Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2004

БАБУШКИН СУНДУК

Мы с тобой одной крови!

«Не бей дерево! Не бей! Ты с него шубку стряхнешь! Ему будет холодно! Оно замерзнет!» — так кричал один малыш другому, который, в яростном возбуждении от мальчишеской игры, лупил палкой по стволу промерзшего зимнего дерева. Как правило, мы не знаем, «чем отзывается наше слово» в наших воспитанниках. Но в этом возгласе отчаянного защитника природы Ольга ЧАКИНА узнала свои слова. Это она учила детей на занятиях по национальной культуре: согласно древней традиции якутов, деревья нельзя обижать. Древние боготворили лес и зверей и знали: переживать зиму трудно всем, не только людям. И все на этом свете повязаны единой цепью зависимости: дерево — с птицей и зверем, зверь — с человеком.

 

Мы мучительно ищем пути воспитания толерантности. Почему это слово вдруг стало «модным»? Не от хорошей жизни, наверное. И почему способность одного человека воспринимать и принимать другого мы выражаем иностранным словом? Стоит задуматься.

Но вот этнографический мини-музей детского сада «Теремок» г. Якутска разделен на две части — «русскую» и «якутскую». Граница между ними незримая, нечеткая: одно перетекает в другое. Одно взаимосвязано с другим. Нераздельно. Не стоит пробовать разделять.

В «горнице» детям рассказывают русские сказки, знакомят с русскими поверьями и старинными обрядами. У якутского «камелька» они узнают об охотничьих традициях якутов, о якутских праздниках и обычаях, многие из которых живы до сих пор.

Древние обряды и обычаи народов могут разниться языком и одеждами. Но глубинный смысл их един: дать человеку почувствовать свое родство с великим Миром Природы, со всем живым и сущим.

Рождественская елка, завивание березки на праздник Троицы — все эти славянские обычаи восходят к глубокой древности, когда Дерево почиталось Великой Осью, связующей нижний, средний и верхний миры, осью Мироздания.

По глухим дорогам Якутии до сих пор встречаются священные деревья — лиственницы, реже сосны. Они украшены плетеными конскими веревочками, тонкими ситцевыми флажками, медными и бумажными деньгами. В священных деревьях живут духи — хозяева местности. По якутским обычаям хозяевам преподносят подарки. И ни один путник без угрозы для здоровья и жизни не снимет монетку с дерева-стража: это больше, чем воровство.

Особым почитанием якутов пользовались большие, отдельно стоящие березы. Согласно якутской мифологии, в них обитал дух Хозяйки Земли — Дойду иччитэ. В Якутии ничего не знали о пристрастии русских к березам. Все «березовые» обряды возникли параллельно и независимо друг от друга.

Якуты никогда не срубали большие березы, украшали их, а вещам, сделанным из этого дерева, придавали магический смысл. Без особой нужды деревья никогда не рубили, даже зарубок на них не делали. И славяне, и якуты в былые времена бревна для строительства домов заготавливали зимой, когда дерево «спит», «оцепенело» и «не чувствует боли». К дереву перед порубкой обращались со специальной мольбой: просили дух выйти из ствола и найти себе другое убежище.

Сходное отношение было у всех древних народов и к Солнцу, источнику света, тепла, жизни. Круг — солнечный (солярный) знак — часто встречающийся символ в любых орнаментах. Ожерелья, бусы, серьги — все это солярные знаки, обереги, помещающие человека в «солнечный» круг, защищающий от мрака и несчастий.

Солнце вступает в силу весной. А вестники весны — птицы. По поверью, сохранившемуся в русском фольклоре, они приносят весну на кончиках крыльев. В честь вестников весны пекли в марте хлебных жаворонков, выпускали на волю пойманных птиц и развешивали скворечники на деревьях.

Якуты считают вестником весны Орла. Это он в урочный час прилетает на землю и своим грозным клекотом пугает белого Быка Зимы — страшного Огуса. От орлиного клекота рога Быка трещат и отваливаются. Бык обороняется, напускает на землю жестокие морозы и туманы. А люди, чтобы помочь весне утвердиться в своих правах, начинают звать птиц и хвалить их на все лады — чтобы у пичужек прибавилось сил донести весну на своих крылышках.

В экологической комнате

В экологической комнате д/с «Сулусчаан», пос. Чурапча: «Все в природе имеет душу!»

Весной пробуждается от спячки Медведь — Хозяин леса. Древние славяне почитали Медведя, как своего прародителя. Многие русские сказки сохранили следы этих верований. Девочка Маша, заблудившись в лесу, находит пристанище в избушке лесного зверя. Другая девочка обнаруживает жилище трех медведей.

У якутов благоговейное отношение к медведю сохранилось до сих пор. Медведь считается необыкновенно умным животным, обладающим способностью слышать все, что о нем говорят. Убивали медведя только в случае крайней необходимости, и долгое время существовал запрет на использование медвежьего мяса в пищу. Потом запрет исчез, но охотника, возвращавшегося из леса с медвежатиной, обязательно встречали «инсценировкой»: дети с «плачем» упрекали отца, «зачем убил их любимого дедушку». Кости и череп медведя аккуратно собирали и складывали на специальный помост, сопровождая специальными ритуальными словами. Тогда, считали, дух — хозяин охоты Байанай, часто принимающий вид медведя, не рассердится.

Древние обычаи строго регламентировали охоту и охраняли животных от уничтожения. Человеку — и славянину, и тюрку — запрещалось уничтожать больше зверей, чем требовалось для пропитания. В определенные сезоны запрещалось отстреливать самок, беспомощный молодняк, запрещалось охотиться в брачный для животных период и в период гона. Все правила и запреты представлялись в виде театрализованных действий и танцев, когда люди изображали животных, «сливались» с ними в едином образе: «Мы с тобой одной крови — я и ты!».

Древний человек считал себя частью природы. Это было вненациональное чувство, общее для всех племен и народов. Возможно, возвращая детям ощущение родства со всем Живым на земле, мы делаем важный шаг к преодолению разобщенности между людьми. Не шаг — шажок. Но, если мы научимся жалеть дерево, потерявшее зимой шубку, нам легче будет пожалеть друг друга.

По материалам Ольги ЧАКИНОЙ,
преподавателя национальной культуры детского сада № 33 «Теремок», г. Якутск

 

Рейтинг@Mail.ru