Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2004

ДЕТСКИЙ САД СТО ЛЕТ НАЗАД

Педагогическое значенiе дътскаго домашняго музея

Кто имлъ случай наблюдать дтей, не стсненныхъ взрослыми во время ихъ прогулки, тотъ вроятно замтилъ ихъ страсть къ разсматриванiю и собиранiю предметовъ, встрчающихся имъ на дорог. Дти подбираютъ камешки, стеклышки, словомъ все, что возбуждаетъ ихъ вниманiе. Противъ этой страсти дтей — разсматривать и собирать, взрослые большею частiю сильно протестуютъ. Даже маленькiя дти, начинающiя только ходить и которыхъ няни водятъ еще за руку, останавливаются почти на каждомъ шагу, чтобы разсматривать попадающiяся имъ предметы; няни безжалостно тащутъ ихъ за руку, не даютъ имъ долго всматриваться въ интересующiе ихъ предметы и кричатъ на нихъ, если они протестуютъ плачемъ. Боле взрослыя дти подвергаются за это постоянному выговору.

Взрослые не любятъ тоже, чтобы дти приносили съ собой разныя разности домой. Листья, шишки, камешки и т. п., именуются «дрянью» и выметаются вмст съ соромъ. Дти, которымъ съ раннихъ лтъ запрещаютъ смотрть на тла природы, трогать и собирать ихъ, потому что все это грязно, утрачиваютъ понемногу страсть знакомиться съ природою. Чувства ихъ притупляются къ ней, они длаются равнодушными, не любятъ природы даже въ старшемъ возраст. Никакое чтенiе о природ не можетъ воскресить боле той любви, которая такъ безжалостно задавлена и затоптана въ дтяхъ ранняго возраста. Кто не знаетъ, что взрослыя дти находятъ скучными разсказы о явленiяхъ природы, о жизни животныхъ и растенiй и перескакиваютъ въ своихъ книгахъ для чтенiя почти вс подобные разсказы! Отвращенiе ихъ къ такимъ статьямъ съ полезнымъ содержанiемъ очень основательно; не логично дйствуютъ только взрослые, которые не позволяютъ съ одной стороны дтямъ смотрть на природу и требуютъ съ другой стороны, чтобы они читали такiя статьи съ удовольствiемъ. Кто не слыхалъ жалобъ родителей, что «дти ужасно надодаютъ, пристаютъ съ требованiями и вопросами, что имъ длать, чмъ заняться, какъ будто сами ничего не могутъ придумать; да ужь таковы не благодарныя и недовольныя дтскiя натуры: накупишь имъ игрушекъ, они тотчасъ же все поломаютъ и опять скучаютъ, не знаютъ, чмъ играть». Милые родители, если бы вы знали, какую экономiю вы-бы могли сдлать въ покупк игрушекъ и отъ сколькихъ непрiятныхъ минутъ вы-бы избавили себя, если бы вы позволяли вашимъ дтямъ собирать и приносить домой разную «дрянь»!

Дайте вашему ребенку нсколько коробокъ, мсто, куда ихъ ставить, позволяйте ему останавливаться на прогулкахъ, подбирать и собирать, посвятите кром того незначительнйшую часть вашего свободнаго времени вашему ребенку и вы убдитесь, что онъ рже будетъ приставать къ вамъ съ жалобою, что ему скучно и съ требованiемъ, чтобы вы купили ему игрушекъ.

Если вы будете позволять ребенку собирать и будете руководствовать имъ въ распредленiи собраннаго имъ матерiала, то у него составится въ скоромъ времени домашнiй музей, который принесетъ ему несравненно больше пользы, нежели чтенiе описанiя вещей, которыхъ онъ невидлъ. Прежде всего ребенокъ долженъ привести въ порядокъ свой матерiалъ и сгрупировать сходныя предметы. Это занятiе принесетъ много пользы. Ребенокъ научается отличать сходные и несходные признаки предметовъ. Мало по малу, у ребенка составится цлый музей вещей, хотя не рдкихъ и не драгоцнныхъ, но имющихъ для него чрезвычайно важное значенiе. Зимою, когда онъ обреченъ на затворническую жизнь, онъ не разъ станетъ раскладывать и обозрвать свои сокровища, съ любовiю онъ будетъ вспоминать мсто и время, гд, когда и при какихъ обстоятельствахъ они были имъ найдены. Онъ еще внимательне будетъ разсматривать эти предметы, совершенно ознакомится съ формою, цвтомъ и всми признаками этихъ тлъ. Камни послужатъ ему матерiаломъ для разныхъ построекъ; растенiя и животныя будутъ хорошими оригиналами для рисованiя и за тмъ выкалыванiя и вырзыванiя срисованныхъ фигуръ. Песокъ и сухiя смячки онъ будетъ пересыпать въ сосуды и длать въ нихъ оттиски выпуклыхъ формъ.

Кром того подобныя коллекцiи въ продолженiи нсколькихъ лтъ могутъ служить мриломъ для прогрессивнаго умственнаго развитiя ребенка и давать врное понятiе объ его наклонностяхъ и способностяхъ.

Заложивъ подобный домашнiй музей, ребенокъ не только выполнитъ прiятно часы своего досуга, но получитъ дйствительныя познанiя о форм и свойствахъ тлъ природы, рука его сдлается ловкою, онъ прiучится къ порядку, опрятности и бережливости; эти качества рдко находятся въ дтяхъ, но ими до извстной степени никакъ не слдуетъ пренебрегать.

По материалам журнала
«Детский сад» за 1866 г.

 

Рейтинг@Mail.ru