Как, согласно теории свободного
воспитания, должен быть организован детский сад
…Теория свободного воспитания
предполагает детский сад на новых началах, и этот
идеальный детский сад я и постараюсь
охарактеризовать в самых общих чертах.
Первый вопрос, который у нас при этом
возникает, это вопрос о характере тех отношений,
которые должны существовать в этом учреждении
между детьми и их воспитателями, о той форме,
которую должно принять это учреждение, чтобы
быть наиболее благоприятной средой для цельного
гармонического всестороннего развития детей и
чтобы быть в состоянии достигнуть в области
воспитания наибольших результатов и наиболее
согласующихся с истинными воспитательными
задачами. Здесь перед нами маленькое общество,
состоящее из детей и их воспитателей; здесь мы
имеем ту форму общения людей друг с другом,
которую можно назвать воспитывающим и
образовывающим общением. И вот, подобно тому, как
общественная жизнь развивает максимум
общественности только при условии соединения
людей друг с другом на равных началах, только при
условии сведения подчинения одного лица другому
к минимуму или даже полного устранения этого
подчинения, так и воспитывающее и образовывающее
общение между воспитателем и ребенком развивает
максимум своего воспитательного значения только
при условии устранения из этого общения элемента
принуждения до пределов возможного.
В идеальном детском саду ребенок и
воспитатель будут иметь значение как две
равноправные единицы, и то воспитывающее
общение, которое там установится между ними, не
будет иметь своей задачей подчинение ребенка
воле воспитателя. Если и будет иметь место
подчинение ребенка воле воспитателя, то оно
будет компенсироваться равноценным подчинением
воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешение
или компенсация означают, что из того, что я
назвал воспитывающим общением, элемент
подчинения устранен совершенно. Подчинение
одного, уравновешиваясь равным подчинением
другого, означает только то, что связь между ними
приняла форму соединения на равных началах. И
такую именно форму будет стремиться принять
воспитывающее общение в идеальном детском саду.
В современных детских садах такого равенства в
воспитывающем общении не существует. В них
только ребенок подчиняется воле воспитателя, но
воспитатель не подчиняется воле ребенка. В них
воспитывает только воспитатель, считающий это
воспитание своей прерогативой, но воспитывать
должен не только воспитатель ребенка, а и ребенок
воспитателя. И хотя это положение и звучит
парадоксом, однако только при последовательном и
неуклонном проведении его мы будем иметь
истинных воспитателей и воспитание будет
достигать наибольших возможных положительных
результатов. Чем скорее ребенок увидит и
почувствует, что не только его воспитывают, но
что он сам как бы воспитывает своего воспитателя,
что последний под его влиянием непрерывно
перевоспитывается и улучшается, тем полнее и
плодотворнее будет влияние воспитателя на
ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не
стремится его во что бы то ни стало подчинить
своей воле, что он не только не старается
противодействовать воле ребенка, но, напротив
того, признает ее и уважает и оказывает ей
всяческое содействие и поддержку, тем более он
будет склонен свободно следовать тем разумным и
справедливым требованиям, которые ему ставит
воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.
То общественное соединение, которое
представляет собой детский сад, могло бы быть
подведено под понятие педагогической общины.
Ввиду того, что это очень важный и существенный
пункт, играющий определяющую роль во всем строе
жизни детского сада, следует на нем остановиться
и попытаться ясно и точно определить, что следует
разуметь под понятием педагогической общины. Под
словом «община» я понимаю общность дела. Везде,
где группа людей соединяется сознательно для
одного общего дела, мы имеем общину, причем от
характера этого дела и от широты захватываемых
им сторон жизни зависят характер и широта самой
общины. Понятие общины привыкли соединять с
понятием экономических, хозяйственных
интересов, но оно гораздо шире и может охватывать
не только экономическую сторону жизни, но и все
другие стороны его. Детский сад мною был назван
педагогической общиной, т.е. такой общиной,
которая является свободным соединением членов
его для общего всем им педагогического дела, т.е.
дела воспитания и образования.
К этому мы должны прибавить, что эта
община в своем строе должна стремиться
приблизиться в возможно больших размерах к типу
идеального общества, потому что тем более
благоприятной средой в воспитательном и
образовательном отношении она явится. Идеальным
же обществом может быть названо то общество, в
основу которого положены принципы равной
свободы всех его членов, братства и
справедливости. И эти же принципы должны быть
положены в основу и идеального детского сада.
Надо стремиться поставить в нем дело таким
образом, чтобы даже самый маленький ребенок
чувствовал себя членом общества, стремящегося
стать все более совершенным в своем строе, а
также сознавал, что от его деятельности зависит
развитие и совершенствование этого общества. Чем
яснее и чем глубже дети и их воспитатели в
детском саду будут сознавать тот идеал, к
осуществлению которого детский сад должен
стремиться, как педагогическая община, и чем в
больших размерах будет проведен там в жизнь
общинный принцип, тем в большей степени
последний будет содействовать общественному
воспитанию детей, в смысле развития у них
уважения к правам другого и способности к общему
творческому делу.
Воспитатели идеального детского сада
будут прилагать все свои старания к тому, чтобы
это учреждение представлялось ребенку,
вступающему в него, местом счастья, радости,
свободы, но вместе с тем и серьезного
торжественного отношения к жизни и его задачам и
чтобы ребенок все более проникался тем
сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно
здесь над задачами жизни, возникающими в этой
маленькой общине, он приучится работать на более
широком поприще над теми же задачами жизни,
только в более увеличенном масштабе. В целях
пробуждения у детей подобного сознательного
отношения к детскому саду и все большего их
проникновения той мыслью, что это учреждение —
педагогическая община, что они — дети —
равноправные члены этой общины, наравне с
воспитателями, что они — маленькие творцы тех
форм жизни, которые создаются в ней, большую роль
будут играть общие совместные беседы обо всех
событиях жизни детского сада. При этом
воспитатели будут обращать особенное внимание
на то, чтобы в этих беседах было по возможности
меньше внешнего и показного, а чтобы они были
свободными, искренними и вдумчивыми в обсуждении
вопросов жизни.
