Три «НЕ» на пути любви
к природе
«Мы должны научить детей беречь природу,
любить ее». Должны, но как это сделать? Говорит ли
о чем-нибудь нашим малышам весьма абстрактное и
собирательное слово «природа»? И можно ли любить
абстракцию? А если нельзя, то что же тогда должно
составлять суть экологической педагогики? Об
этом рассказывает Евгения ДУБРОВКИНА, сотрудник
просветительного отдела Московского зоопарка.
Уже тридцать лет я работаю в зоопарке с
детьми. Казалось бы, моя главная задача —
призывать их любить и охранять природу. Но весь
мой опыт общения с малышами убеждает: слово
«природа» для них — очень скучное слово, не более
чем пустой звук. Причем не только для дошколят, но
даже и для младших школьников. А как можно
охранять пустой звук? Тем более любить? Поэтому
прежде всего требуется наполнить содержанием
само это слово — «природа».
Если не вдаваться в тонкости научной
классификации, то природа — это ЖИВОЕ: не только
звери и птицы, но и деревья, травинки, цветочки,
улитки, бабочки. Ведь живое в силу наших
психологических особенностей способно вызывать
в нас особые эмоции. (И наоборот: то, что любим, мы
склонны одушевлять, наделять качествами живого.
Владелец автомобиля относится к нему так, как
раньше относился бы к лошади.) Мы понимаем живое
исходя из опыта собственных ощущений. И в этом —
залог «родства» со всем, что существует на земле.
Поэтому, когда мы хотим объяснить
малышу, что стоит за словами «беречь природу,
охранять природу», мы должны обращаться к его
опыту. А что он действительно понимает? Охранять
— это значит ходить с ружьем вокруг чего-то и
отгонять от этого охраняемого злодеев. Это,
может, и происходит в действительности на
территории каких-нибудь заповедников, но к
ребенку прямого отношения не имеет. Наверное, в
это можно играть. Но лично его, ребенка, это ни к
чему не обязывает. Зато малышу понятно, что
значит «обижать». И что значить «делать больно».
Живое (природа), как и ребенок, чувствует боль.
Живому нельзя делать больно.
С этого и начинается бережное к ней
отношение.
Маленькие дети в силу возрастных
особенностей — «деструкторы». Они склонны
выяснять, «что внутри». Они экспериментаторы: им
интересно, что получится, «если». Если оторвать
мухе крылышки. Если сломать веточку, наступить в
муравейник, раздавить птичье яйцо. Возникают
новые звуки, новые формы… Но всего этого как раз
нельзя делать. На подобные «эксперименты» должен
быть наложен запрет. Просто потому, что муха —
живая. Ей больно, когда отрывают крылья. Дерево —
живое. Ему больно, когда ломают ветки. В птичьем
яйце уже живет маленький птенчик. И ему больно,
когда яйцо давят. И это взрослые могут и должны
объяснять детям.
Не стоит алчно обрывать только что
распустившиеся цветочки мать-и-мачехи ради
бессмысленных букетов. Это ведь первоцветы. Это
первый привет наступающей весны. Радостно, когда
они распускаются вот на этих самых
«неподходящих» для жизни пустырях, на этих
проплешинах около гаражей. Радостно, когда они —
живые и для всех. А не когда они через десять
минут бессильно обвисают, превращаются в
цветочные трупики и уже могут вызвать только
брезгливое отношение как к «мусору». Когда
ребенок бессмысленно рвет цветочки, он
эгоистично присваивает себе то, что ему не
принадлежит. Он неправильно радуется живому —
невинно уничтожая его. Конечно, это сильно
сказано по отношению к каким-то дикорастущим
«сорнякам». Но чувство бережного отношения к
природе начинается со слова «не»: «Не хватай!»,
«Не ломай!», «Не дави!».
Слово «нельзя» надо произнести твердо,
но аргументированно: цветочки мать-и-мачехи —
это же маленькие солнышки! В городе так мало
травы и цветов! Не стоит делать так, чтобы их
становилось еще меньше. Бабочки очень красивы.
Летающие цветы! Но только когда они
действительно летают, а не когда их накалывают на
булавки. Обратите внимание, как редки стали
действительно красивые бабочки: махаон, павлиний
глаз, траурница — чудеса нашего детства. Куда они
делись? Их всех переловили.
