Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2004

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Записки воспитательницы

Продолжение. Начало см. в № 10 за 2004 год

11.XI. Как меня принимали на работу. Вот тоже странно.
Заведующая совсем молоденькая, на вид лет на пять старше меня. Тип тот, который не люблю: уже с жирком, видно, что сладко ест и мало двигается; одета богато, но безвкусно. Лицо невыразительное, какое-то сонное, зовут Наталья Петровна.
Поразила она меня тем, что ровно ничего, ну, ни словечка не сказала мне о работе, о детях. Все, что ее интересовало, — документы. Она их очень долго, внимательно смотрела. Потом дала мне кучу бумажек, которые нужно было подписать.
И это все. Какая-то канцеляристка!
Держится она солидно, важно, мельком упомянула в разговоре о том, что у нее есть мобильный телефон, что она часто бывает в городской администрации. Вот так!
Да, чуть не забыла — о своем первом знакомстве с детьми.
Привела меня Наталья Петровна в группу. Впечатление, что детей она не знает и они ее не интересуют: она с ними поздоровалась, как с чужими, они с ней так же. Изобразила на лице умиленную улыбку (при виде маленьких детей так полагается делать, я давно заметила). «Сдала» меня Любови Борисовне и ушла.
Ну, а у меня глаза разбежались. Сколько детей! Какие они милые, интересные, смешные!
Я одну крошечную девочку взяла на руки и высоко подняла (сказалось мое спортивное прошлое). А им так понравилось! — они все захотели, чтобы их подняли! Я всех рассадила по подоконникам, столам и пр. возвышенным местам. Дети были в восторге!
Любовь Борисовна, впрочем, улыбалась слегка испуганно — я потом только заметила.
И вот я думаю: хорошо ли я сделала? Может, надо было посолидней? Держать дистанцию?