Чтобы быть идеальной в воспитательном
отношении общиной, чтобы дать возможность начать
развертываться всем сторонам природы ребенка, на
которые впоследствии ему предъявит запрос и
широкая и многообразная жизнь, в которую он
вступит, когда сделается взрослым человеком,
детский сад должен охватывать, по возможности,
все стороны человеческой жизни. Поэтому он
должен быть и местом посильного приобретения тех
или других знаний и навыков, и местом свободных
игр ребенка, и местом посильного для него
физического труда, а также местом удовлетворения
всех общественных, научных, эстетических,
нравственных и других запросов ребенка, одним
словом, он должен быть местом цельной и
гармоничной жизни его.
И вместе с тем так или иначе детский
сад будет представлять собой маленькую
хозяйственную единицу, которая будет иметь свой
бюджет, свои источники доходов, будет
производить те или другие расходы, будет
обслуживать свои материальные нужды, и во всем
этом, во всей экономической стороне жизни
детского сада, в ведении хозяйства в нем дети
должны принимать самую деятельную роль. С
хозяйственной жизнью им приходится встречаться
в семье и придется и потом встречаться в течение
всей своей жизни. В каком бы хозяйстве, частном
или коллективном, человек ни принимал участие,
это неизбежная сторона человеческой жизни, от
которой никогда и никуда нельзя уйти, и потому,
чем раньше дети научатся разумному и
целесообразному ведению хозяйства, тем лучше.
Идеальный детский сад будет являться
также и маленькой трудовой ассоциацией, в
которой как дети, так и воспитатели несут тот или
другой труд на пользу всей общины, причем в этом
труде значительное место занимает труд
физический, столь необходимый, наряду с
умственным трудом, для цельного и гармонического
развития ребенка.
Общественно необходимый
производительный труд будет играть существенную
роль в жизни детского сада и потребует особого
внимания и заботливости со стороны воспитателей.
Общественно необходимый труд — это здоровая
основа этой жизни. Без нее вся эта жизнь может
принять извращенное направление. Только тогда,
когда в детском саду создастся серьезная
трудовая атмосфера, только тогда мы можем быть
уверены, что развитие тех детей, которые в нем
получают свое образование и воспитание, пойдет
нормальным, здоровым путем. И потому воспитатели
детского сада будут добиваться того, чтобы
общественно необходимому производительному
труду дети посвящали каждый день известную часть
времени, чтобы без такого труда день, проведенный
в детском саду, являлся бы чем-то неполным и
незаконченным, чем-то как бы лишенным своего
оправдания. И не только более взрослые дети
детского сада, но даже самые маленькие будут
вносить в этот труд свою хотя бы и ничтожную
лепту. И их не потребуется к этому принуждать,
потому что это идет навстречу их естественному
стремлению к деятельности, которую они проявляют
с тем большею охотою, чем больше видят в ней
смысла и чем больше сознают, что их работа
необходима для других. И труд этот не может быть
для них тягостным, потому что каждому придется
принимать участие в нем только в меру своих сил,
способностей и уменья и потому, что воспитатели
будут всегда считаться с возрастом ребенка и его
состоянием, физическим и душевным, в данный
момент.
…В качестве иллюстрации я могу
перечислить некоторые виды общественно
необходимого труда, которые могут найти себе
место в детском саду. Таковы, например: 1)
поддержание помещения и вещей, находящихся в нем,
в сохранности, в чистоте и опрятности; 2)
изготовление завтрака и все связанные с ним
хозяйственные операции; 3) изготовление для
детского сада тех или других необходимых
предметов; 4) изготовление игрушек для детей; 5)
изготовление простейших необходимых учебных
принадлежностей и пособий; 6) изготовление
предметов для украшения детского сада; 7) уход за
растениями, за аквариумом и террариумом, если
таковые будут, и т.д. и т.п. Если детский сад
устраивается не в городе, а за городом, среди
природы, то, сверх вышеперечисленных видов
общественно необходимого труда, могут быть
организованы различные виды земледельческих
работ, садоводство, огородничество, молочное
хозяйство, уход за скотом, птицами и т.д.
В Киеве, как мы читаем в докладе
Н.Д. Лубенец «Питомцы народных детских садов в
школе», прочитанном ею на 1-м Всероссийском
съезде по семейному воспитанию в Петрограде,
было организовано совещание воспитательниц
восьми народных детских садов, и вот в числе
выработанных ими положений мы находим, например,
следующее: «Все занятия детского сада, как ручной
труд, так и уборка комнат, дежурство детей в
столовой, раздувальной и кухне, работы в саду, где
они существуют, не являются для них развлечением,
забавой, чем-то случайным и постоянно
сменяющимся, но посильным, систематическим
трудом, входящим в порядок дня, приятным и
радостным, потому что он соответствует их силам и
природе»1.
Но тут возникает перед нами весьма
важный вопрос: будет ли этот порядок дня чем-то
твердо установленным, будет ли он какою-то
железною необходимостью, вообще говоря, будет ли
ежедневная жизнь детского сада укладываться в
известные определенные строго фиксированные
рамки какого-нибудь расписания, наперед
составленного воспитателями, будет ли там нечто,
подобное тому расписанию занятий, какое мы
встречаем, например, обычно в средней школе? Едва
ли, и принципиально следует отнестись
отрицательно ко всякому такому заранее и строго
фиксированному порядку дня. Всякий такой
фиксированный порядок дня был бы угрозой для
жизненности этого учреждения, был бы наложением
на него мертвящей руки. Воспитатели идеального
детского сада будут считаться с возрастом детей,
которые в нем находятся. Это возраст быстро
сменяющихся настроений, быстро перескакивающих
интересов, и втискивать его в определенные рамки
какой-нибудь программы, какого-нибудь расписания
значило бы просто вступать в борьбу с ним,
значило бы производить над этим возрастом самую
отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда
не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен
быть изжит в полной мере своих особенностей, так
же, как и тот возраст детства, который приходится
на долю детского сада.
«Было бы большою ошибкою, —
говорит Е.Дюринг в своем сочинении «Ценность
жизни», — признать в детском существовании лишь
средство для достижения более зрелой жизни. Мир
ребенка представляет самостоятельную сферу
страдания и радостей, и, как таковая, она особенно
достойна нашего внимания. Воспитание
справедливо имеет в виду лишь цели позднейшей
жизни, но, быть может, наступит время, когда
взгляд, что ребенок есть нечто большее, чем
простой объект воспитания, — сделается
общепризнанным. Отсюда становится совершенно
понятно существование некоторой вражды между
точкою зрения педагогов и детским пониманием.
Первый всегда думает лишь о том, что ему
предстоит сделать из своего объекта (уже самое
это слово характерно), второй заботится только о
настоящем, т.е. о том, что есть, а не о том, что еще
будет… Те, кто распоряжается судьбою ребенка,
при их слишком исключительных заботах о будущем,
пусть вспомнят, что в случае, если жизнь ребенка
оборвется вследствие преждевременной смерти,
утрата для него и для них самих будет тем
чувствительнее, чем более придется сознавать,
что ради будущего слишком жертвовалось
настоящим ребенка и непосредственными
возбуждениями детской жизни. Если же ребенок
свободно пользовался жизнью и испытал все
впечатления своего возраста, то и в случае
преждевременной смерти он по крайней мере не
окажется лишенным того количества жизненного
наслаждения, которое предоставлено природою его
возрасту»2.
Но, становясь, таким образом, в отрицательное
отношение ко всякому извне установленному,
твердо фиксированному порядку занятий и работ в
детском саду, воспитатели детского сада будут
заботливо относиться ко всякой замечаемой ими у
детей попытке к планомерной деятельности, ко
всякому наблюдаемому у них стремлению составить
себе лан занятий в пределах ли часа, дня или
большого промежутка времени, смотря по возрасту
и развитию ребенка. Они будут помнить при этом,
что всякая такая попытка является тем ростком, из
которого должно вырасти могучее дерево
сознательной, разумной, творческой воли. Все
такие попытки, поскольку они являются
естественными проявлениями свободного развития
ребенка, будут всячески подхватываться,
поощряться и утилизироваться воспитателями
идеального детского сада в целях развития из
ребенка свободной, самобытной, самостоятельной,
творческой личности.
Но все это будет совершаться с
большою осторожностью и заботливостью из
опасения оказать на ребенка давление, проявить
над ним хотя бы и тонкое и нечувствительное
насилие, из боязни торопливым стремлением
натаскать на то, что свойственно более старшему
возрасту, повредить его свободному,
естественному развитию. Воспитатели идеального
детского сада будут в данном случае помнить
золотые, незабвенные слова Руссо, что «терять»
здесь «время» значит на самом деле его
«выигрывать», а также и слова Фребеля, что
воспитание в возрасте первого детства должно
быть «следящим» (только предостерегающим,
охраняющим), но отнюдь не «предписывающим,
решающим и насильственным». В своем великом
сочинении «Воспитание человека» он говорит:
«Всякое активное, предписывающее и ставящее
определенные рамки учета воспитание и
преподавание... по необходимости должно
действовать гибельным, задерживающим и
разрушающим образом»3. И эти
слова являются, конечно, самым строгим
осуждением всяких попыток подходить к детям того
возраста, который находит себе место в детском
саду, с подробно разработанными планами занятий
или расписаниями, составленными заранее
воспитателями детского сада…
Планы занятий могут быть полезны
только для самих воспитателей. Чем больше у них
таких разработанных планов, тем лучше, но какой
из них придется пустить в ход, это будет зависеть
от психического состояния детей в тот момент,
когда к ним подходит воспитатель, от тех
недоумений и запросов, от тех потребностей,
которые они принесли с собой, вступая в пределы
детского сада. И может так случиться, что ни один
из планов, разработанных воспитателем, не
окажется достаточным, не окажется
соответствующим ни данной наличности детей, их
потребностей, ни данной наличности
обстоятельств, и воспитатель будет вынужден
явиться создателем нового импровизированного
плана, не похожего на все заранее им
составленные. Хотя, конечно, чем больше он
занимается с детьми, чем ближе их узнает, чем
теснее с ними сближается, тем более те планы,
которые он составляет наперед, будут оказываться
пригодными, тем менее он будет подвергаться
риску быть застигнутым врасплох и быть
вынужденным вступить на путь педагогической
импровизации, являющейся, конечно, великим
искусством и требующей большого напряжения сил
со стороны воспитателя. Во всяком случае, в той
или другой степени деятельность воспитателя в
детском саду всегда должна будет носить характер
педагогической импровизации, ибо все и всего
предвидеть невозможно: всегда здесь будет место,
с одной стороны, для обдуманного творчества,
направленная на создание разного рода возможных
гипотетических планов, с другой — для того
бессознательного творчества, которое называется
вдохновением, импровизацией и которое надо
пускать в ход в тот момент, когда предстоит
немедленно действовать, когда требуется
мгновенно сообразить, что нужно сказать и
сделать, чтобы в итоге получился наибольший
педагогический результат.
«Итак, вы отрицаете необходимость строго
фиксированной, извне установленной программы
дня и занятий, — скажут мне. — Но как же с этим
согласовать требование для детей заниматься
общественно необходимым трудом? Ведь при этом
очень легко может случиться так, что общественно
необходимые работы не будут исполнены и что
исполнение их вообще будет поставлено во власть
каприза, прихоти и настроения детей. В той мере, в
какой дети занимаются общественно необходимым
трудом, неизбежно потребуется известный, твердо
установленный порядок, иначе весь общественно
необходимый труд будет поставлен на карту и
сведен на нет...»
…На это я могу ответить одно:
воспитатели должны стремиться поставить дело
таким образом, чтобы дети сами были приведены к
сознанию необходимости тех или других форм
производительного труда, необходимости
естественной, вытекающей из всего строя жизни в
детском саду, и чтобы последние сами установили в
этом отношении определенный порядок, который и
явится тогда естественным порядком, сознательно
созданным самими детьми и не заключающим в себе
ничего произвольного. Если они к этому придут не
сразу, то это не беда. Если в начале в организации
общественно необходимого труда и будут дефекты,
то и это не беда — мы никогда не должны забывать,
что детский сад не какое-нибудь хозяйственное
или промышленное предприятие, а педагогическая
община, преследующая воспитательные задачи и
потому всегда считающаяся с возрастом и психикой
детей. Всего вероятнее, что к известной
устойчивой организации общественно
необходимого труда, к определенному ежедневному
порядку в этом отношении дети будут приведены
путем опыта, почувствовав осязательно на самих
себе те последствия, которые влечет за собою не
упорядоченный и не организованный общественно
необходимый труд. Но в педагогическом отношении
это будет гораздо даже плодотворнее, чем если бы
воспитатели втиснули их с самого начала в
известный твердый извне установленный порядок,
который они тогда стали бы неизбежно чувствовать
как какое-то тяжелое бремя. Опорною точкою для
стремления довести детей до сознания
необходимости известного порядка в общественно
необходимом труде и до его установления явятся,
конечно, более старшие дети детского сада,
которые могут быть приведены к этому более
быстрым путем, чем самые маленькие дети. И вот
здесь-то, быть может, в самой усиленной степени
будет предъявлен запрос на творческую
деятельность со стороны воспитателей, здесь-то
перед ними открывается поприще, на котором они
могут развернуть свои творческие способности.
