О программах
экологического образования дошкольников
|
Развитие экологического
образования как нового направления дошкольной
педагогики в нашей стране началось гораздо
позже, чем экологического образования
школьников и студентов. Несмотря на это, в
настоящее время именно дошкольное звено в
системе непрерывного экологического
образования работает наиболее эффективно.
Особенно бурное развитие этого направления
наблюдалось в 90-е годы. Появился ряд специальных
программ, вопросы экологии стали включаться в
содержание отдельных разделов комплексных
программ («Развитие», «Детство», «Радуга»), в
базисную программу развития ребенка «Истоки»,
публиковались методические разработки, как
специалистов, так и самих педагогов. Были
организованы всероссийские и региональные
конкурсы на лучшую организацию работы по
экологическому образованию дошкольников. Данной
проблеме посвящались конференции, совещания
разного уровня, секции по экологическому
образованию дошкольников включались в план
работы многих международных, всероссийских и
региональных совещаний по экологическому
образованию населения, педагоги получили
возможность повышать свою квалификацию на
специальных курсах. Отдельные требования к
экологическому образованию дошкольников в
качестве временного стандарта были
сформулированы в книге «Аттестация и
аккредитация дошкольных образовательных
учреждений» (раздел «Развитие экологической
культуры детей»). Этот документ впервые закрепил
требование к дошкольным учреждениям любого вида
проводить работу в области экологического
образования. Как уже подчеркивалось, все большее
количество дошкольных учреждений практически
всех регионов страны стало заниматься вопросами
экологического образования.
Анализ современного экологического
образования как особого направления дошкольной
педагогики позволил выявить, что в нашей стране
оно сформировалось на основе нескольких
составляющих и в значительной степени
отличается от такового в других странах:
традиционные для отечественной
педагогики подходы, базирующиеся на тесном
контакте детей с природой, натуралистических
наблюдениях, экскурсиях;
народные традиции: фольклор,
народные праздники, приметы, игры, сказки;
мировой опыт: зарубежные технологии
пока слабо представлены в массовой практике
экологического образования дошкольников,
наиболее известны разработки специалистов США,
Швеции;
отечественное экологическое
образование школьников.
В рассматриваемый период становление
экологического образования дошкольников в нашей
стране происходило различными путями. Первый из
них можно обозначить как стихийный, второй —
системный. В первом случае инициатива внедрения
элементов экологического образования
принадлежит непосредственно коллективу
дошкольного учреждения, который самостоятельно,
в рамках своего понимания работает в данном
направлении, используя и адаптируя известные
программы или создавая собственные. Во втором
случае вначале разрабатывается концепция
непрерывного образования всего региона, в
которой определенное место отводится дошкольной
ступени. Такие региональные системы в настоящее
время создаются во многих областях и краях
России. Особенно следует отметить достигнутые в
этом направлении результаты гг. Москвы,
Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пермской,
Нижегородской, Московской областей, Дальнего
Востока, Ханты-Мансийского автономного округа.
При таком подходе цели и задачи дошкольного
образования определяются исходя из положений
общей региональной концепции. Реализовывался и
третий вариант, когда дошкольные учреждения,
самостоятельно выбравшие экологическую
тематику в качестве приоритетного направления,
со временем включались в общую региональную
систему экологического образования.
Уголок природы в группе раннего
возраста, детский сад № 18, г. Сафоново Смоленской
обл.
На сегодняшний день степень охвата и
уровень работы по экологическому образованию в
дошкольных учреждениях страны сильно
варьируются от региона к региону. Однако
практически в каждой области, республике или
крае есть несколько базовых (экспериментальных)
дошкольных учреждений с экологической
специализацией. Опыт работы таких учреждений
способствует постепенному внедрению
экологического образования и в других
дошкольных учреждениях региона.
В 90-е годы в нашей стране появилось
много программ по экологическому образованию
дошкольников разного возраста. Одни из них
впоследствии получили широкое распространение,
другие активно использовались дошкольными
учреждениями в течение определенного времени.
Опыт показал, что во многом успешность внедрения
той или иной программы зависела от наличия
методических рекомендаций, формы подачи
материала, связи ее содержания с другими
направлениями работы ДОУ. Наш анализ
существующих программ по содержанию, целям и
задачам позволил условно разделить их на три
основные группы: программы экологической (в
основном биоэкологической) направленности;
программы эстетико-культурно-экологической
направленности; программы
социально-экологической направленности.
