О поэтическом родстве
кактусов и ежей
Пролог для «Великой путаницы» в
экологическом воспитании
Это было давным-давно. (Другого начала
для этой короткой истории я так и не придумала.) Я
работала тогда с пятилетками в детском саду. И в
урочный час получила в группу практикантку.
Бедная девочка доверчиво обратилась ко мне за
помощью в разработке занятия по знакомству с
окружающим миром. Тема ее была как-то связана с
комнатными растениями. И я так же доверчиво, без
всякого учета «современного научного подхода» к
вопросам природоведения, предложила ей начать
занятие со сказочного сюжета: о том, как сидел в
пустыне на песке под палящим солнцем Кактус.
Сидел-сидел — и соскучился, решил отправиться в
путешествие. В результате на свете появились ежи.
А дальше, считала я, можно легко переключиться
хоть на кактусы, хоть на ежей. Через фантазию — к
реальности. Сюжет я придумала не сама. Это было
стихотворение замечательного и в то время уже
довольно известного поэта Романа Сефа. Но
методист педучилища стихов не читала и, как
видно, не разделяла мою точку зрения на роль
образности в воспитании подрастающего
поколения. Поэтому практикантка через неделю в
слезах сообщила о двойке, полученной в
результате моей вдохновенной консультации. А со
мной методист вообще отказалась разговаривать —
в силу моей вопиющей некомпетентности в вопросах
природы. И девочку срочным порядком перевели
туда, где кактусы не помещали в один ряд с ежами,
со стихами и со сказками.
Я думала, так и умру с неискоренимым
грехом на душе: несмотря на пострадавшую
практикантку, я все продолжала рассказывать
детям сказки и мифы о животных и растениях,
настойчиво усматривая в этом глубокий
«экологический смысл». Но через пять лет после
этого события судьба свела меня с Татьяной
Зубковой, в то время учителем естествознания,
педагогом-путешественником и пони-тренером.
Оказалось, что она, несмотря на свое
естественно-научное университетское
образование и весьма ощутимый опыт полевой,
музейной и педагогической работы, разделяет мои
«греховные» представления. Более того:
умудрилась подвести под них веские основания в
виде научных аргументов. Это давало мне шанс не
умереть в одиночестве. Потом я приобрела новых
друзей в Московском зоопарке и с удивлением
обнаружила, что настоящие «естественники»
совсем не всегда против стихов и сказок. Несмотря
на количество препарированных в годы обучения
лягушек.
Когда же Т.Н. Зубкова стала
заместителем директора по науке
Государственного биологического музея им. К.А.
Тимирязева, выяснилось, что ее представления о
«Великой спасительной для природы путанице»
между мифами и реальностью обрели новые прочные
позиции, зафиксированные музейными
экспозициями.
Сегодня мы в очередной раз приглашаем
своих читателей в увлекательное путешествие по
залам Государственного биологического музея им.
К.А. Тимирязева: за новыми идеями для оформления
экологических комнат, организации экологических
акций и разработки совместных детско-взрослых
экологических проектов.
Марина АРОМШТАМ
|