…И точно так же, как в области
воспитания, так и особенно в сфере умственного
образования воспитатели идеального детского
сада будут придерживаться нового великого
метода, знаменующего собою поворотный пункт во
всей истории педагогики, метода освобождения в
ребенке творческих сил, метода пробуждения и
поддержания в нем духа искания, исследования,
творчества, метода приведения ребенка в
состояние наибольшей активности, а не в
состояние наибольшей пассивности, как это имеет
место в большинстве случаев при современных
методах преподавания. Они не будут спешить
отвечать на те вопросы, которые задают им дети, но
будут стремиться поставить дело таким образом,
чтобы дети самостоятельно доходили до
разрешения этих вопросов, и будут всячески
поощрять самостоятельные их поиски в этом
отношении. Гораздо большее значение имеет помочь
ребенку самому, собственными усилиями добиться
ответа на возникший у него вопрос, чем дать ему
готовый ответ на него… Поскольку в детском саду
может идти речь о приобретении тех или других
научных знаний, об обучении ребенка, воспитатели
будут стремиться поставить дело таким образом,
чтобы весь процесс обучения имел характер
достижения ребенком самим себе поставленных
целей. Тогда только он будет иметь благотворное
влияние на развитие воли в ребенке, на выработку
из него свободного человека. Обыкновенно же
обучение в детских садах имеет такой характер,
что при этом не сам ребенок ставит себе цели, но
цели ему ставит воспитатель и притом большей
частью даже указывает и способы достижения их.
Нечего и говорить, конечно, что
воспитатели детского сада постоянно будут иметь
в виду давно уже выставленное педагогикой и
теперь уже общепризнанное требование
наглядности в процессе обучения. Но они в то же
время будут ясно понимать то отношение, в каком
стоит этот принцип к методу освобождения
творческих сил в ребенке. Принцип наглядности —
великий принцип, но он нуждается в расширении и
дополнении, иначе применение его в области
преподавания может повести к таким приемам,
которые в педагогическом отношении будут иметь
очень мало ценности и будут способствовать не
духовному развитию ребенка в истинном смысле
этого слова, а, наоборот, явятся
противодействующим фактором в деле духовного
развития последнего.
В самом деле, что означает требование
наглядности в обучении? Это есть требование,
чтобы ребенок имел перед собою в качестве
материала при процессе обучения не слова, не
отвлеченные понятия, а те реальные предметы,
которые обозначаются этими словами и понятиями,
или если нельзя почему-либо достать этих
реальных предметов, то модели их в увеличенном,
уменьшенном или натуральном виде, при
невозможности же достать и эти модели,
изображения их в виде рисунков, по возможности
более отчетливых и ясных. Требование, с которым
кто же не согласится... Но выполнение одного этого
требования еще нисколько не гарантирует
правильности духовного развития ребенка.
В процессе обучения главное не
наглядность самого процесса обучения, а
сохранение за ребенком в этом процессе полной
духовной самостоятельности, поддержание в нем
непрерывной самодеятельности, неустанное
пробуждение в нем духа творчества. Обучение
может быть наглядным и в то же время являться не
чем иным, как механической дрессировкой,
культурой памяти и вообще тех или других сторон
души, в силу которых человек является автоматом.
Употребление всякого рода наглядных пособий,
даже самое богатое и изобильное, еще нисколько не
гарантирует правильной постановки всего
процесса обучения. Дело в том, что, в какой бы
сильной степени ни располагал учитель всякого
рода наглядными пособиями, если дети при этом
остаются простыми воспринимающими аппаратами,
если они в процессе обучения являются
пассивными, то этим путем они не достигнут
истинного образования.
Все это нас приводит к тому заключению,
что метод наглядности может быть тогда только
плодотворен в наибольшей возможной степени, если
он будет связан с методом освобождения
творческих сил в ребенке. Как же достигнуть этой
связи? Для этого прежде всего надо отказаться от
чрезмерного пользования всякого рода наглядными
пособиями. Воспитатели детского сада должны
держаться такого правила: пускай те наглядные
пособия, какие только окажутся возможными,
делаются самими детьми. То, что дети только
смотрят, не оказывает на них такого влияния, как
то, что они делают сами, и даже, в смысле ясности и
наглядности, сделанное самими детьми имеет
больше значение, чем то, что принесено им в
готовом виде для рассматривания при помощи глаз.
Наибольшая наглядность достигается тогда, когда
дети пускают в дело свои руки, и притом не только
для ощупывания предмета, но и для его воссоздания
или, если предмет такого рода, что не может быть
воссоздан, для создания его внешнего образа, для
создания его модели или для изображения его на
бумаге. На эту творческую работу детей в процессе
обучения воспитателями детского сада и будет
обращено усиленное внимание.
Что касается того цикла знания или сведений,
которые будет давать детям детский сад, то в этом
отношении определяющим моментом будут являться
те конкретные индивидуальные дети, которые
посещают этот сад, их потребности и интересы.
Первая задача воспитателей детского сада —
постараться узнать эти потребности и интересы
как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся
наметить и тот цикл знаний, который следует
предлагать детям. Воспитатели детского сада
будут помнить, что в каждый данный момент надо
предлагать ребенку те знания, которые ему сейчас
нужны, а не те, которые ему понадобятся когда-то
еще в будущем, но сейчас совершенно не нужны.
Нужны же ему те знания, которые он может сейчас
использовать в своей деятельности, которые так
или иначе могут быть тесно и органически связаны
с теми фактами жизни, какие ему приходится в
данный момент живо и непосредственно переживать.
