Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2004

ЛАБОРТОРИЯ

Расстояние — учебе не помеха!

Создание компьютерной сети позволило выработать совершенно новые параметры образовательного пространства: появились реальные возможности для дистанционного обучения людей различных профессий. Опыт такого обучения в сфере педагогики не очень велик, но он постоянно накапливается.
«Условия жизни у нас суровые, — говорит Мария ПРОКОФЬЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного образования Государственной педагогической академии Республики Саха. — Якутия занимает большую территорию, но в силу различных причин здесь еще нет железных дорог. Весной разливы рек затрудняют сообщение между городами и селами, а некоторые тундровые районы порой вообще оказываются отрезанными на некоторое время от других населенных пунктов. Однако в самых отдаленных от центра местах у нас тоже есть школы и детские сады. И там тоже работают наши педагоги. Эти педагоги очень хотят профессионально расти, учиться. Сегодня благодаря дистанционному обучению мы можем удовлетворить их потребности в получении знаний».
В якутских улусах нет теплых туалетов, но есть компьютеры. В каждом улусном центре обязательно есть небольшой компьютерный центр, с помощью которого можно поддерживать связь с остальным миром, быть в курсе событий и вести активную переписку с нужными людьми и организациями.
Следование древним обычаям и традиционные народные промыслы самым чудесным образом уживаются с духом технического прогресса в виде сети Интернет. Через компьютерную сеть и обучаются желающие повышать свой профессиональный уровень педагоги.
Из приведенного ниже текста наши читатели смогут составить некоторое представление о том, как организовано дистанционное обучение педагогов в Государственной педагогической академии Республики Саха.

Технология дистанционного обучения

Дистанционное обучение (ДО) — это универсальная гуманистическая форма обучения, где используется широкий спектр традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств обучения. ДО предоставляет равные возможности педагогам для получения качественного дифференцированного образования независимо от места жительства, финансово-экономической ситуации, социального статуса.

Характерные черты ДО:

Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины и прохождения учебной программы.

Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

Охват. Одновременное обращение к многим источникам учебной информации большого количества обучающихся.

Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

В республике ДО осуществляется в рамках реализации образовательного проекта «Создание системы дистанционного образования».

Основная цель организации ДО — подготовка кадров с высшим педагогическим образованием для школ, детских дошкольных учреждений республики с использованием новых педагогических технологий на современной теоретической, методической, информационной и технической базе СГПА.

Технология обучения. Обучение проводится по кейс- и сетевой технологиям.

Кейс-технология изучение курса (учебной дисциплины), предоставленного студенту в виде учебно-методического комплекса (УМК): учебное пособие, содержащее целостное описание предметной области, необходимое количество вопросов, контрольных заданий для самопроверки и проверки знаний; методические материалы; первоисточники — в электронном виде; аудио-, видеоприложения (по необходимости и за дополнительную плату).

Сетевая технология — изучение курса посредством электронных учебников и обращения к серверу ДО.

В улусных УО определяются тьюторы — координаторы учебного процесса дистанционного обучения. Тьюторам УУО передается УМК в электроном виде, предусматривается возможность использования электронной почты, Интернета. Студенты получают УМК у тьютора или по возможности в СГПА.

В каждом отдельном цикле порядок прохождения предложенных учебных предметов студент вправе выбрать самостоятельно.

В процессе прохождения программы учебной дисциплины студент может получить консультации у преподавателя по электронной почте через тьютора или самостоятельно.

После изучения учебной дисциплины и выполнения заданий (в среднем на 1,5 кейса — 1 месяц) студент заявляет тьютору о своей готовности сдачи итоговых работ (контрольных, рефератов, курсовых, зачетов, экзаменов).

К сдаче зачета или экзамена допускаются студенты, сдавшие контрольные работы тьютору.

Зачетные и экзаменационные работы в форме тестов (на бумагоносителе или по сети) выполняются строго в присутствии тьютора в определенный отрезок времени. После выполнения тестов на бумагоносителе работа опечатывается и отправляется тьютором в Государственную педагогическую академию (СПГА). Работа по сети отправляется непосредственно по Интернету. Задания для зачетов и экзаменов не выдаются на дом и не выносятся студентом в любом виде (переписывание, ксерокопирование...) из аудитории.

Порядок обучения по заочной форме с применением дистанционной технологии

1. Организация учебного процесса.

1.1. Обучение проводится по учебным плану и программам, разработанным в соответствии с федеральными требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждаются ученым советом СГПА.

1.2. Срок обучения (прохождение учебной программы) выбирается студентом индивидуально (возможна форма экстерната), но не более чем принятый срок по заочной форме обучения в соответствии с учебным планом и Уставом СГПА (3,5 года).

1.3. Основными формами учебной деятельности являются индивидуальная, самостоятельная работа студентов по изучению УМК, выполнение контрольных заданий и тестов, сдача зачетов и экзаменов, работа с тьюторами и преподавателями.

1.4. Процесс обучения включает работу с сервером СГПА (сайт ДО СГПА, электронная почта).

1.5. СГПА организует выездные семинары-консультации и итоговый контроль не реже 1 раза за учебный год.

1.6. В случае получения студентом неудовлетворительной оценки студент имеет право пересдать зачет, экзамен не более трех раз.

1.7. Студенты, не выполнившие программу учебного курса, не сдавшие экзамен или зачет после трех пересдач, отчисляются за академическую задолженность. Внесенная оплата за обучение возврату не подлежит.

1.8. В случае невыполнения учебной программы в положенный срок студенту дается право завершить обучение в течение следующего года при условии прохождения 70% учебного плана за дополнительную оплату. Исключительные случаи (длительная болезнь, уход за инвалидами I группы и т.д.) рассматриваются в индивидуальном порядке.

 

Рейтинг@Mail.ru