Видеосъемка в детском
саду
Технический прогресс стремительно
ворвался в нашу жизнь. Все активнее в работе с
детьми применяются компьютерные технологии,
телевидение. Учитывая то, что ребенок считает
телевизионные передачи одним из источников
информации, я использую в работе с детьми
телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру.
Использование видеосъемки в работе с
детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет
сделать педагогический процесс более
эффективным, интересным и увлекательным как для
детей, так и для педагога.
Хочу подробнее остановиться на
практической стороне вопроса, так как сама
исполняю роль режиссера, постановщика,
оператора, демонстратора.
Появление в наших домах
видеомагнитофонов дало возможность делать
видеозаписи документальных фильмов, фрагментов
из телепередач. Таким образом, я собрала
познавательный материал на темы: «Жизнь
животных», «Армия», «Космос», «Спорт», «Символика
страны» и т.д. Видеозаписи использовала на
занятиях и в свободное время, их
продолжительность — от 2—3 до 8—10 минут.
Например: посмотрели с детьми видеозарисовку с
лыжными видами спорта, а потом слепили лыжника-
биатлониста; беседуя о животных Севера,
посмотрели сюжет о жизни белых медведей и
тюленей; разговор о космосе сопровождался
видеозаписью о космических достижениях.
А приобретение видеокамеры дало
возможность делать собственные съемки того, что
хотелось бы показать детям, учитывая тему
занятий: «Наш город», «Зимние забавы», «Круглый
год», «Транспорт», «Кошка с котятами» и др.
Интересными стали фильмы, где
отображены технологический процесс и динамика
событий: «Как кукле Миле брюки сшили», «Испекли
нам каравай», «Как огурец на стол пришел», «Как
газета получилась» и т.д. В некоторых фильмах
участниками стали дети: «Как Ларику покупали
сапоги», «Ларик — почемучка», «Снеговик».
Можно удачно использовать видеофильмы
на занятиях по ОБЖ. Например, в фильме «Нельзя!
Почему?» дети просматривают сюжет, обсуждают,
делают выводы и объясняют герою фильма Ларику,
почему нельзя брать таблетки, нож, включать утюг,
газ и др. Рассказывают, как надо себя вести, что
можно делать, когда остаешься дома один.
Делая видеозарисовки «Как мы
поздравляли Кима с Днем рождения», «Как мы
занимались, играли», «Как мы делали зарядку», я
заметила, что дети снимаются легко, не обращают
внимания на камеру, хотя сначала смущались,
отворачивались. Ну а смотреть фильмы о себе дети
могут без конца, при этом не забывают обсудить
увиденное. А я могу обратить их внимание на тот
или иной значимый факт: «Дети, вы заметили, почему
Лена оделась быстрее всех?», «Сейчас мы знаем,
почему пол в умывальной бывает мокрым», «Из
Кирилла получится настоящий спортсмен, он
упражнения на зарядке делает очень качественно».
Дети, оценив себя со стороны, начинают
контролировать свое поведение, следить за
внешним видом, следить за своей речью.
Иногда они сами предлагают сюжет
фильма: «Давайте снимем кино, как мы играем в
прятки», «А снимите, как мы засыпаем». Ценю
сотрудничество, выслушиваю предложения каждого
ребенка, решая задачи на доброй основе.
Я никогда не снимаю детей против их
желания, не делаю акцент на отрицательных
моментах, сосредотачиваю внимание на наиболее
существенном, благодаря функциям камеры провожу
съемки крупным планом и в разных ракурсах, делаю
стоп-кадр.
А как интересно можно использовать
видеосъемки для развития речи детей! Например,
определив тему разговора, снимаю интервью с
ребенком: «Расскажи, как встретился с Дедом
Морозом», «Расскажи, почему заяц меняет шубу», «
Расскажи, что ты знаешь о нашем городе», — или
предлагаю ребенку составить рассказ по серии
картинок. Далее следует просмотр фильма вместе с
ребенком. Иногда ребенок решает: «Я хочу
рассказать снова, по-другому».
Я снимаю интервью с каждым ребенком на
одну из лексических тем в период его поступления
в речевую группу, затем через 1—1,5 года, в период
выписки, снимаю повторное интервью на ту же тему.
Сравнивая записи, можно проанализировать
результаты развития ребенка за период
пребывания в логопедической группе, оценить
работу педагогов.
Хорошо использовать для съемок
события и истории из жизни детей в детском саду с
целью составления творческих рассказов:
«Придумайте конец фильма», «Угадайте, что было
дальше», «Что ты посоветуешь детям?».
Полезно посмотреть с детьми
любительские съемки, представленные родителями:
«Как мы отдыхали»,«Мой день рождения», «Я
маленький». Они дают возможность прочувствовать
модель счастливой семьи. Ребенок — герой фильма
гордится своими близкими, собой.
Родителям на собрании предлагаю
видеоматериал о жизни детей в детском саду. Им
очень важно увидеть, каков ребенок вне дома, как
он общается со сверстниками.
Я думаю, что нашла широкий спектр
применения видеоматериалу: это хорошая
возможность сделать диагностику, в
сотрудничестве с детьми решить проблемы
формирования личности и коллектива, дать знания
из содержательных фильмов.
Продолжаю придумывать новые сюжеты,
делаю новые съемки, ищу другие формы их
применения. Делюсь опытом с коллегами других
садов, убеждаю их, чтобы в работе с детьми
видеосъемку использовали в качестве наглядного
средства обучения, так как динамичная
наглядность видеоматериала несравнима со
статичной наглядностью иллюстрации. Видеозаписи
являются своеобразным языком дидактики, а
процесс обучения и развития насыщается
образностью и эмоциональностью.
Татьяна ЖУРАВЛЕВА,
воспитатель детского сада № 66 «Беломорочка»,
г. Северодвинск Архангельской области
|