…Как и следует ожидать, эти знания
будут находиться в тесной связи с тем
общественно необходимым производительным
трудом, который будут исполнять дети. Ребенок по
натуре своей утилитарист и практик, только в
более позднем возрасте начинает просыпаться
чисто теоретический интерес к знанию, и чем более
глубокие корни будут пущены этим теоретическим
интересом в практике жизни, тем он сам окажется
жизненнее, живучее, устойчивее. Так, например,
работы детей в связи с изготовлением завтрака
могут быть использованы и для приобретения ими
сведений по естествознанию, по элементарной
математике, по физике и химии. Еще в большей
степени в смысл приобретения
естественно-научных знаний может служить уход за
аквариумом, террариумом, вивариумом, если
таковые будут в детском саду, и т.д. Кроме
производительного труда, исходною точкою в
приобретении знаний будут являться прогулки или
экскурсии, а также их вопросы и сомнения, которые
они будут приносить с собою из своей домашней
обстановки.
В идеальном детском саду большую роль
будут играть занятия искусством, причем, подобно
всему остальному, и искусство будет тесно
связано с жизнью ребенка, с его свободными
душевными переживаниями, с теми образами,
которые естественно и самопроизвольно в нем
рождаются. На ребенка будут смотреть не как на
ученика, а как на маленького художника, которому
надо только помогать совершенствоваться и
находить самостоятельно все более и более лучшие
формы для воплощения красоты.
Из пластических искусств там найдут
себе место рисование, скульптура (лепка из глины,
пластилина, а позднее формовка из гипса),
аппликация, металлопластика. Сделанное детьми
(рисунки, скульптура) будет подвергаться
совместному критическому обсуждению. Замеченные
недостатки будут исправляться самими детьми, но
отнюдь не воспитателем. Не будут спешить с
указанием тех или других приемов работы. Эти
приемы выработаются сами собою и естественно при
достаточной практике со стороны ребенка и при
постепенном накоплении им все большего запаса
опыта и наблюдений… При работах должен быть
предоставлен свободный выбор тем для работ,
причем этот выбор должен быть по возможности
более широк и разнообразен.
Нечего и говорить, конечно, что
искусство в детском саду будет стоять в тесной
связи с производительным трудом детей и теми
научными занятиями, которые будут иметь там
место. Что касается производительного труда, то
будут обращать внимание детей и поощрять их в
этом отношении, чтобы продукты того или другого
труда были бы также и красивыми вещами, чтобы,
делая какую-либо вещь, дети стремились к тому,
чтобы эта вещь в то же время удовлетворяла и их
эстетическому чувству… Делая, например,
какую-нибудь коробку для вещей, дети могут
придумать какие-нибудь красивые орнаменты для
украшения ее.
Что касается научных занятий, то искусство
найдет себе, например, применение в тех рисунках
и моделях, которые дети будут исполнять при
свободном приобретении ими знания по
естественным наукам и т.д.
Говоря о значении искусства в жизни
детского сада, нельзя не коснуться того места,
которое занимает в нем и должна занимать музыка,
будет ли она носить инструментальный или
вокальный характер… В области музыкального
воспитания детей дошкольного возраста должны
быть проложены совершенно новые пути, которые
ожидают еще своего Колумба. В музыкальном
воспитании все еще господствуют рутина и шаблон,
и в том виде, как оно ведется в настоящее время,
оно едва ли совместимо с идеями свободного
воспитания. Если освобождение творческих сил в
ребенке является верховной целью, которую должен
себе ставить воспитатель согласно теории
свободного воспитания, то ни о чем подобном нет и
речи в музыкальном воспитании, как нам
приходится наблюдать его в настоящее время.
Существенную роль в детских садах нашего времени
играет пение: с детьми только поют песенки,
которые выбирает по своему усмотрению
воспитательница. Таким образом, детям приходится
быть главным образом исполнителями чужих
произведений, и текст и мелодия которых созданы
не ими самими. Если мы возьмем параллель из
области рисования, то это все равно, как если бы
мы заставили детей срисовывать с картин
художников. Может быть, это и полезно в
каком-нибудь отношении, но, во всяком случае,
только тогда, когда это делается свободно, по
собственному выбору и желанию, а не тогда, когда
всех детей заставляют делать одно и то же,
например, срисовывать одну и ту же картину или
петь одну и ту же песню, причем подобное общее
пение имеет в себе что-то гипнотизирующее,
порабощающее волю, насильственно ее вводящее в
круг тех или других идей и настроений. Развитию
творческих сил это не может содействовать в
сколько-нибудь значительной степени. Творчество
здесь развивается только в той мере, в какой оно
необходимо и для процессов копирования и
воспроизведения.
Не пора ли в области музыкального
воспитания и образования стать на тот же путь, на
какой уже начинают становиться в области
обучения детей пластическим искусствам,
например, рисованию. Прежнему принудительному
рисованию, рисованию-копированию, где ребенок
должен был срисовывать последовательно даваемые
ему образцы, пришло на смену свободное рисование,
где ребенку дают в руки карандаш и бумагу и
предоставляют рисовать то, что он хочет и как он
хочет… Подобно этому и музыкальное образование
и воспитание следовало бы лишить того
принудительного, несвободного, гипнотизирующего
характера, который оно имеет в настоящее время, и
сделать его свободным и ведущим к развитию
творческих сил в ребенке.
Что касается пения, то надо дать
возможность детям свободно экспериментировать
со своим голосом, надо вызвать в них как
творчество мотивов, так и творчество содержания
тех песен, которое выражается в придуманных ими
самими мотивах. Я не хочу сказать, что с детьми не
надо петь чужих песен, не ими самими придуманных,
но петь эти песни надо только при вполне
свободном желании самих детей, и притом надо дать
детям возможность самого широкого выбора песен,
так чтобы они могли подобрать себе тот репертуар
песен, мелодия которых и содержание в наибольшей
степени соответствуют кругу их непосредственных
детских переживаний, мыслей, чувств и настроений,
волнующихся и проходящих через их маленькие
головки и сердца.
Наряду с вокальным музыкальным воспитанием и
образованием в идеальном детском саду будет
обращено большое внимание и на инструментальное
музыкальное воспитание, что сейчас в детских
садах почти игнорируется. Детям дана будет
возможность широкого и свободного
экспериментирования с наиболее простыми,
доступными для них музыкальными инструментами,
на которых они будут упражняться в творческом
изобретении тех или других мелодических и
гармонических сочетаний. От времени до времени
будут исполняться перед детьми те или другие,
доступные их пониманию, музыкальные
произведения, так как музыка, которую они
слушают, не только содействует их музыкальному
развитию, но развитие всей их личности, развитие
характера, укрепляя в ребенке, питая и
поддерживая в нем те или другие чувства и
настроения. В этом отношении будут стараться
выбирать те произведения, которые проникнуты
бодрым, жизнерадостным духом, которые будят
энергию, возбуждают желание борьбы и работы.
