Жила-была в лесу
сказка...
Жила-была сказка, и жила она в лесу, где
и родилась. Для такого события лес — место
подходящее. Лес — разноликий, сложный и богатый
мир: светлые поляны и опушки, утопающие в
разнотравье, птичьи голоса, запах цветов; а в
чащобах — бурелом и сумрак, пугающие шорохи,
глубокие овраги и топкие болота…
Мы в нем — гости, нам спокойно на опушке и страшно
в его недрах. Мы не чувствуем связи с ним в нашей
городской жизни, почти потеряли ее.
Наши предки жили тем, что давал человеку лес:
древесина, пушнина, дичь, ягоды, грибы,
лекарственные травы… Для людей тех далеких
времен лес был живым, чувствовал радость и боль,
мог наказать за жадность и небрежность.
Сложный мир леса был до тонкостей изучен нашими
прапрадедами, и они чтили его законы, справедливо
полагая, что эта стихия неподвластна человеку и
не надо с ней спорить и ссориться, тем более
воевать. Лес был основой человеческого
благополучия, его берегли, почитали и опасались.
В зеленом мире трав и деревьев хозяйничали
привычные и реальные животные и существа,
которые обитают на грани были и небыли, — лесные
духи.
Леший и его супруга, моховой, Баба Яга, водяные и
русалки, полевой и полуденица, и многие, чьи имена
нам с вами уже ни о чем не скажут. Под зеленым
пологом сосуществовали два мира, и мир
фантастический был создан человеком, чтобы
объяснить, понять и сохранить мир реальный, да и
самого себя в нем.
Лесные духи природы — напоминания о ее
могуществе, постоянном присутствии в
человеческой жизни. Среди них нет ни добрых, ни
злых, все зависит от того, как поведет себя сам
человек. А там — «как аукнется, так и
откликнется».
«Лесная сказка» в витрине
Государственного Биологического музея им. К.А.
Тимирязева
В
реальном лесном мире обитают животные, попавшие
в фантастический мир сказки, да так и оставшиеся
в нем: Медведь, Волк, Лиса, Заяц, Лебедь, Гуси, Утка,
Сокол, Мышь, Ворон, Сорока, Журавль, Цапля… Они
разговаривают человеческим языком, совершают
совсем не звериные поступки, и при том всегда
узнаваемы повадками и обликом.
Как и почему жители леса поселились в
сказках — мы можем только гадать. То ли охотничьи
обряды сопровождались сказкой о животных, то ли
собственная человеческая жизнь рассказывалась
через призму образов животных, или другие
причины вызвали к жизни удивительные истории.
Пока сказки добирались до наших дней, многое в
них изменилось: сюжетные детали, отношение к
героям, но прежними остались их черты и наше
детское желание следовать за сказкой по ее
прихотливым дорогам…
Дорога ведет нас вглубь леса — в его
непролазную чащу. Под ногой мягкий мох или лесная
прель, где-то сидит старый слепой Листин и
командует, когда кому из листьев шелестеть. Если
сойти с тропы, ветки хватают за одежду — может,
это злобный Пушевик не пускает вас в свои
владения, норовит глаза выколоть. Он живет в
чащобах, из которых непросто выбраться, а не
выберешься — съедят лесные звери. Во мхах, по
ягодным кочкам живет Моховой —
присматривает, чтобы ягоды собирали в срок, а кто
начнет в неурочное время — заведет в глухомань,
напугает.
В чаще за вами следят внимательные глаза, то ли
звериные, то ли лешачьи — кто его знает.
Леший — лесной владыка, его слушаются звери и
птицы, и если вы ему не приглянулись — будете
плутать-блуждать по лесу, пока он не наиграется.
В глубине леса не тянет на шутку, здесь
чувствуешь себя беззащитным. Насторожен к
пришельцу чужой мир, на страже которого стоит
лесная жизнь и нежить. Сама Баба Яга (вовсе не
ведьма, а существо из иного мира) поставлена
стражем на дороге в «тридесятое царство,
тридевятое государство», и дорога та проходит
через лесную чащу… На этом пути ждут испытания,
опасности, противники и помощники. И при каждой
встрече помните — «как аукнется, так и
откликнется».
Рано
или поздно дорога выведет нас на берег озера или
речки. Здесь просторно, мягкие травы, прохладный
ветерок колышет осоку. Вода манит — окунись,
освежись…. Но «не зная броду — не суйся в воду».
Поговорка верна в прямом смысле — погибнуть в
воде можно гораздо быстрее, чем в лесной чаще.
Водяной, водный царь, не любит, когда вторгаются в
его владения: рвет плотины у мельниц, тащит в воду
скот и людей в любое время года. Его помощник —
мелкий пакостник ичетник безобразит, когда льда
на воде нет, — то ребенка в воду утащит, то
пьяницу утопит. Болотняник держится по болотам,
заводит в трясину, пугает прохожих, а так он
мирный дух и семьянин хороший.
