Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2004

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

На сцене театра тени

Игра света и тени — вечная тема для философов, но в театре теней эти две противоположности становятся рабочим материалом и оказываются почти прирученными. В нашем театре мы постарались пронизать тень светом, как в жизни, где мы видим много градаций черного и белого.

Теневой театр можно сделать быстро, и при этом он вполне может сравниться по красоте со многими другими зрелищами.

Для начала необходимо сделать экран, на котором будет показываться теневая сказка. Совершенно не обязательно замыкаться при этом на какой-то стандартной форме (прямоугольник) — можно сделать арку, овал или более конкретную и сложную форму, например, абрис дворца, и эта форма тоже «сыграет» в вашем спектакле.

В самом простом случае экран состоит из плотной картонной рамки и наклеенной на нее кальки. Если есть матовое оргстекло, можно использовать и его. При наклеивании кальку необходимо плотно натянуть на рамку — неровностей на поверхности должно быть как можно меньше, ведь от этого зависит, насколько четкими будут выходить тени-актеры.

Если действие происходит в лесу, можно вырезать ветки и приклеить их к раме с внутренней стороны; если в замке, можно из кальки или тонкой белой бумаги вырезать колонны с красивыми капителями и также приклеить их к раме или как-то еще оформить интерьер.


Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Теперь об изготовлении фигур. У многих теневая фигурка ассоциируется с жесткой черной формой, изготовленной из картона или бумаги. Но героев можно вырезать из раскрашенной цветными пятнами чертежной или акварельной бумаги — тогда во время спектакля, на просвет, фигурки будут выглядеть светлыми и слегка тонированными. Сами формы нужно делать легкими, тонкими, с мелкими деталями. Лица можно вырезать по контуру волос, платка или шапки, а в образовавшуюся пустоту наклеить кальку или очень тонкую бумагу (рис. 1). Если захочется, можно прорисовать лицо по кальке тушью и пером. Можно прорезать не только лица, но и кисти рук, как это делают на окладах икон, и закрыть калькой; можно прорезать узоры и закрыть их разным количеством слоев кальки. Сами куколки нужно надежно приклеить к тонкой прочной палочке.

Теневые фигурки умеют очень легко увеличиваться или уменьшаться, превращаться, совершать многие действия, а не только перемещаться в пространстве.

Для нашей первой постановки (по сказке братьев Гримм «Звездные талеры») требовалось, чтобы по ходу действия маленькая добрая девочка отдавала бедным прохожим все что имела, включая даже свою одежду, а потом вдруг оделась бы в прекрасную рубашку. Мы изготовили фигурки девочки для каждого действия, ведь в каждой сцене девочка что-то отдает: вот она только вышла из дома и у нее в руке есть кусочек хлеба, который она потом отдает нищему и остается с пустой рукой. В момент передачи хлеба, после того как девочка и нищий протянули друг к другу руки, мы поворачиваем обе фигурки в профиль, и их становится совсем не видно на экране, при этом быстро — также в профиль — подносим фигурку для следующего кадра, а «отыгравшую», не поворачивая, опускаем на стол. На экране дети видели следующий кадр: девочка и нищий расходятся в разные стороны, у девочки нет хлеба, у нищего в руке хлеб. Фигурок нищего было тоже две: первая с пустой рукой, а вторая — с хлебом (рис. 2).

Чтобы действия происходили слаженно, их, конечно, нужно хорошо отрепетировать. Кроме того, многочисленные фигурки необходимо держать в строгом порядке: лучше всего сложить их в стопочки «покадрово» с конца — тогда сверху окажется фигурка, которая требуется для очередной подмены. Такой способ оживления кукол можно назвать ручной мультипликацией.

Важный момент для теневого театра — установка света. Опытным путем мы вычислили, что свет должен падать сзади и сверху, находясь между кукловодами и экраном, в этом случае тени ваших рук не будут попадать на экран, а изображения будут оптимально четкими. Для получения особых эффектов можно перемещать свет, то есть отодвигать или приближать лампу к экрану, перемещать вбок. Так можно изобразить вихрь танца, метель.

Еще есть совершенно волшебный способ превращать теневые фигурки. Он был «подсмотрен» нами в знаменитом театре «Тень», в спектакле, посвященном произведениям Гофмана, где был эпизод танцев в королевском дворце. Парящие под музыку фигурки принца и принцессы вдруг превращались в цветы, а цветы, окружавшие их, становились бабочками, потом вновь становились тем, кем были прежде. Фокус в том, что разные изображения крестообразно приклеены друг к другу (их центры при этом совпадают), и все они «сидят» на одной палочке. Когда одно изображение повернуто к свету ребром, его совершенно не видно на экране, но если фигурку повернуть на 90 градусов, первое изображение исчезает, а появляется другое (рис. 3).

Теневые фигурки на экране двигаются плавно, мягко и не очень четко очерчены. Поэтому зрителям кажется, что действие происходит как бы в подводном царстве или каком-то другом мире с более густым воздухом. Огромную роль в этом мире играет музыка, она может звучать весь спектакль, украшая и дополняя ваше представление.

Удивительно, сколько возможностей таит в себе теневой театр. По ходу спектакля нашего марионеточного театра герой вдруг попадал в подземный мир, к эльфам, и эту часть мы выполнили средствами теневого театра, который все остальное время действия был задрапирован тканью в виде холма. Это сочетание оказалось очень удачным и эффектным: внутри волшебного мира ирландской сказки оказался еще один, более загадочный и далекий.

Дети очень любят теневой театр и быстро начинают придумывать свои спектакли. Стоит вам один раз сделать теневой театр, и он будет помогать вам все время.

Ольга ТИТАЕВА, художник и педагог

 

Рейтинг@Mail.ru