12.XI. Сегодня наконец могу сделать первую запись о конкретном ребенке, как нам советовал наш мудрый Лев (Израилевич). Это все та же Лиза.
Лиза очень хорошенькая девочка, черненькая, глазки как маслинки.
Сегодня она осталась в группе последней: мама запоздала ее забрать. Играть с Лизой пришлось мне. Сначала мы играли в кегли. Оказывается, Лиза очень любит командовать: она весьма решительно распоряжалась: «Ты стань туда! Бласай! Ну, бласай!» Во время игры она называла меня на «ты» (хотя вне игры, конечно, на «вы»), — интересно, почему? Может, она привыкла партнеру по игре «тыкать» и не может перестроиться? А, может быть, такой маленький ребенок вообще не воспринимает другого человека как какое-то целостное существо — для него есть только социальные роли: роль Воспитателя, роль Игрового Партнера, Нянечки, Мамы? И способ взаимодействия жестко задается ролью: с Игровым Партнером надо говорить на «ты», можно сердиться, командовать, — а с воспитательницей надо повежливей?
Хорошо, что у меня хватило ума ее не поправлять, хотя, честно говоря, хотелось: вообще я сначала себя неудобно чувствовала: во-первых, моя Лизка уж очень раскомандовалась; во-вторых, я, оказывается, разучилась играть! То есть уметь-то там нечего, а вот смысла в этом не вижу и никакого удовольствия не получаю. Играла я с ней сначала из чувства долга. Мне было скучно, чувствовала я себя неловко, ждала, когда же, наконец, придет мама.
Но кегли Лизе быстро надоели. То есть она сначала выигрывала, а потом стала проигрывать (я наловчилась!), и тогда они ей надоели. Оказалось, у нее богатая фантазия: она тут же, у меня на глазах, придумала новую игру — я прямо обалдела: думаю, ничего себе — какой талантливый ребенок! Игра, правда, похожа на кегли: надо поставить стульчик между двумя играющими и бросать мяч так, чтобы он пролетел между ножками стула.
И я увлеклась, мне стало интересно! И было так хорошо, время пролетело совсем незаметно! И вот ведь что странно: я пока еще очень устаю от «тихого часа» и всего последующего, когда дети сами играют, что очень напоминает психбольницу, причем именно в тот момент, когда весь персонал празднует именины главного врача и больные резвятся на свободе. Больше всего устаю, кажется, именно в понедельник и именно во вторую смену. А тут после игры с Лизой я вдруг почувствовала себя такой свежей, отдохнувшей — усталости как не бывало!
И вот я думаю: а что, если это неправильно, что взрослые совсем никогда не играют? Может быть, они потому такие скучные, зажатые? Может, взрослым просто необходимо хотя бы иногда играть с детьми?
Потом пришла Лизина мама, вся нервная, раздраженная; стала передо мной извиняться, а я ей по простоте говорю: «Да ничего, это даже здорово, что вы опоздали: мы с Лизой тут так весело поиграли!» Она на меня посмотрела как на ненормальную.
Потом стала Лизу одевать: нервничает, торопится, — а Лиза одевается, как всегда, медленно, задумчиво, задает вопросы, вроде: «А откуда в бассейне белется вода?» (У нас в садике есть маленький бассейн, дети ходят туда три раза в неделю.)
При этом вид у нее, как у ученого, который внезапно столкнулся с неразрешимой проблемой: она так удивлена, недоумевает — и, конечно, перестает одеваться: тут не до колготок и прочей ерунды, когда такой важнейший вопрос еще не решен!
Меня это забавляет, а Лизину маму страшно раздражает. Дошло до того, что она ребенка очень резко и грубо дернула, так что Лиза чуть не свалилась со скамеечки, — а мама говорит с такой злостью:
— Ты будешь одеваться или нет?!
Лиза на нее посмотрела обиженно, но как-то так — с большим достоинством — да, да! — и опять-таки с достоинством спросила:
— Почему ты меня делгаешь?
Маме стало стыдно, но, кажется, не перед дочкой, а передо мной; она что-то начала говорить насчет того, что, мол, Елена Михайловна торопится домой, а ты ее задерживаешь и т.д.
Интересно, что за мама такая? Впрочем, со взрослыми такое часто бывает.
А ведь интересно получается: дети помогают взрослым расслабиться, отдохнуть — пользу приносят, вот как Лиза мне — эмоциональную разрядку дают; а взрослые детей дергают, злятся на них, раздражаются. Это что — тоже эмоциональная разрядка? Набралась отрицательных эмоций на работе, а разряжает их на родную дочь?
Хотя чем я-то сама лучше? Я тоже сегодня на них разозлилась на «тихом часе». Вот глупость-то этот «режимный момент»: двадцать совершенно разных детей должны одновременно лечь в постели, одновременно все встать. Некоторые (в моей группе их чуть не половина) вообще не спят; другие спят час-полтора и им этого достаточно; третьи, наоборот, не высыпаются.
При этом воспитательнице по идее полагается быть с детьми. А что там делать? Они же должны спать. Надзирать за порядком? Так получается?
Вот это все меня раздражает, а на кого «выплеснуть» свое раздражение? Те, кто всю эту «тихую» глупость устроил, далеко. Вот я и выплеснула на детей. Илюша Воронов вертелся, вертелся в постели: то скрючится, как червячок, то поднимет руку, то ногу, то начинает какие-то звуки издавать — наконец, я разозлилась, выдернула его из постели и поставила в угол. И только потом заметила, что он у меня стоит у окна, где дует.
Вот тоже дура раздражительная! И ведь не люблю детей в угол ставить, но мои так привыкли — их Любовь Борисовна приучила.
Кстати, оригинальнее всех «хулиганит» на «тихом часе» Настя Бабаджанян: у нее бывают приступы неудержимого смеха. Да, да! Лежит она в кроватке и вдруг ни с того ни с сего начинает смеяться! И так весело, так радостно: руками размахивает, сбрасывает с себя одеяло. Смех у нее такой заразительный, что всякий, кто не спит, тоже начинает смеяться, а кто заснул, просыпается.
Дети смеются — мы злимся.
Вот такие мы, взрослые: устроим друг другу какие-нибудь пакости, испортим настроение, а потом все, что внутри скопилось, «выливаем» на детей.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru