Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2004

РАБОЧИЙ СТОЛ

Наталья РЫЖОВА

Окончание. Начало см. в № 11, 12

Волшебница Вода

Новые материалы к программе «Наш дом — природа»

Инсценировка «ОТДЫХ НА РЕКЕ»

Цель: сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.

Оборудование и материалы: полоска голубой ткани («река»), пустые консервные банки, рваная бумага, остатка еды и другой мусор, мяч, рюкзак.

Литература: стихотворение С.Михалкова «Прогулка».

Декорации: разложить на полу полоску голубой ткани (река). По ее берегам могут «расти» деревья, травы, сделанные из цветной бумаги.

Действие первое

К реке приходят отдыхающие с рюкзаками. Они размещаются на берегу реки, имитируют разведение костра, едят, веселятся. Звучит веселая музыка. Часть ребят уходит, оставив после себя кучу мусора. На берегу реки остается лишь небольшой участок, свободный от мусора. Остальные дети продолжают «отдыхать».

Появляются новые отдыхающие (основные действующие лица): четверо ребят с полными рюкзаками, у одного из них в руке мяч. Они ходят вдоль берега реки, не могут найти свободное, чистое место для отдыха и возмущаются.

Первый:

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Второй (показывает на других отдыхающих):

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.

Третий (подходит к месту, где разбросан мусор):

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели…

Четвертый:

Жгли костер, бумагу жгли —
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...

Первый:

— Эй, ребята!

Ведущий:

— Крикнул Дима. —

Первый (показывает на единственное чистое место):

Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Действие второе

На берегу реки остались только главные герои. Они распаковывают багаж, играют в футбол, едят, разбрасывают мусор, «купаются», рвут цветы на берегу. После отдыха берут пустой рюкзак и мяч, а весь мусор оставляют на берегу реки. Идут домой и обсуждают свой отдых.

Второй:

Мы купались,
Загорали,

Третий:

Веселились, как могли!

Четвертый:

Пили квас, консервы ели…

Первый:

Хоровые песни пели...

Все вместе:

Отдохнули и ушли (уходят).

Ведущий:

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых ими склянки (показывает),
Две размокшие баранки —
Словом, мусора гора!

Ведущий сокрушенно качает головой, пытается собрать мусор, но его слишком много. С банкой и бумагой в руке ведущий уходит. Звучит грустная музыка.

Действие третье

Снова с полными рюкзаками и мячом появляются главные герои и пытаются найти место для отдыха. По очереди подходят к кучам мусора, возмущаются. Подходят к месту, где недавно сами отдыхали, и удивляются, почему там так грязно. Побродив по берегу реки и не найдя места для отдыха, собираются уходить домой.

Первый:

Мы приехали на речку…

Второй:

Понедельник провести…

Третий:

Только чистого местечка…

Четвертый:

Возле речки не найти!

Уходят, но их останавливает вышедший на сцену ведущий.

Ведущий: Постойте, ребята! Я знаю, как помочь вам и реке. Давайте позовем ребят (обращается с просьбой к зрителям), и все вместе мы очистим берег реки от мусора.

Звучит бодрая музыка, все вместе — ведущий, главные герои, зрители убирают мусор в корзины. Как только берега станут чистыми, музыка меняется на спокойную, величественную. Появляется Живая Река.

Река (обращается к детям): Спасибо, ребята! Я думала, мне придется погибнуть среди мусора, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая, прозрачная. Приходите ко мне в гости, вас я не боюсь, ведь вы не будете разбрасывать мусор на моих берегах.

При этих словах четверо главных героев виновато опускают головы и собираются уходить. Река их останавливает.

Река: Погодите, а вы куда? Я зла не помню, что было, то прошло. Вы ведь тоже мне помогали, оставайтесь с нами, будем друзьями! Я приготовила всем подарки.

Река приносит поднос со стаканами чистой воды и раздает детям.

Ведущий: Ребята, давайте поблагодарим реку за такой подарок. Ведь без воды мы не сможем жить. Чистая вода — это замечательный подарок, к сожалению, на Земле ее остается все меньше и меньше. Мы должны беречь наши реки, чтобы они всегда были прозрачными и чистыми. Спасибо, Река!

Дети (все вместе): Спасибо!

Река: Сегодня самый лучший день в моей жизни! Никогда еще люди не благодарили меня! Раз у меня сегодня праздник, давайте все вместе потанцуем!

Дети вместе с Рекой водят под музыку хоровод.