Вариант оформления методических
рекомендаций к программе «Наш дом — природа»
|
|
Для программ первой группы
характерно акцентирование внимания на вопросах
классической экологии (ознакомление детей с
некоторыми взаимосвязями живых объектов и
окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним можно
отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»,
Н.Н. Кондратьевой «Мы» (Санкт-Петербург), Ж.Л.
Васякиной-Новиковой «Паутинка» (Москва), А.В.
Королевой «Экологическая дорожка» (Калининград),
М.И. Миннекаевой с соавторами (Татарстан) и ряд
других региональных программ. Так, ядром
содержания программы Н.Н. Кондратьевой «Мы»
являются «знания о человеке в его связи с
природой, другими людьми, представления о
человеке и природе как высших ценностях, знания о
гуманном отношении к живому и умении его
осуществлять». При этом главное внимание
уделяется рассмотрению связей живых организмов
с окружающей средой на разных уровнях. В каждом
разделе программы представлены знания как
основа экологического сознания, умения
экологически ориентированных деятельностей,
опыт гуманного отношения к природе. Основу
экологической культуры личности, по мнению
автора, составляет идея единства и взаимосвязи
живого и неживого. В программе также раскрыта
идея единства человека и природы. Н.Н.
Кондратьева входила также в коллектив авторов
методического пособия по экологическому
воспитанию дошкольников «Мир природы и ребенок»
(Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф.
Терентьева).
С.Н. Николаева в программе «Юный
эколог» выделяет два аспекта содержания
экологического воспитания: передачу
экологических знаний и их трансформацию в
отношение. Автор подчеркивает, что экологическое
воспитание связано с наукой экологией и
различными ее ответвлениями. В его основе лежат
«адаптированные на дошкольный возраст ведущие
идеи экологии: организм и среда, сообщество живых
организмов и среда, человек и среда». Программа
состоит из двух подпрограмм: «Экологическое
воспитание дошкольников» и «Повышение
квалификации работников ДОУ».
Основная цель программы Н.А. Рыжовой
«Наш дом — природа» — воспитание с первых лет
жизни гуманной, социально-активной, творческой
личности, способной понимать и любить окружающий
мир, природу и бережно относиться к ним. Особое
внимание в ней уделяется формированию
целостного взгляда на природу и место человека в
ней. У детей формируются первые представления о
существующих в природе взаимосвязях и на этой
основе — начала экологического мировоззрения и
культуры, ответственного отношения к окружающей
среде, к своему здоровью. Большое внимание
уделяется развитию у детей элементарных
представлений о существующих в природе
взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать,
насколько тесно природные компоненты связаны
между собой и как живые организмы зависят от
среды обитания. Человек рассматривается как
неотъемлемая часть природы. Такой подход
позволяет подвести детей к элементарному
пониманию проблемы взаимоотношений человека с
окружающей средой и последствий деятельности
людей. Важное значение придается нравственному
аспекту: развитию представлений о самоценности
природы, эмоционально положительному отношению
к ней, выработке первых навыков экологически
грамотного и безопасного поведения в природе и в
быту. Дети приобретают также первоначальные
умения, позволяющие им участвовать в посильной
практической деятельности по охране природы
родного края.
Этим же автором разработан «Экологический
паспорт детского сада», который используется в
дошкольных учреждениях всех регионов России.
Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова отмечают,
что в программе «Цветовая экология» для детей 6
лет из всех экологических понятий выбраны два:
место обитания и условия существования в данном
месте обитания.
А.В. Королева подчеркивает, что в
процессе освоения ее программы «Экологическая
дорожка» дети получают основные понятия
экологии, овладевают элементарными приемами
наблюдений в природе, осваивают этические нормы
отношения к живому, учатся понимать и ценить
красоту живой природы как источника творческого
вдохновения.
М.И. Миннекаева, Л.И. Овчинникова, Н.М.
Новикова из Казани предлагают циклы занятий для
6—7-летних детей с целью их ознакомления с
экосистемами луга, водоема, леса, разнообразием
животного и растительного мира, их взаимосвязью,
взаимозависимостью («жизненный цикл, или круг
жизни»).