Печальное должно входить только в той мере, в
какой оно, как живой контраст, еще резче может
подчеркнуть жизнерадостные, бодрые музыкальные
тоны и еще более усилить их влияние на психику
ребенка. Жизнерадостность, как можно больше
жизнерадостности будет стремиться дать
идеальный детский сад детям. Вот почему и
воспитатели, принимающее участие в его жизни,
желая, чтобы ребенок на всю свою жизнь запасся
бодрым, жизнерадостным настроением, приложат
старание, чтобы в его ушах, а через них и в его
душе, как можно чаще звучали жизнерадостные,
бодрые звуки лучших мировых композиторов.
Мало-помалу образуется свободно выбранный
детьми репертуар музыкальных произведений,
которые им наиболее нравятся, которые стоят в
наибольшем соответствии с их психикой и
переживаниями, которые идут навстречу их
потребностям. Эти произведения по их свободному
желанию и будут чаще всего для них исполняться…
Искусство имеет огромное
значение и в жизни взрослого человека, и в жизни
ребенка, и воспитатели детского сада приложат
особенные старания относительно эстетического
воспитания детей. Они постараются, чтобы
атмосфера, окружающая ребенка в детском саду,
была бы, если можно так выразиться, насыщена
красотой, чтобы ребенок непроизвольно впитывал
из нее на всю свою жизнь вкус к красивому и
прекрасному и отвращение к хаотическому,
бесформенному и безобразному. Они позаботятся о
том, чтобы и сам ребенок был воплощением красоты
в гармоническом развитии своего тела и в своих
телодвижениях, а вместе с тем чтобы и «костюм
ребенка был удобной и изящной оболочкой тела и
дополнял красоту его» и чтобы и место его занятий
и работ, где он проводит лучшую часть своего
времени, представляло «художественный фон и
красивую рамку для его портрета», чтобы они были
просторными, украшенными цветами и
произведениями истинного искусства4.
Но воспитатели идеального детского
сада будут воспитывать в детях вкус не только к
внешней красоте жизни, но приложат еще большее
старание, чтобы развить в них влечение к той
высшей духовной красоте, которую представляет
прекрасная, светлая, гармоническая, душевная
жизнь, к тому наиболее прекрасному и красивому,
которое обнаруживается перед нами в поступках и
жизни отдельного человека, стремящегося придать
ей наибольший нравственный смысл, а также в
проявлениях общественной жизни, в которых в
наибольшей степени находит выражение стремление
воплотить сознательную и свободную солидарность
людей друг с другом. И для того и для другого
детский сад, как маленькая педагогическая
самоуправляющаяся община, несомненно, будет
давать живые примеры, которые воспитатели
постараются использовать в благотворном для
душевного развития детей смысле.
Я перехожу теперь к вопросу о
нравственном и религиозном воспитании в
идеальном детском саду…
Как мы видели выше, целью в области
нравственного воспитания является не внушение
детям тех или других ходячих взглядов на
нравственность, но содействие к выработке
самостоятельно и творческим путем своих
собственных взглядов, к выработке привычки
поступать так, как подсказывает самобытный голос
своей собственной души, одним словом, развитие в
детях нравственности свободной, творческой,
сознательной, а не стадной и массовой,
опирающейся на господствующую в данном обществе
традицию. Чтобы этого достигнуть, воспитатели
детского сада должны остерегаться категорически
заявлять детям «это хорошо, а это дурно», но
должны помогать им самостоятельно доходить до
ясного сознания того, что хорошо и что дурно. Этим
я вовсе, однако, не хочу сказать, что воспитатели
должны воздерживаться от высказывания детям
того, что они сами считают хорошим или дурным, или
что считается хорошим и дурным в данном обществе,
но только то, что эти высказывания не должны
носить категорического характера, не
допускающего никаких рассуждений, никаких
сомнений, никакой критики. Одним словом, эти
высказывания не должны выступать перед детьми с
притязанием на абсолютную истину, а, напротив,
должна быть подчеркнута здесь возможность
ошибок и заблуждений. Воспитатели будут
беседовать с детьми по поводу тех или других
случаев жизни последних, когда перед детьми
встает вопрос о «познании добра и зла», но при
этом они будут стремиться главным образом к тому,
чтобы дети получили ответ на этот вопрос путем
самостоятельных усилий, а не в готовом виде. В
беседе они будут стремиться только доставить
детям те необходимые фактические данные, которых
у детей недостает, или направить мысль последних,
чтобы избавить ее от излишних блужданий, в ту
сторону, где дети скорее всего могут добиться
желанного ответа на тот или другой конкретный
вопрос о добре и зле.
Найдутся лица, которые усомнятся в
правильности такого метода и будут утверждать,
что таким способом мы можем скорее всего
направить ребенка на путь безнравственности, чем
нравственности, и вообще поставить на карту все
его нравственное развитие. Этим лицам мы могли бы
ответить следующее: дети во многих случаях в
вопросах нравственности более чутки и более
последовательны, чем взрослые. Мораль взрослых
зачастую бывает полна таких противоречий, таких
условностей, в ней часто столько лживого и
лицемерного, она служит порою прикрытием такой
глубокой безнравственности, что, чем в большей
степени мы будем воздерживаться от внушения
детям предписания подобной морали, тем будет
лучше для них, тем меньше мы им затрудним дорогу к
высотам истинной и настоящей нравственности.
Нечего удивляться, что у нас так мало истинно
нравственных людей, потому что мы с самого
раннего детства стремимся опутать душу детей
сетями нашей лживой и лицемерной морали.