В лесу встретим разных птиц. Есть среди
них «волшебные».
Лебедь-кликун — птица на зиму за
моря улетает, то есть «за тридевять земель», а что
там за мир — человечий или нет, кто его знает? Вот
и считали в старину, что лебеди оборачиваются
прекрасными девами, дочерьми Морского царя.
Гусь — помощник самой Бабы
Яги, может быть, оттого, что и он за моря летает.
Только внешностью не очень вышел — не белый, да
шея не та, да повадка не эта... Вот и получается:
«думали — лебедь, а на поверку гусь оказался».
Сокол-чеглок — сокол ясный, или
даже Финист Ясный Сокол — волшебный,
превращающийся в человека. Птица-охотник,
стремительная, смелая, зоркая, парит в
поднебесье, под самым Солнцем. В древности, да и в
старину, сокола ценились как ловчие птицы.
Журавль — «лучше синица в руках,
чем журавль в небе». За моря и океаны летят
журавлиные стаи по осени, курлыча грустно и
тревожно. Порой наши мечты ведут себя так же.
Ворон — вещий, долгожитель, брат
Ветра. И в сказке, и в жизни может говорить
человеческим языком. Красив и мудр. Знает тайну
оживления, поскольку владеет живой и мертвой
водой. Одно печально — смерть рядом с ним ходит.
Сова — мудрая птица, ночная и
страшная. Часто сопровождает Бабу Ягу. Гроза
грызунов. Почиталась людьми за это в древности.
Глухарь — собой хорош: и стать, и
перо! Что по весне его подводит — и в самом деле
глохнет, когда токует, выставляя себя во всей
красе на лесных полянах-болотах.
Сойка — птица-переполошница. Чужие в лесу
мимо нее незаметно не пройдут — растрезвонит на
весь белый свет. Сойка — лесовод, замечательно
расселяет дуб, растаскивая желуди и делая из них
запасы в лесной подстилке.
Ну, а звери?
Медведь — хозяин леса, старше его
только леший и Баба Яга. Увалень с виду, он силен,
ловок и быстр, когда надо. Медведь поставлен
надзирать за исполнением лесных законов, следить
за сменой времен года, за плодородием зеленого
мира. Работы у него невпроворот, а лежебокой
прозвали за манеру спать зимой. По поверьям в
медведя можно обратиться, если пойти против
закона или совести, за неуважение к родителям, за
жадность.
Волк в лесу — охотник и воин. Зверь
мужественный, честный, верный своей стае и
данному слову, и семьянин замечательный. В
старину с волчьей стаей сравнивали княжескую
дружину и волков уважали. А еще этот зверь в
древних сказках волшебный, может обернуться
конем, девицей, жар-птицей.
Лиса — зверь красивый, в пышном
наряде, однако о порядочности частенько
забывает, зайца тиранит, волка обманывает, кур
«любит» — и в сказке, и в жизни. Говорят — хитра,
но преувеличивают.
Мышь — ростом мала, но делами
велика. Всей мышиной силы — на копейку, да без нее
до конца рублевое дело не сделать. Мышь знает
подземные тайны. Может, и о кладах могла бы нам
рассказать. В любую щелку пролезет. Зверьки
страшны числом — в годы мышиной напасти, когда
грызуны безудержно размножаются, никакие
мышеловки не спасут урожай хлеба в амбарах, да и
кошки с лап собьются. Мышиное нашествие похуже
пожара будет.
Рысь — шкурой пестра и нарядна.
Зверь редкий и опасный, добычу скрадывает из
засады, на деревья легко залезает. А в сказки
попадает не часто.
Еж — обаятелен и забавен, мало кого
боится, потому как хорошо защищен. Может вместо
кошки повоевать с мышами, не побрезгует гадюкой
или ужом, закусит улиткой. А настанет зима —
уснет до весны, пока медведь лес не разбудит. В
старых сказках места ему не нашлось, зато в новых
встретим.
Ласка — мышиная смерть, самый
маленький и отважный хищник, может напасть на
противника, в несколько раз превышающего ее по
размерам. Зверь лесной, но человеческое жилье
стороной не обходит — может заглянуть на конюшню
за мышами, где ее с домовым иногда путают.
Куница — беличья гроза, зверь
быстрый, шубой ценный.
Белка — хозяйственная цокотунья,
умеет гнезда строить и грибы на зиму запасать. |
У каждого в лесу свое место и своя роль. И
каждый по-своему рассказывает лесную сказку.
Татьяна ЗУБКОВА
Витрины оформлены художником музея Натальей
Соколовой
|