Педагогическое значенiе дътскаго
домашняго музея
Кто имлъ
случай наблюдать дтей,
не стсненныхъ
взрослыми во время ихъ прогулки, тотъ вроятно замтилъ ихъ страсть къ разсматриванiю
и собиранiю предметовъ, встрчающихся имъ на дорог. Дти
подбираютъ камешки, стеклышки, словомъ все, что
возбуждаетъ ихъ вниманiе. Противъ этой страсти дтей — разсматривать и
собирать, взрослые большею частiю сильно
протестуютъ. Даже маленькiя дти, начинающiя только ходить и
которыхъ няни водятъ еще за руку,
останавливаются почти на каждомъ шагу, чтобы
разсматривать попадающiяся имъ предметы; няни
безжалостно тащутъ ихъ за руку, не даютъ имъ
долго всматриваться въ интересующiе ихъ предметы
и кричатъ на нихъ, если они протестуютъ плачемъ.
Боле взрослыя дти подвергаются за
это постоянному выговору.
Взрослые не любятъ тоже, чтобы дти приносили съ собой
разныя разности домой. Листья, шишки, камешки и т.
п., именуются «дрянью» и выметаются вмст съ соромъ. Дти, которымъ съ раннихъ лтъ запрещаютъ смотрть на тла природы, трогать и собирать ихъ,
потому что все это грязно, утрачиваютъ понемногу
страсть знакомиться съ природою. Чувства ихъ
притупляются къ ней, они длаются равнодушными, не любятъ природы
даже въ старшемъ возраст. Никакое чтенiе о природ не можетъ воскресить боле той любви, которая такъ
безжалостно задавлена и затоптана въ дтяхъ ранняго возраста. Кто не
знаетъ, что взрослыя дти находятъ скучными разсказы о
явленiяхъ природы, о жизни животныхъ и растенiй и
перескакиваютъ въ своихъ книгахъ для чтенiя
почти вс подобные
разсказы! Отвращенiе ихъ къ такимъ статьямъ съ
полезнымъ содержанiемъ очень основательно; не
логично дйствуютъ
только взрослые, которые не позволяютъ съ одной
стороны дтямъ
смотрть на природу
и требуютъ съ другой стороны, чтобы они читали
такiя статьи съ удовольствiемъ. Кто не слыхалъ
жалобъ родителей, что «дти ужасно надодаютъ, пристаютъ съ требованiями и
вопросами, что имъ длать,
чмъ заняться, какъ
будто сами ничего не могутъ придумать; да ужь
таковы не благодарныя и недовольныя дтскiя натуры: накупишь имъ
игрушекъ, они тотчасъ же все поломаютъ и опять
скучаютъ, не знаютъ, чмъ играть». Милые родители, если бы вы
знали, какую экономiю вы-бы могли сдлать въ покупк игрушекъ и отъ сколькихъ
непрiятныхъ минутъ вы-бы избавили себя, если бы вы
позволяли вашимъ дтямъ
собирать и приносить домой разную «дрянь»!
Дайте вашему ребенку нсколько коробокъ, мсто, куда ихъ ставить, позволяйте
ему останавливаться на прогулкахъ, подбирать и
собирать, посвятите кром того незначительнйшую часть вашего свободнаго времени
вашему ребенку и вы убдитесь, что онъ рже будетъ приставать къ вамъ съ жалобою,
что ему скучно и съ требованiемъ, чтобы вы купили
ему игрушекъ.
Если вы будете позволять ребенку
собирать и будете руководствовать имъ въ распредленiи собраннаго имъ
матерiала, то у него составится въ скоромъ
времени домашнiй музей, который принесетъ ему
несравненно больше пользы, нежели чтенiе описанiя
вещей, которыхъ онъ невидлъ. Прежде всего ребенокъ долженъ
привести въ порядокъ свой матерiалъ и
сгрупировать сходныя предметы. Это занятiе
принесетъ много пользы. Ребенокъ научается
отличать сходные и несходные признаки
предметовъ. Мало по малу, у ребенка составится цлый музей вещей, хотя
не рдкихъ и не
драгоцнныхъ, но имющихъ для него
чрезвычайно важное значенiе. Зимою, когда онъ
обреченъ на затворническую жизнь, онъ не разъ
станетъ раскладывать и обозрвать свои сокровища, съ любовiю онъ
будетъ вспоминать мсто
и время, гд, когда и
при какихъ обстоятельствахъ они были имъ
найдены. Онъ еще внимательне будетъ разсматривать эти предметы,
совершенно ознакомится съ формою, цвтомъ и всми признаками этихъ тлъ. Камни послужатъ ему
матерiаломъ для разныхъ построекъ; растенiя и
животныя будутъ хорошими оригиналами для
рисованiя и за тмъ
выкалыванiя и вырзыванiя
срисованныхъ фигуръ. Песокъ и сухiя смячки онъ будетъ пересыпать
въ сосуды и длать
въ нихъ оттиски выпуклыхъ формъ.
Кром
того подобныя коллекцiи въ продолженiи нсколькихъ лтъ могутъ служить мриломъ для прогрессивнаго
умственнаго развитiя ребенка и давать врное понятiе объ его
наклонностяхъ и способностяхъ.
Заложивъ подобный домашнiй музей,
ребенокъ не только выполнитъ прiятно часы своего
досуга, но получитъ дйствительныя познанiя о форм и свойствахъ тлъ природы, рука его сдлается ловкою, онъ
прiучится къ порядку, опрятности и бережливости;
эти качества рдко
находятся въ дтяхъ,
но ими до извстной
степени никакъ не слдуетъ пренебрегать.
По материалам журнала
«Детский сад» за 1866 г.
|