческого развития
существенно выше, чем у их сверстников, не
общавшихся с этой техникой. Правда, по сравнению
с остальными детьми они продемонстрировали
относительно невысокий интерес к гуманитарной
сфере и естествознанию.
Затем детей знакомили с компьютерной
техникой, учили играть и работать (дети осваивали
обучающие программы). В результате оценки уровня
развития интеллекта и творческих способностей,
сделанной после этого, было выявлено, что
наибольший рост интеллектуально-творческого
потенциала наблюдался у детей, которые до начала
специальных занятий не имели контакта с
компьютерной техникой («эффект новизны
компьютерного обучения»). И это несмотря на то,
что практически все эти дети работали в основном
с игровыми и значительно меньше с обучающими
программами.
Эксперимент показал, что компьютерные
технологии в целом и компьютерные игры в
частности обладают большими возможностями в
плане развития интеллектуально-творческого
потенциала личности ребенка. В качестве основных
факторов здесь выступают: использование
программного обеспечения в целях интенсификации
обучения; расширение возможностей предъявления
учебной информации; экономия учебного времени за
счет исключения рутинных операций при обработке
различного рода учебной информации; расширение
сферы самостоятельной, в том числе
исследовательской, деятельности детей;
вариативность видов учебной деятельности.
Александр САВЕНКОВ,
доктор психологических наук,
доктор педагогических наук
|