Мы с тобой одной крови!
«Не бей дерево! Не бей! Ты с него шубку
стряхнешь! Ему будет холодно! Оно замерзнет!» —
так кричал один малыш другому, который, в
яростном возбуждении от мальчишеской игры, лупил
палкой по стволу промерзшего зимнего дерева. Как
правило, мы не знаем, «чем отзывается наше слово»
в наших воспитанниках. Но в этом возгласе
отчаянного защитника природы Ольга ЧАКИНА
узнала свои слова. Это она учила детей на
занятиях по национальной культуре: согласно
древней традиции якутов, деревья нельзя обижать.
Древние боготворили лес и зверей и знали:
переживать зиму трудно всем, не только людям. И
все на этом свете повязаны единой цепью
зависимости: дерево — с птицей и зверем, зверь —
с человеком.
Мы мучительно ищем пути воспитания
толерантности. Почему это слово вдруг стало
«модным»? Не от хорошей жизни, наверное. И почему
способность одного человека воспринимать и
принимать другого мы выражаем иностранным
словом? Стоит задуматься.
Но вот этнографический мини-музей
детского сада «Теремок» г. Якутска разделен на
две части — «русскую» и «якутскую». Граница
между ними незримая, нечеткая: одно перетекает в
другое. Одно взаимосвязано с другим. Нераздельно.
Не стоит пробовать разделять.
В «горнице» детям рассказывают
русские сказки, знакомят с русскими поверьями и
старинными обрядами. У якутского «камелька» они
узнают об охотничьих традициях якутов, о
якутских праздниках и обычаях, многие из которых
живы до сих пор.
Древние обряды и обычаи народов могут
разниться языком и одеждами. Но глубинный смысл
их един: дать человеку почувствовать свое
родство с великим Миром Природы, со всем живым и
сущим.
Рождественская елка, завивание
березки на праздник Троицы — все эти славянские
обычаи восходят к глубокой древности, когда
Дерево почиталось Великой Осью, связующей
нижний, средний и верхний миры, осью Мироздания.
По глухим дорогам Якутии до сих пор
встречаются священные деревья — лиственницы,
реже сосны. Они украшены плетеными конскими
веревочками, тонкими ситцевыми флажками, медными
и бумажными деньгами. В священных деревьях живут
духи — хозяева местности. По якутским обычаям
хозяевам преподносят подарки. И ни один путник
без угрозы для здоровья и жизни не снимет монетку
с дерева-стража: это больше, чем воровство.
Особым почитанием якутов пользовались
большие, отдельно стоящие березы. Согласно
якутской мифологии, в них обитал дух Хозяйки
Земли — Дойду иччитэ. В Якутии ничего не знали о
пристрастии русских к березам. Все «березовые»
обряды возникли параллельно и независимо друг от
друга.
Якуты никогда не срубали большие
березы, украшали их, а вещам, сделанным из этого
дерева, придавали магический смысл. Без особой
нужды деревья никогда не рубили, даже зарубок на
них не делали. И славяне, и якуты в былые времена
бревна для строительства домов заготавливали
зимой, когда дерево «спит», «оцепенело» и «не
чувствует боли». К дереву перед порубкой
обращались со специальной мольбой: просили дух
выйти из ствола и найти себе другое убежище.
Сходное отношение было у всех древних
народов и к Солнцу, источнику света, тепла, жизни.
Круг — солнечный (солярный) знак — часто
встречающийся символ в любых орнаментах.
Ожерелья, бусы, серьги — все это солярные знаки,
обереги, помещающие человека в «солнечный» круг,
защищающий от мрака и несчастий.
Солнце вступает в силу весной. А
вестники весны — птицы. По поверью,
сохранившемуся в русском фольклоре, они приносят
весну на кончиках крыльев. В честь вестников
весны пекли в марте хлебных жаворонков,
выпускали на волю пойманных птиц и развешивали
скворечники на деревьях.
Якуты считают вестником весны Орла.
Это он в урочный час прилетает на землю и своим
грозным клекотом пугает белого Быка Зимы —
страшного Огуса. От орлиного клекота рога Быка
трещат и отваливаются. Бык обороняется,
напускает на землю жестокие морозы и туманы. А
люди, чтобы помочь весне утвердиться в своих
правах, начинают звать птиц и хвалить их на все
лады — чтобы у пичужек прибавилось сил донести
весну на своих крылышках.
В экологической комнате д/с
«Сулусчаан», пос. Чурапча: «Все в природе имеет
душу!»
Весной пробуждается от спячки Медведь
— Хозяин леса. Древние славяне почитали Медведя,
как своего прародителя. Многие русские сказки
сохранили следы этих верований. Девочка Маша,
заблудившись в лесу, находит пристанище в
избушке лесного зверя. Другая девочка
обнаруживает жилище трех медведей.
У якутов благоговейное отношение к
медведю сохранилось до сих пор. Медведь
считается необыкновенно умным животным,
обладающим способностью слышать все, что о нем
говорят. Убивали медведя только в случае крайней
необходимости, и долгое время существовал запрет
на использование медвежьего мяса в пищу. Потом
запрет исчез, но охотника, возвращавшегося из
леса с медвежатиной, обязательно встречали
«инсценировкой»: дети с «плачем» упрекали отца,
«зачем убил их любимого дедушку». Кости и череп
медведя аккуратно собирали и складывали на
специальный помост, сопровождая специальными
ритуальными словами. Тогда, считали, дух — хозяин
охоты Байанай, часто принимающий вид медведя, не
рассердится.
Древние обычаи строго
регламентировали охоту и охраняли животных от
уничтожения. Человеку — и славянину, и тюрку —
запрещалось уничтожать больше зверей, чем
требовалось для пропитания. В определенные
сезоны запрещалось отстреливать самок,
беспомощный молодняк, запрещалось охотиться в
брачный для животных период и в период гона. Все
правила и запреты представлялись в виде
театрализованных действий и танцев, когда люди
изображали животных, «сливались» с ними в едином
образе: «Мы с тобой одной крови — я и ты!».
Древний человек считал себя частью
природы. Это было вненациональное чувство, общее
для всех племен и народов. Возможно, возвращая
детям ощущение родства со всем Живым на земле, мы
делаем важный шаг к преодолению разобщенности
между людьми. Не шаг — шажок. Но, если мы научимся
жалеть дерево, потерявшее зимой шубку, нам легче
будет пожалеть друг друга.
По материалам Ольги ЧАКИНОЙ,
преподавателя национальной культуры детского
сада № 33 «Теремок», г. Якутск
|