Л.Д. Бобылева, О.Бобылева (г. Тамбов)
цель своей программы обозначают как
«формирование первоначальных экологических
представлений и понятий у детей».
Творческим коллективом детского сада
№ 232 г. Ульяновска под редакцией Э.Э. Баранниковой
составлена программа «Я познаю мир». Она
помогает сформировать у ребенка элементарную
систему знаний о природе, научить понимать и
устанавливать существующие в ней связи и
зависимости и действовать в соответствии с
полученными знаниями. В детском саду № 169 ОАО
«Автоваз» г. Тольятти разработан методический
комплекс экологического образования и
воспитания дошкольников «Радость открытий»,
который направлен на «формирование ценностных
основ отношения к действительности», решение
проблем экологического, социального,
познавательного и эмоционального развития
ребенка-дошкольника».
Для второй группы программ
характерен акцент на эстетическом и
нравственном воспитании детей, вопросы самой
экологии отходят как бы на второй план. Объекты
природы рассматриваются с позиций «стихий»
(земля, воздух, вода, огонь). Многие из этих
программ опираются на идеи Н.К. Рериха. К данной
группе прежде всего можно отнести программы В.И.
Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик»
(культурно-экологическая); И.Г. Белавиной,
Н.Г. Найденской «Планета — наш дом», Т.И.
Поповой «Мир вокруг нас». Так, цель программы
«Семицветик» — «способствовать становлению
более совершенного человека в нравственном,
мировоззренческом, творческом плане». Авторы
выделяют следующие тематические блоки: «Планета
Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи». Программа
Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как
«программа культурно-экологического
образования и нравственного воспитания детей» и
представляет собой адаптацию идей других
программ подобного типа на региональном уровне.
Одной из задач программы И.Г. Белавиной и Н.Г.
Найденской является «формирование новой системы
духовных ценностей ребенка, базирующихся на
эстетических компонентах программы».
К этой же группе можно отнести и
программу Т.А. Копцевой «Природа и художник»,
хотя она отличается от предыдущих структурой.
Программа характеризуется блочно-тематическим
планированием: выделены блоки «Мир природы»,
«Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».
Автор рассматривает мир природы как предмет
пристального изучения и как средство
эмоционально-образного воздействия на
творческую деятельность детей. В настоящее время
эта программа часто используется в сочетании с
программой Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа»,
особенно в детских садах, занимающихся
эколого-эстетическим направлением.
«Зеленый уголок» в д/с № 47 «Теремок» г.
Канска
Третья группа программ
выделяется по преобладанию в содержании
программ комплекса вопросов социальной
направленности (социальной экологии, экономики,
граждановедения, валеологии и т.п.). В качестве
примеров программ этой группы могут быть
рассмотрены программы Н.Н. Вересова «Мы —
земляне» (г. Мурманск), Т.В. Потаповой «Детский сад
XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»),
Л.М. Клариной «Экономика и экология» (Москва). Так,
Л.М. Кларина отмечает, что ее разработки
направлены на совершенствование экономического,
экологического и социального сознания детей.
Программа данного автора предназначена для
детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако ее элементы
используются рядом дошкольных учреждений.
Проблемы экономики и экологии увязываются Л.М.
Клариной через вопросы использования природных
ресурсов и анализ потребностей человека. Многие
детские сады используют в работе персонажей,
придуманных этим автором, — Гнома Эконома и Фею
Экологии.
Т.В. Потапова в программе «Надежда»
наряду с вопросами образования в области
окружающей среды большое внимание уделяет
формированию у ребенка основ гражданской
позиции, в том числе ознакомлению с правами
человека, вопросам рационального
природопользования (полное название программы —
«программа подготовки детей дошкольного
возраста к обучению основам экологии,
природопользования и правам человека»). Автор
подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с
окружающим миром... следует делать упор не
столько на знания о предметах и явлениях, сколько
на навыки бережного и неразрушающего обращения с
ними и активное желание поступать... щадящим и
сберегающим образом».
Программа «Маленький человек и
большой мир» включает отдельную программу
«Жизнь вокруг нас». Последняя предусматривает,
как указывают авторы, экологическое образование
и воспитание детей старшего дошкольного
возраста, изучение доступной для их понимания
взаимосвязи природы и социальных явлений.
Отдельные вопросы взаимоотношений ребенка и
природы включены в программу Р.Б. Стеркиной,
О.Князевой по социально-эмоциональному развитию
детей дошкольного возраста «Я, ты, мы».
В той или иной степени проблемы
экологического образования находят отражение
также в комплексных программах «Радуга»,
«Детство», «Развитие», а также в базисной
программе развития ребенка «Истоки».
Из комплексных региональных программ
можно отметить программу специалистов из г.
Пензы «Ребенок и весь мир». Содержание программы
систематизировано по темам, среди которых
выделена тема «Природа» (неживая природа; мир
растений; мир животных; природа и я). В задачи
работы по данной теме входит знакомство детей с
явлениями, объектами неживой и живой природы,
формирование практических умений вести
наблюдения за явлениями природы, стремления
заботиться о растениях, нетерпимости к их
бессмысленной порче; формирование экологической
культуры, осознанного отношения к природе и
другие.
В каталоге-справочнике «Дошкольное
образование в России» описаны следующие
программы экологической направленности: Ж.Л.
Васякиной-Новиковой «Паутинка», В.И. Ашикова, С.Г.
Ашиковой «Семицветик», Н.А. Рыжовой «Наш дом —
природа» (все программы рекомендованы
Министерством образования РФ), Т.А. Копцевой
«Природа и художник», С.Н. Николаевой «Юный
эколог» (программы одобрены Федеральным
экспертным советом по общему образованию), а
также программа Н.А. Авдеевой, Г.Б. Степановой
«Жизнь вокруг нас».
В настоящее время идет процесс
адаптации различных авторских экологических
программ к условиям регионов. Наиболее часто
дошкольные учреждения страны используют
программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А.
Рыжовой «Наш дом — природа». Как уже отмечалось,
в регионах разрабатываются и собственные
программы, методические рекомендации с учетом
местных природных и культурных условий (Якутия,
Татарстан, г. Самара, г. Ульяновск,
г. Владимир, г. Тольятти, г. Пермь, г. Екатеринбург,
г. Тюмень, Ханты-Мансийский автономный округ, г.
Нижний Новгород, Дальний Восток, г. Ставрополь, г.
Архангельск, г. Мурманск и другие). Так, в г.
Иванове Е.В. Пчелинцевой разработана программа
«Непреходящие ценности природы», в Ставрополе —
«Планета детства» (включает программу Л.И.
Греховой «Азбука экологии»). Н.Н. Лебедевой
создана региональная экологическая программа
для дошкольников Арктики «Северное сияние»,
учитывающая этнографические особенности этого
района. В целом среди региональных разработок
много интересных, содержательных вариантов
программ, конспектов занятий, методических
пособий. Однако некоторые разработки сложно
назвать экологическими, скорее это несколько
измененный вариант традиционной программы по
ознакомлению с окружающим миром с усилением
регионального аспекта. В отдельных программах
основное внимание уделяется формированию у
детей сельскохозяйственных знаний и умений, что,
скорее, можно отнести к трудовому, а не
экологическому воспитанию.
В последние годы появилась новая
тенденция: воспитатель или методист по своему
усмотрению выбирает наиболее для него понятные
фрагменты из программ разных авторов и
комбинирует их по собственному усмотрению. В
результате такого подхода зачастую искажается
первоначальный замысел автора дополнительной
программы и ее цель, меняется логика изложения
материала. В худшем случае в таких
комбинированных программах обнаруживаются не
только логические, но и фактические ошибки,
кочующие из одного пособия в другое. Естественно,
воспитатель должен иметь право выбора программы
и ее адаптации к условиям конкретного региона и
дошкольного учреждения (вариативная
составляющая программы), однако в любой
программе существует и инвариантная
составляющая, которой следует придерживаться
неукоснительно. При необходимости
представляется возможным комбинирование разных
программ, однако на базе одной программы (одной
идеи). В этом случае за основу выбирается
оптимальная для данного коллектива программа,
сохраняется логика изложения и подачи материала,
ее структура, однако в качестве отдельных
модулей могут быть включены соответствующие по
содержанию фрагменты других программ.
Наталья РЫЖОВА,
доктор педагогических наук
|