Электронные
«мощности» «Первого сентября»
Издательский дом «Первое сентября», в который
входит газета «Дошкольное образование», имеет
свои электронные мощности. И, как показывает
вполне объективный анализ, ему есть, чем
похвастаться в этой области. Рассказывает
главный редактор газеты «Информатика» и сайта
нашего издательского дома Сергей ОСТРОВСКИЙ
Сайт «Первого сентября» является
самым посещаемым образовательным ресурсом сети
Интернет. Это единственный настоящий
образовательный сайт, который входит в первую
сотню посещаемых сайтов России.
Нас часто спрашивают, почему сайт
«Издательского дома» не имеет форума, то есть не
предполагает интерактивных форм участия
посетителей в его жизни. Тут я должен сказать, что
представление о том, что возможность
интерактивности является стимулом для посещения
сайта, — это самый распространенный
предрассудок.
Мы не сразу это поняли. А потом пришли к выводу,
что есть единственная массовая потребность, с
которой люди обращаются в Интернет: это
потребность в поиске информации. Интернет играет
роль электронной библиотеки. Потребность в
общении, в обсуждении проблем на сайте по
сравнению с потребностью в поиске информации
мизерна. Обычно этому не верят. Все, начинающие
сетевые проекты, думают, что это неправда. Но мы в
этом уверены. Почему так происходит, неизвестно.
Форумы, тем более по образовательной тематике, не
«жильцы». Там, возможно, будут «тусоваться»
десять—двадцать человек. По сравнению с общим
количеством посетивших сайт за четыре года (20
млн. человек) это совершенно несерьезно.
Люди обращаются к нам не для того, чтобы общаться
в смысле «поговорить», а за информацией. И самое
эффективное, самое лучшее, что мы можем сделать
для нашего профессионального сообщества — для
педагогов, это накопить как можно больше
информации. Хотя, возможно, со временем ситуация
изменится.
Возникает вопрос: зачем нужен сайт
«Первого сентября», если он дублирует содержание
наших газет? Не может ли это привести к снижению
подписки? Мы уверены, что не может.
Существует значительная часть людей —
постоянных пользователей сети, которые давно уже
предпочитают электронные источники информации
бумажным. Как правило, те, кто читают материалы в
электронном виде, никогда бы не подписались на
бумажную версию. Это практически не
пересекающиеся аудитории. Поэтому за счет
электронных версий мы расширяем свою аудиторию.
Первой экспериментальной газетой, размещенной
нами в Интернете, был «Школьный психолог». И это
только способствовало его продвижению и росту
популярности. «Дошкольное образование»
полностью выкладывается в сети, но ему это не
повредило. Возможно, со временем мы изменим
политику и сделаем вход на сайт платным. Но пока…
Размещая материалы наших газет на сайте, мы также
учитываем ту категорию подписчиков, которая
пользуется нашими бумажными изданиями и не имеет
возможности свободно входить в Интернет. У них
может возникнуть потребность какие-то материалы
получить не только в бумажном, но и в электронном
виде. Например, для размножения.
К сожалению, мы вынуждены были прекратить
подписку на электронные версии наших газет.
Ситуация с электронной почтой такова, что мы не
можем гарантировать заказчикам достаточно
надежную доставку версии. Почта страдает от
вирусов и спама. Все владельцы серверов
защищаются, как могут. Поэтому в рассылке
происходят сбои. И вирусы, и спам обычно
связывают с массовой рассылкой. И наши версии —
массовая рассылка. Владельцы сетей, защищаясь от
вирусов, в первую очередь чинят препятствия
массовым рассылкам. Значит, и нам. Не по злобе, а
по неведению. Поэтому письма то доходят, то не
доходят. Или доходят «битыми». Или происходят
всякие «почтовые» чудеса: кто-то что-то получает,
но почему-то не может открыть «посылку». Раньше,
когда крупных бесплатных серверов было не очень
много, мы могли договариваться с их хозяевами,
чтобы они нас «распознавали». Но сейчас такой
возможности нет. Те из наших подписчиков, кто
имеет настоящие почтовые ящики (как правило,
платные), обычно не имели проблем с получением
электронных версий. Но они составляли около
половины адресатов «Первого сентября». А другие,
пользующиеся бесплатными ящиками, страдали.
Отделять же одних от других у нас пока нет
возможности.
Но, закрывая одну услугу, мы предложили читателям
другую. По материалам семи наших газет вышли
компакт-диски с годовыми подшивками: все
материалы в электронном виде. Для «Дошкольного
образования» такого диска пока нет. Но с января
2005 года можно будет купить компакт-диск с
электронными версиями всех номеров за 2004 год.
Удачной, на наш взгляд, была и идея
«электронного» Фестиваля педагогических идей.
Фестиваль вырос из идеи обслуживания педагогов в
«обе стороны». Первая сторона такого
обслуживания — это удовлетворение читательской
потребности. Другая сторона — это
удовлетворение «писательской» потребности.
Газета не может опубликовать всех желающих на
своих площадях: у каждой редакции существуют
ограничения на публикации — самые разные. А
Фестиваль позволяет публиковаться всем желающим
— при соблюдении некоторого ряда требований. Это
своеобразное «волшебное» решение проблемы
возможно благодаря электронной форме. И,
возможно, в будущем мы найдем такие «волшебные»
решения для самых разных проблем.
От редакции: Уважаемые участники
Фестиваля педагогических идей! Мы ознакомились с
присланными вами материалами. Некоторые из них
достойны самой высокой оценки, и мы с
удовольствием опубликуем их «по старинке» — на
своих бумажных площадях. Следите за нашими
материалами. Обнаружив свой материал на
страницах «Дошкольного образования», свяжитесь
с нами любым доступным вам способом: по телефону,
по обычной или электронной почте.
|