Итак, мы не только не должны бояться,
что при воздержании от нравственных внушений и
проповедей со стороны взрослых ребенок
сделается безнравственным или способным к самым
безнравственным поступкам. Наоборот, это может
привести его только к большей чистоте
нравственной жизни. А если при этом еще
воспитатели, окружающие ребенка, заботятся о том,
чтобы пробуждать в детях самостоятельное
нравственное суждение, чтобы доставлять им
подходящий материал для работы их мысли над
нравственными вопросами в дополнение к тому
материалу, который им доставляет окружающая
жизнь, материал, который при соединении и
сопоставлении его с материалом обыденной жизни,
переживаемой детьми, способен осветить эти
вопросы для детей более ясно, полно и рельефно, то
тогда и тем более нет основания опасаться за
будущее нравственное развитие ребенка.
Для достижения целей нравственного воспитания
имеет особенно важное значение пример самих
воспитателей детского сада. Если ребенок видит и
наблюдает в своих воспитателях сознательное
искреннее стремление придать своему поведению
нравственный характер, не в духе, конечно,
принципов ходячей морали, а в духе истинной
нравственности, то это еще более всяких слов и
разговоров воспитателей послужит сильным
толчком и возбудителем к его собственному
нравственному развитию. Целям же нравственного
воспитания будет служить в идеальном детском
саду и весь строй жизни этого учреждения, как
педагогической общины, тот дух любви, взаимного
уважения друг к другу его членов, солидарности и
свободы, которым эта община будет пропитана и в
мелких, и в крупных проявлениях его жизни. Каждый
жизненный случай в ней будет становиться поводом
для пробуждения нравственных чувств, мыслей и
настроения и шаг за шагом будет толкать детей в
направлении все большего и большего
нравственного совершенства.
То же самое, но только еще в более
сильной степени, мы должны были бы сказать и
относительно религиозного воспитания детей в
детском саду. Религия — это еще более нужный
цветок, чем нравственность, и здесь требуется еще
более внимательный и заботливый уход, чтобы этот
цветок преждевременно и на всю жизнь не увял и не
засох. Здесь еще в большей мере надо
воздерживаться от всякого торопливого
стремления привить детям извне ту или другую
религию. И особенно это опасно, когда у тех, кто
стремится привить детям определенную религию,
эта религия — только на устах, на языке, а не в
жизни и действии. Тогда в душах детей часто
сеется полное отвращение ко всякой религии. При
этом надо помнить, что у детей не может быть такой
же религии, как у взрослых, и если мы хотим, чтобы
наши дети впоследствии были религиозными, мы
должны привести их к осознанию ими этой своей
детской религии, которая, вероятно, очень будет
непохожа на религию взрослых, и дать им в полной
мере возможность изжить и прочувствовать эту
свою детскую религию, не пытаясь ее
преждевременно заменить той религией, которая
представляется наиболее состоятельной с точки
зрения взрослого человека.
Если ребенок задает нам вопросы
религиозного характера, то, конечно, мы должны
искренно и прямо отвечать ему, что мы сами по
поводу этих вопросов думаем, стараясь, чтобы наш
ответ был ему понятен и доступен, но принимая в то
же время все меры к тому, чтобы этот ответ не
оказал никакого давления на его мысль, а,
напротив, пробудил бы в нем самостоятельное
мышление, самобытную душевную работу по вопросам
первостепенной важности для человека. Свободное
общение детей со взрослыми на почве религиозных
вопросов может быть полезно и плодотворно только
в том случае, если взрослые с полным уважением и
серьезностью относятся ко всем формам, какие бы
ни принимала зарождающаяся детская религия, и
если они не стараются выдвинуть на первый план
перед детьми свою собственную религию и не
расставляют старательно сети для того, чтобы
захватить в них неопытные и нестойкие души детей,
а, наоборот, прилагают все усилия, чтобы
доставить подходящий материал для религиозной
мысли детей, усложняющийся постепенно в связи с
усложнением эволюции их душевной жизни и
являющийся достаточно объективным и
разносторонним. В этом именно духе и будут
действовать воспитатели идеального детского
сада.
Наряду с этим они будут помнить и ту великую
истину, что религия только тогда имеет значение и
влияние, когда она есть жизнь, наиболее полная и
глубоко захватывающая, когда она проникает все и
вся своим теплым дыханием. Вот почему, если весь
строй жизни детского сада будет дышать
религиозным духом, не духом той или другой
ортодоксальной религии, но духом истинной живой
религии, свободной от всяких догм, духом сознания
высокой ценности и значения человеческой жизни в
мире, духом искания высшей гармонии, в которой
примиряются, тают и исчезают все противоречия
нашей несовершенной временной земной жизни, — то
тогда религиозное чувство в детях получит
твердую и прочную основу, которую бессильны дать
какие бы то ни было религиозные поучения и
наставления, религиозные слова и религиозные
фразы. На этом солидном фундаменте тогда дети,
постепенно становясь взрослыми, будут строить
новые, более совершенные и более стойкие виды
религиозных верований, которые бессильны будут
поколебать и подорвать все превратности судьбы и
самые тончайшие изощрения критической и
скептической мысли. Создать тот религиозный дух
в общем строе жизни, о котором только что сейчас
было сказано, конечно, очень трудно, но на
создание его будут направлены все усилия
воспитателей будущего идеального детского сада.
И чем в большей мере это им удастся, тем большее
значение будет иметь детский сад в деле
истинного религиозного воспитания детей,
проводящих в нем свое время, и не только
религиозного, но и всего воспитания во всем его
целом.
Чтобы дать еще большее понятие об
общем духе жизни идеального детского сада, я
коснусь еще в заключение только вопроса об играх
детей и о дисциплине.
Само собою понятно, что играм детей
будет принадлежать в нем большое место потому,
что возраст, с которым имеет дело детский сад,
есть по преимуществу возраст игры и забав, и так
как было бы большим грехом перед этим возрастом,
если бы играм в пределах его не было бы отведено
надлежащего места. Отношение идеального
детского сада к играм детей еще более резко
обнаружит истинный отличительный его характер.
Игры в детском саду должны быть свободными
играми. И в отношении них должен проводиться тот
же метод освобождения творческих сил, который
будет проводиться там по отношению ко всем
другим занятиям ребенка. Воспитатели идеального
детского сада будут прежде всего заботиться о
том, чтобы игры вели к развитию творческих
способностей в ребенке, чего нельзя сказать
относительно современных воспитателей, которые
в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту
или другую игру, а не стараются делать так, чтобы
ребенок самостоятельно изобретал эту последнюю.