Конечно, мы сами не совершенны. Что
такое личное совершенство по отношению к
природе? Вот один пример. Мы были на какой-то
экологической конференции в Голландии и гуляли
после дождя. Один из участников, голландец, шел
впереди нас. Но как-то странно. Шагнет — нагнется,
сделает рукой такое «бросательное» движение и
идет дальше. Мы удивились, а потом поняли: он
собирал с асфальта размокших, разбухших после
дождя червей и нежно так бросал их на травку —
туда, где они смогли бы «вернуться домой», под
землю. На асфальте червяки конечно же погибли бы.
Мне, честно говоря, в голову не приходило, что
хорошо бы червя после дождя положить на травку. Я
была потрясена поведением этого человека. Это
высший пилотаж. Это, что называется, «любовь к
природе».
Но это было в Голландии. Голландия —
маленькая страна. Там каждый червь, как
представитель фауны, на вес золота. У нас, в
России, другая ситуация. У нас лесов много, воды
много. И червей тоже много. И поэтому мы не можем
относиться к ним «по-человечески». Мы не можем
этого требовать ни с родителей, ни даже с
«экологически настроенных» педагогов. Никто не в
состоянии вынудить какую-нибудь маму или
воспитательницу собирать вместе с детьми червей,
опрометчиво выползших на асфальтовую дорогу,
если им это противно. А ведь «любовь к природе»
вообще-то не терпит брезгливости. Но это, как я
уже сказала, высший пилотаж. Начинать надо с
малого — хотя бы с того, чтобы не бросаться
вязать веники из цветов.
И нужно настойчиво и последовательно
пресекать попытки маленьких детей давить то, что
оказывается у них под ногами. Взрослые сами часто
виноваты. Увидела мама, что ребенок взял в руки
червя, и кричит: «Брось эту гадость!» В ребенке
еще чувство брезгливости не сформировано. И это
очень хорошо. Но если червяк — гадость, с ним
нужно поступать соответственно: бросить и
раздавить. Мама, может быть, этого и не хотела.
Просто не справилась с «естественными» эмоциями.
Но последствия у такого «эмоционального срыва»
очень неприятные.
В свое время мы устраивали специальные
циклы занятий для воспитателей детских садов и
учителей начальных классов. Занятия по
«преодолению предрассудков». Ведь воспитатели и
учителя — главные носители экологического
знания. Они очень многое способны передать детям
— и хорошее, и плохое. Дети учатся бережно
охранять природу, подражая поведению взрослых, а
не в результате словесных внушений. Как взрослый
реагирует на лягушку, на жабу? Что он при этом
делает, какие слова произносит? Не в классе или в
группе, а в лесу, на бережку прудика? Вызывает ли
она у него доброжелательный интерес? Ведь
наблюдать — важное искусство. Если научить
ребенка не хватать живое руками, а наблюдать, что
происходит, это важнейший шаг к развитию
экологической культуры. Не говоря уж о том, что
это открытие целого фантастического мира.
Процесс превращения головастика в лягушонка —
разве это не фантастика?
Но вообще-то должна сказать, что тема
«охраны природы» достаточно сложна, потому что
не допускает никакой слащавости и излишнего
пафоса. Начнешь о чем-нибудь с пафосом
рассуждать, а тут из-под плиты выползает таракан
— представитель многообразия животного мира…
Тараканы, мыши, крысы — это синантропы,
сопутствующие человеку животные. Они живут рядом
с людьми. А люди с ними рядом жить не хотят. Таких
животных обычно уничтожают. Но лучше не делать
этого в присутствии детей. Не устраивать
коллективную травлю какой-нибудь мышки или даже
крысы на глазах у ребенка. Это вызывает у него
неоднозначные эмоции. А иногда может сильно
травмировать.
Если же придется все-таки отвечать на
вопросы детей, можно попробовать объяснить: в
домашних условиях некоторые животные становятся
переносчиками различных опасных инфекций, могут
нанести дому ущерб. Мыши, к примеру, в состоянии
перегрызть проводку, что может стать причиной
пожара. Поэтому люди стараются освободиться от
таких «соседей».
Однако где обычно заводятся крысы и
тараканы? В заваленных хламом, сырых подвалах, на
неопрятных помойках, с которых вовремя не
вывозится мусор, во дворах с кучами пищевых
отходов. Все это — настоящие крысиные и
тараканьи кормушки. А любые животные начинают
усиленно размножаться, если это позволяет
«кормовая база». То есть грязь, которую разводят
люди.
Не хочешь помогать тараканам
размножаться, научись не мусорить…
Найти золотую середину между
приторной словесной сентиментальностью и
практическим ее аспектом довольно сложно. Но
важно, потому что тогда только и можно правильно
воспитывать детей.
|