Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

О поэтическом родстве кактусов и ежей

Пролог для «Великой путаницы» в экологическом воспитании

Это было давным-давно. (Другого начала для этой короткой истории я так и не придумала.) Я работала тогда с пятилетками в детском саду. И в урочный час получила в группу практикантку. Бедная девочка доверчиво обратилась ко мне за помощью в разработке занятия по знакомству с окружающим миром. Тема ее была как-то связана с комнатными растениями. И я так же доверчиво, без всякого учета «современного научного подхода» к вопросам природоведения, предложила ей начать занятие со сказочного сюжета: о том, как сидел в пустыне на песке под палящим солнцем Кактус. Сидел-сидел — и соскучился, решил отправиться в путешествие. В результате на свете появились ежи. А дальше, считала я, можно легко переключиться хоть на кактусы, хоть на ежей. Через фантазию — к реальности. Сюжет я придумала не сама. Это было стихотворение замечательного и в то время уже довольно известного поэта Романа Сефа. Но методист педучилища стихов не читала и, как видно, не разделяла мою точку зрения на роль образности в воспитании подрастающего поколения. Поэтому практикантка через неделю в слезах сообщила о двойке, полученной в результате моей вдохновенной консультации. А со мной методист вообще отказалась разговаривать — в силу моей вопиющей некомпетентности в вопросах природы. И девочку срочным порядком перевели туда, где кактусы не помещали в один ряд с ежами, со стихами и со сказками.

Я думала, так и умру с неискоренимым грехом на душе: несмотря на пострадавшую практикантку, я все продолжала рассказывать детям сказки и мифы о животных и растениях, настойчиво усматривая в этом глубокий «экологический смысл». Но через пять лет после этого события судьба свела меня с Татьяной Зубковой, в то время учителем естествознания, педагогом-путешественником и пони-тренером.

Оказалось, что она, несмотря на свое естественно-научное университетское образование и весьма ощутимый опыт полевой, музейной и педагогической работы, разделяет мои «греховные» представления. Более того: умудрилась подвести под них веские основания в виде научных аргументов. Это давало мне шанс не умереть в одиночестве. Потом я приобрела новых друзей в Московском зоопарке и с удивлением обнаружила, что настоящие «естественники» совсем не всегда против стихов и сказок. Несмотря на количество препарированных в годы обучения лягушек.

Когда же Т.Н. Зубкова стала заместителем директора по науке Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, выяснилось, что ее представления о «Великой спасительной для природы путанице» между мифами и реальностью обрели новые прочные позиции, зафиксированные музейными экспозициями.

Сегодня мы в очередной раз приглашаем своих читателей в увлекательное путешествие по залам Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева: за новыми идеями для оформления экологических комнат, организации экологических акций и разработки совместных детско-взрослых экологических проектов.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru