Назови Ветер Братом
По следам экспозиций Государственного
биологического музея им. К.А. Тимирязева
Мисс Природного мира
Наступление
нового века и нового тысячелетия всем хотелось
отметить необычно. Конечно, в том, чтобы нарядить
в честь праздника новогоднюю елочку, ничего
особенного нет. Но, с точки зрения сотрудников
музея, это должна была быть не просто елочка, а
елочка экологическая, своеобразная Мисс
Древесной Вселенной, принцесса Природного мира.
Поэтому и ее новогоднее убранство было
специфическим. Игрушки — не шарики-фонарики, а
животные, которые, как правило, живут на елке,
вокруг елки, под елкой.
Само празднование Нового года включало конкурс
на лучшую рождественскую композицию из
сухоцветов и лепку «елочных» животных из
соленого теста. В конкурсах принимали участие
дети и родители. Победители награждались
специальными свидетельствами «почетного гостя
Новогодней Елочки».
А еще была выставка «Из истории елочных игрушек».
Игрушки эти собирались по «сундукам»
сотрудников музея. Как оказалось, среди старых
игрушек растительно-животные мотивы были
представлены достаточно широко. Так что и сами
игрушки неожиданно оказались «родственными»
общей биологической направленности музея.
Номинанты «природного» года
Встреча
нового года и нового века состоялась. Но сама
идея — выбирать «мисс Природного мира» — в музее
прижилась. Сейчас в мире стало традицией
объявлять текущий год годом какого-то
знаменитого деятеля культуры (например, год П.И.
Чайковского) или социальной группы (год
инвалидов, год малых народностей Крайнего
Севера), выбирать самого интересного человека
года, самого выдающегося ученого
и т.п. Экологическое сообщество тоже создает свой
«именной» календарь: объявляет год того или
иного животного, птицы, растения. 2003 год был
объявлен ЮНЕСКО годом Риса. У подобных выборов
всегда есть серьезные обоснования. Рис, например,
могучая культура, произрастающая везде, где есть
вода, и ставшая «кормилицей» огромного
количества людей на земле. Сотрудники музея
решили, что традиция эта — хорошая, правильная. И
почему бы не найти для нее соответствующие формы
в стенах музея?
Поэтому решили: каждый год в Биологическом музее
будет посвящен одному животному и одному
растению. Каждый год они будут приходить в гости
к Елочке — первой Мисс Природного мира,
получившей свой титул в музейных стенах.
И вот новыми избранниками Биологического музея
стали Дуб и Сова.
Царь-дерево
Сказать
по правде, никто не выбирал «кандидатуры» Дуба и
Совы в процессе мозгового штурма или всеобщим
тайным голосованием. Просто один из самых
неуемных инициаторов всяких выставок
Биологического музея Владимир Стрелков пришел к
другому неуемному выдумщику, заместителю
директора по научной части Татьяне Зубковой и
сказал: пусть в 2003 году «главными» героями будут
Дуб и Сова. «Этих персонажей потребовала левая
пятка Стрелкова, — Татьяна Николаевна старается
говорить с серьезным выражением лица. — Но в ней,
в этой пятке, по-видимому, сосредоточилась вся
родовая память человечества, обжившегося в
средней полосе России».
Дуб всегда был символом лесного царства,
царь-деревом. Он сродни былинным великанам.
Тысячи лет назад у индоевропейских племен слово
«дуб» обозначало дерево вообще. А производное от
него слово «дубрава» значило просто густой лес.
Не обязательно дубовый. Но предки испытывали
особое почтение именно к дубу — за его размеры и
долголетие, за крепость древесины. Поэтому с
течением времени слово «дуб» закрепилось именно
за этой породой деревьев. Дуб почитался
священным. Там, согласно языческим верованиям
славян, пребывал бог грома и молнии Перун, когда
посещал землю. Из дуба, освещенного присутствием
Перуна, делались самые надежные жилища и корабли.
А погибший в бою славянский воин должен был
обрести свое последнее пристанище в
лодке-однодеревке, выдолбленной из дубового
ствола. Эта ладья, тоже называемая «дуб»,
отправлялась в долгое «плаванье» через пламя
погребального костра в царство бога огня Перуна.
Но дуб почитался не только у славян. Вся Европа,
где есть широколиственные леса, признавала его в
качестве «мирового древа».
Это мифологическое обоснование выбора Дуба в
качестве «номинанта» на статус Дерева года.
А есть еще обоснование природоохранные. Дубы
сегодня нуждаются в особой охране. Как оказалось,
эти деревья-богатыри плохо переносят
загрязненный городской воздух. На территории
Москвы, например, есть знаменитые многолетние
дубы, дубы-красавцы. Но многие из них вымирают. А
мертвый дуб, он как-то особенно заметен. Он ведь
не падает. Будет стоять, пока его не выкорчуют.
Черный силуэт с черными осыпающимися ветвями. И
это тоже своеобразный символ: природа даже при
смерти не хочет сдаваться на волю человека.
И вот в музее появилась специальная витрина: дуб
как мировое дерево, дуб как символ мужества и
стойкости природы, дуб как микроцарство живого.
Сова — птица вещая
Сова,
видимо, возникла из детских ассоциаций: дуб — в
дубе дупло — в дупле живет сова. Такая большая
странная птица, своеобразный маргинал птичьего
сообщества. Не любит суетиться, летает бесшумно,
охотится ночью.
В мифах и сказках функции совы двояки. С одной
стороны, это символ мудрости, вещей птицы. Вот и
греческая богиня Афина изображалась с совой на
плече. С другой стороны, у совы есть «черная»
ипостась — ведьмаческая. Она как-то причастна к
миру колдовства, магии. На крыше избушки Бабы Яги
— сова. В пещере колдуньи Гингемы — филин (тот,
что стал потом ассистентом Урфина Джюса). А у
Гарри Поттера — белая сова, доверенный почтальон
волшебных писем.
Ночь перед Рождеством — самая длинная, самая
темная и самая опасная, «бесовская». Сова там
как-то очень к месту. Значит, ей есть место на
новогоднем празднике Природы. Оно мифологически
оправданно. Ну а с точки зрения экологической это
очень интересная, совершенно замечательная
птица. Видовое разнообразие сов и их образ жизни
потрясают воображение так же, как и сказки с их
участием. Этому и посвящена витрина
Биологического музея.
Сова и дуб — гости музея в 2004
году
|
На перепутье между сказкой и
реальностью
Экспозиции
Биологического музея настойчиво предлагают
детям «путаницу» из реальных и сказочных
персонажей. Зачем? Почему? Детям нельзя объяснять
мир исключительно с научной точки зрения,
считает Т.Зубкова. Это сильно вредит налаживанию
их отношений с природой. Академик Павлов был,
конечно, выдающимся ученым. Но если рассказывать
маленьким детям о собаках исходя исключительно
из теории И.Павлова (и в особенности из его
опытов), вряд ли это будет полезно с точки зрения
воспитания бережного отношения к живому. Собаки
— они все-таки твари божьи, и душа у них,
по-видимому, есть. Пусть скотская, собачья, но
душа. И эта мысль о собачьей душе должна помешать
мне относиться к собаке как конгломерату из мяса
и шерсти, который я могу беспрепятственно резать
на части. С мясом и шерстью я не могу нормально
общаться. Если воспитывать детей по Павлову, мы
получим на выходе нечто ужасное: ужасных
взрослых и ужасный мир. А нужно, чтобы мир был
красивым. Одухотворенным.
Одухотворялся он всегда через образ, через
сказку.
Поэтому сказочность и образность — основа
действительного экологического воспитания.
Франциск Ассизский, великий христианский святой
Средневековья, совершил своеобразный переворот
в христианском мировоззрении, назвав Волка и
Льва своими братьями. Он так и говорил: «Брат мой
Волк, брат мой Лев». Назовем животных своими
братьями. И сразу отношение к ним изменится.
Назовем братом Ветер. И мир перевернется в нашем
сознании. Брат не может быть исключительно
объектом изучения. Это совершенно другая
позиция.
Нам очень важно уверить детей, что деревья
чувствуют боль. Иначе что остановит их в будущем
от уничтожения лесов? Только яркие образы,
полученные в детстве и залегшие на «дно» психики.
Это то, что должно пробиваться у взрослых через
толщу научного мировоззрения. Это основа совести
и чувства родства со всем живым на земле.
По рассказу Татьяны ЗУБКОВОЙ,
замдиректора по науке
Государственного биологического музея им. К.А.
Тимирязева,
записала Марина АРОМШТАМ
|