Вот почему мы и видим в области детских игр такой
ничтожный прогресс: из поколения в поколение
передаются и воспроизводятся почти одни и те же
игры. А между тем, казалось бы, игра — это поприще
свободного обнаружения в избытке накопленных
сил жизни — могла бы являться одною из наилучших
форм упражнения творческих способностей
ребенка. И она для современных воспитателей
остается почти не утилизированной в этом
отношении. Они стараются как можно больше
направлять игры детей и руководить ими и очень
мало дают им самим свободно играть, очень мало
пробуждают в детях собственную инициативу и
собственное самостоятельное творчество.
Что касается вопроса о дисциплине в детском
саду, то нечего и говорить, что дисциплина в нем
будет основана на признании ребенка свободным,
самостоятельным, творческим существом и будет
отстоять далеко от всякой механической
дрессировки. Совместными усилиями детей и
воспитателей детского сада будут установлены те
правила, соблюдение которых требуется для
правильного функционирования его. Эти правила не
будут носить в себе ничего произвольного, но
будут естественно вытекать из всего строя жизни
в нем, причем они будут сведены к минимуму: их
будут стремиться ограничить только тем, что
продиктовано крайней необходимостью. Будут
стремиться к минимуму регламентации и к
максимуму свободы, потому что всякая
регламентация является стеснением свободного
развития жизни. Идеальный детский сад не будет
гнаться за образцовым внешним порядком, который
означает почти то же, что образцовая мертвечина.
Порядок, который будет царить в жизни этого сада,
будет «не образцовый порядок», созданный извне,
но «свободный порядок», рожденный изнутри, и
потому в его жизни неизбежно многое, что
представители старых
воспитательно-образовательных учреждений
назовут беспорядком и хаосом, но в чем
сознательные работники этого детского сада, ясно
понимающие его цель и задачи, увидят только
естественное и нормальное биение пульса жизни,
увидят только показатель жизненности этого
учреждения и того, что развитие его идет
нормальным путем.
Относительно дисциплины и способов,
которые могут привести к поддержанию дисциплины
самими детьми, я позволю себе отметить еще только
один пункт. В детских садах обыкновенно дети ни
на одну минуту не остаются без воспитательницы,
которая все время руководит ими, все время
направляет их деятельность. Неудивительно, что
при этом развивается в детях относительная
несамостоятельность, а также неуменье проводить
целесообразно время без неприятных столкновений
друг с другом, когда они остаются одни, без
руководительницы. Вот почему полезно побольше
предоставлять детей самим себе, чтобы у них
развились инициатива, изобретательность,
находчивость, и чтобы в них выработалась
способность к тем или другим общим предприятиям,
работам и играм, без того, чтобы в эти общие
предприятия всегда вмешивалась руководящая рука
взрослого человека. В идеальном детском саду
воспитательницы будут поэтому нарочно от
времени до времени предоставлять детей самим
себе и как бы совершенно устраняться,
озаботившись, конечно, предварительно, чтобы у
детей был под руками подходящий материал для тех
или других игр или занятий, одним словом, была
возможность более или менее разумно и
целесообразно направить в ту или другую сторону
свою активность. И эти часы, когда дети будут
казаться брошенными как бы на произвол судьбы,
будут иметь для них высокую воспитательную
ценность, не меньшую, если не большую, чем те,
которые они проводили под наблюдением и
руководством воспитательницы. Но, конечно, при
этом потребуется со стороны воспитательницы
целый ряд подготовительных мер.
Таким образом, заканчивая свой общий
очерк, я мог бы так резюмировать отличительный
характер будущего идеального детского сада.
Новый детский сад, который должен прийти на смену
современным, будет прежде всего и главным
образом служить к пышному расцвету творческой
индивидуальности каждого ребенка, будет холить,
беречь и лелеять творческие силы в нем и будет
всячески содействовать наиболее полному и
всестороннему их развитию. Он будет средой
наиболее благоприятной для подготовки развития
в ребенке творческой индивидуальной личности. И
главный воспитательный метод, который будет в
нем господствовать над всеми остальными и будет
определять значение всех остальных методов,
будет методом освобождения творческих сил в
ребенке.
Постараемся же, чтобы этот идеальный
детский сад поскорее получил место в нашей жизни
и чтобы создание и нарождение его повлекло за
собою перерождение современной ненормальной
рабской школы в школу свободную, в школу
формировки творческих, независимых, самобытных
личностей. Не будем подлаживать детский сад к
школе вообще, а особенно к современной школе, до
такой степени противоречащей всем требованиям
истинной, разумной педагогики, а будем
добиваться того, чтобы современная школа была
реформирована и приспособлена к тому новому типу
детского сада, который бы удалось создать
усилиями родителей и воспитателей.
Вообще говоря, на детский сад следует
смотреть не как на подготовку к школе, а как на
такое воспитательное учреждение, которое дает
возможность детям изжить детство в пределах того
возраста, который охватывается детским садом, во
всей полноте его жизненных запросов и
свойственных ему задач и стремлений. И только при
выполнении этой функции он явится естественно и
само собою наилучшей подготовкой к школе, но,
конечно, к школе нормальной, которая, подобно
детскому саду, задается целью дать возможность
детям отроческого и юношеского возрастов полно и
всесторонне изжить свой возраст, который свою
высшую цель видит в развитии их творческих
индивидуальностей до высшего возможного
предела. Для того же, чтобы быть подготовкою к
современной школе, детский сад должен был бы
обратиться в полную противоположность тому, что
я пытался обрисовать в этой книге.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина «Baon». Перейдя по ссылке http://www.baon.ru/dealer/index/franchising/, Вы можете в читанные минуты заполнить и подать анкету на приобретение франчайзинга компании. Мечтаете открыть свой бизнес по продаже одежды? «Baon» совместно со Сбербанком дает Вам эту возможность – специальная программа «Бизнес-Старт» позволит Вам получить на выгодных условиях.
1 См. «Труды 1-го
Всероссийского съезда по семейному воспитанию»,
т. II, стр. 260.
2 Дюринг К.
Ценность жизни. Исследование в смысле
героического жизнепонимания. Пер.
Ю.Антоновского. Изд. 2-е. СПб., 1896, стр. 96.
3 Фребель Ф.
Воспитание человека. М., 1913, стр. 45.
4 См. брошюру
Я.Мамонтова «Проблема эстетического
воспитания», стр. 18.
|