Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

Электронные «мощности» «Первого сентября»

Издательский дом «Первое сентября», в который входит газета «Дошкольное образование», имеет свои электронные мощности. И, как показывает вполне объективный анализ, ему есть, чем похвастаться в этой области. Рассказывает главный редактор газеты «Информатика» и сайта нашего издательского дома Сергей ОСТРОВСКИЙ

Сайт «Первого сентября» является самым посещаемым образовательным ресурсом сети Интернет. Это единственный настоящий образовательный сайт, который входит в первую сотню посещаемых сайтов России.

Нас часто спрашивают, почему сайт «Издательского дома» не имеет форума, то есть не предполагает интерактивных форм участия посетителей в его жизни. Тут я должен сказать, что представление о том, что возможность интерактивности является стимулом для посещения сайта, — это самый распространенный предрассудок.
Мы не сразу это поняли. А потом пришли к выводу, что есть единственная массовая потребность, с которой люди обращаются в Интернет: это потребность в поиске информации. Интернет играет роль электронной библиотеки. Потребность в общении, в обсуждении проблем на сайте по сравнению с потребностью в поиске информации мизерна. Обычно этому не верят. Все, начинающие сетевые проекты, думают, что это неправда. Но мы в этом уверены. Почему так происходит, неизвестно. Форумы, тем более по образовательной тематике, не «жильцы». Там, возможно, будут «тусоваться» десять—двадцать человек. По сравнению с общим количеством посетивших сайт за четыре года (20 млн. человек) это совершенно несерьезно.
Люди обращаются к нам не для того, чтобы общаться в смысле «поговорить», а за информацией. И самое эффективное, самое лучшее, что мы можем сделать для нашего профессионального сообщества — для педагогов, это накопить как можно больше информации. Хотя, возможно, со временем ситуация изменится.

Возникает вопрос: зачем нужен сайт «Первого сентября», если он дублирует содержание наших газет? Не может ли это привести к снижению подписки? Мы уверены, что не может.
Существует значительная часть людей — постоянных пользователей сети, которые давно уже предпочитают электронные источники информации бумажным. Как правило, те, кто читают материалы в электронном виде, никогда бы не подписались на бумажную версию. Это практически не пересекающиеся аудитории. Поэтому за счет электронных версий мы расширяем свою аудиторию. Первой экспериментальной газетой, размещенной нами в Интернете, был «Школьный психолог». И это только способствовало его продвижению и росту популярности. «Дошкольное образование» полностью выкладывается в сети, но ему это не повредило. Возможно, со временем мы изменим политику и сделаем вход на сайт платным. Но пока…
Размещая материалы наших газет на сайте, мы также учитываем ту категорию подписчиков, которая пользуется нашими бумажными изданиями и не имеет возможности свободно входить в Интернет. У них может возникнуть потребность какие-то материалы получить не только в бумажном, но и в электронном виде. Например, для размножения.
К сожалению, мы вынуждены были прекратить подписку на электронные версии наших газет. Ситуация с электронной почтой такова, что мы не можем гарантировать заказчикам достаточно надежную доставку версии. Почта страдает от вирусов и спама. Все владельцы серверов защищаются, как могут. Поэтому в рассылке происходят сбои. И вирусы, и спам обычно связывают с массовой рассылкой. И наши версии — массовая рассылка. Владельцы сетей, защищаясь от вирусов, в первую очередь чинят препятствия массовым рассылкам. Значит, и нам. Не по злобе, а по неведению. Поэтому письма то доходят, то не доходят. Или доходят «битыми». Или происходят всякие «почтовые» чудеса: кто-то что-то получает, но почему-то не может открыть «посылку». Раньше, когда крупных бесплатных серверов было не очень много, мы могли договариваться с их хозяевами, чтобы они нас «распознавали». Но сейчас такой возможности нет. Те из наших подписчиков, кто имеет настоящие почтовые ящики (как правило, платные), обычно не имели проблем с получением электронных версий. Но они составляли около половины адресатов «Первого сентября». А другие, пользующиеся бесплатными ящиками, страдали. Отделять же одних от других у нас пока нет возможности.
Но, закрывая одну услугу, мы предложили читателям другую. По материалам семи наших газет вышли компакт-диски с годовыми подшивками: все материалы в электронном виде. Для «Дошкольного образования» такого диска пока нет. Но с января 2005 года можно будет купить компакт-диск с электронными версиями всех номеров за 2004 год.

Удачной, на наш взгляд, была и идея «электронного» Фестиваля педагогических идей.
Фестиваль вырос из идеи обслуживания педагогов в «обе стороны». Первая сторона такого обслуживания — это удовлетворение читательской потребности. Другая сторона — это удовлетворение «писательской» потребности. Газета не может опубликовать всех желающих на своих площадях: у каждой редакции существуют ограничения на публикации — самые разные. А Фестиваль позволяет публиковаться всем желающим — при соблюдении некоторого ряда требований. Это своеобразное «волшебное» решение проблемы возможно благодаря электронной форме. И, возможно, в будущем мы найдем такие «волшебные» решения для самых разных проблем.

От редакции: Уважаемые участники Фестиваля педагогических идей! Мы ознакомились с присланными вами материалами. Некоторые из них достойны самой высокой оценки, и мы с удовольствием опубликуем их «по старинке» — на своих бумажных площадях. Следите за нашими материалами. Обнаружив свой материал на страницах «Дошкольного образования», свяжитесь с нами любым доступным вам способом: по телефону, по обычной или электронной почте.

 

Рейтинг@Mail.ru