Ведущий (обращается к Реке): Уважаемая Река! Мы тоже приготовили тебе подарки! Давайте, ребята, вручим Реке свой сюрприз (раздает детям заранее нарисованные охранные знаки, на которых указано, что запрещается делать во время отдыха на реке).

Дети дарят Реке знаки, она расставляет их вдоль голубой полосы ткани (по берегам).

Река: Спасибо, ребята! Теперь все, кто придет ко мне в гости, будут знать, как себя вести, и я останусь чистой и прозрачной!

ЖИЛА-БЫЛА РЕКА (экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Обсуждение сказки

1. Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели ли вы такую речку?

2. Как речка помогала людям?

3. Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет? Почему?

4. Что случилось с горожанами, когда речка ушла? Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них? Объясните свою точку зрения.

5. Сравните речку, какой она была до встречи с людьми и какой стала после. Какие изменения с ней произошли? Почему?

6. Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что еще они могли бы сделать для своей реки?

7. А что вы могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?

8. Как люди вашего города относятся к рекам — так же, как и люди из сказки или по-другому? (Мнения могут быть разные!)

Экскурсия

Проведите экскурсию на речку. Предварительно скажите детям, что они должны определить, похожа ли их речка на речку из сказки. Чем она похожа (непохожа)? Как люди относятся к своей реке? По каким признакам мы можем это определить?

Беседа

Предложите детям высказать свои мнения по двум вопросам: а) Почему река бывает грязной? б) Как сделать реку чистой?
При обсуждении дети должны использовать полученные ранее знания и собственный опыт.
В заключение беседы обобщите все предложения детей, выделите самые интересные. Составьте вместе с ними водоохранные знаки.

Экспериментирование

Материалы и оборудование: два стаканчика с водой: один — с чистой, другой — с грязной, пустой стаканчик, бумажный или любой другой фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду.

Скажите детям, что у них на столиках вода из реки. В первом стаканчике — из чистой, до того, как она встретилась с людьми в городе (вспоминаем сказку), во втором — из грязной, после того, как горожане загрязнили речку и она заболела. Пусть ребята сравнят воду в двух стаканчиках. Чем она отличается? В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой — не могут?

Предложите дошкольникам очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой и речка выздоровела. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик. Когда вся вода очистится, сравните ее с водой в чистом стаканчике. Скажите ребятам, что благодаря их усилиям речка выздоровела. Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с заводов. Пусть вспомнят, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода (можно посмотреть соответствующий фрагмент мультфильма). А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.

В бассейне

Если в детском саду есть бассейн, предыдущее занятие в лаборатории по очистке воды можно провести по-другому, с внесением сказочного элемента.

Воспитатель: Ребята, с нашим озером случилась беда, оно погибает. Русалка и Водяной просят им помочь. Люди загрязнили их озеро: воду теперь нельзя пить, в озере нечем дышать. У Русалки испачкалась чешуя, а Водяной не может управлять озером, потому что ничего не видит в грязной, мутной воде. Растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели. Только мы можем им помочь. Давайте пойдем к озеру, спросим у Водяного и Русалки, что мы можем сделать.

Дети с воспитателем идут в бассейн-озеро, где их ждут Русалка и Водяной, перепачканные грязью, в рваной одежде. В бассейне (озере) плавают пустые банки, бутылки и прочие (естественно, чистые) отходы. Из пенопласта можно сделать черные кувшинки (они почернели от грязи).

Русалка и Водяной подплывают к детям.

Русалка: Как хорошо, что вы пришли, ребята! Мы вас так ждали!

Трудно стало жить в реке:
Каме, Волге и Оке.
Ах, судьба моя жестока —
Негде спрятаться от стока!
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод.
Негде взять воды напиться,
Лучше сразу утопиться!
С ферм навоз течет рекой,
Нарушает мой покой.
В речке чистой я жила
И красавицей слыла.
А теперь краса угасла
Из-за дизельного масла.
Я сегодня изменилась,
Будто двести лет не мылась,
В пятнах краски чешуя...
Ох, не выживу здесь я! (Русалка плачет.)

Водяной (утешает ее): Не плачь, Русалка, ведь теперь мы не одни. (Обращается к детям.)

Я охраняю родники,
И мускулы мои крепки,
Но люди извели меня —
Боюсь теперь их, как огня!
Когда приходят отдыхать,
Покоя мне уж не видать…
Они уйдут своей тропою,
А я от горя плачу, вою,
Ногами грозно топочу,
«Не загрязняйте!» — вслед кричу.
Да, ребята, вот недавно только ушли отдыхающие с берегов нашего озера. Видите, сколько всего оставили (показывает на мусор).

Воспитатель, дети: Но как же мы вам поможем?

Русалка набирает банку грязной воды (эту воду заранее можно приготовить и оставить на краю бассейна), приносит ее и отдает ее детям.

Русалка: Эта банка — волшебная. Если вода в ней грязная, значит, и в озере вода грязная. А если вода в банке станет прозрачной, то и озеро очистится. Но, для того чтобы это произошло, нужно выполнить одно условие: грязную воду должны очистить вы, все вместе. Если это сделает только один человек, например, ваша воспитательница, волшебства не будет. Поэтому мы с Водяным и позвали вас.

Водяной: Да, ребятки, вот мы вас и просим: возьмите немножко грязной воды и очистите ее, а потом все вместе сольете воду в волшебную банку и вернетесь к нам. А мы вам еще задание дадим. И тогда наше озеро станет совсем чистым.

Воспитатель: Ребята, мы пойдем сейчас в лабораторию, очистим воду из волшебной банки и вернем ее, уже чистую, Русалке с Водяным.

Дети с воспитателем идут в лабораторию, где уже все готово для очистки воды (очистка проводится так же, как и на предыдущем занятии). Воспитатель наливает в стаканчик каждому ребенку немного грязной воды из банки. Дети очищают ее при помощи фильтров и сливают обратно в емкость.
Обратите внимание ребят на то, как изменилась вода. Затем все возвращаются в бассейн и отдают чистую воду Русалке и Водяному. К моменту их возвращения сказочные персонажи меняют грязную одежду на чистую, черные кувшинки в «озере» становятся белыми, но мусор все еще остается.

Русалка и Водяной: Спасибо, ребята, вы нас спасли!

Русалка: Смотрите, как мы изменились! Я же говорила, что банка волшебная. Как только вы налили в нее очищенную воду, так сразу черные кувшинки стали белыми, а моя чешуя заблестела (показывает).

Водяной: И я вон каким красивым стал! В воде опять хорошо вижу, за порядком слежу, всем команды отдаю. Рыбки мои выздоровели, утки прилетели, озеро ожило почти.

Русалка: Правильно Водяной говорит, озеро почти ожило, но не совсем. Видите, сколько еще мусора здесь плавает. Наше второе задание: очистите озеро от мусора, чтобы наш дом стал совсем таким же, как прежде. А вы всегда будете нашими любимыми гостями.

Дети вместе с Русалкой и Водяным убирают банки, бутылки из бассейна. Затем можно провести обычное занятие в бассейне, но с участием Водяного и Русалки.

Примечание: Если у вас нет возможности привлечь детей к уборке мусора в бассейне, то «мусор» исчезает до возвращения детей, то есть в этом варианте озеро очищается сразу, без дополнительного задания.

Выводы по теме:

Люди часто не задумываются о своем отношении к рекам, «обижают» их, неправильно ведут себя во время отдыха на их берегах, уничтожают водных жителей. Мы, люди, должны быть благодарны рекам за чистую воду, которую они нам дают, и платить им тем же — хорошим, бережным отношением.

ПРАЗДНИК ВОЛШЕБНОЙ ВОДЫ

(Заключительное занятие блока «Волшебница Вода»)

Цель: закрепить у детей знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе.

Подготовительная работа:

Организуйте к празднику выставку детских рисунков («Портрет волшебной воды» и другие, которые дошкольники выполняли во время занятий по данному блоку).
Можно вместе с ребятами составить приглашение на праздник, которое будет отослано Волшебнице Воде.
Для украшения зала ребята вместе с воспитателями вырезают из бумаги и фольги снежинки, сосульки, облака — любые объекты, связанные с водой. В зале можно поставить сосуды с водой, принести настоящие сосульки, снег, слепить небольшую снежную бабу и поставить ее на поднос, приготовить лед в формочках.
Детей желательно ознакомить с фрагментами сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», где говорится о волшебнице Бастинде, со сказками «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена и «Бабушка Вьюга» братьев Гримм.
В день праздника напомните детям, что сегодня нужно особенно тщательно умываться, мыть руки, так как к ним придет Волшебница Вода, которая очень не любит грязнуль.

Действующие лица

Взрослые роли: Волшебница Вода, Снежная королева, Волшебница Бастинда, Бабушка Вьюга, Дядюшка Самовар, Тетушка Туча, Ведущая.

Детские роли: Капельки, Сосульки, Снежинки, Солнышко.

Во время праздника необходимо стремиться как можно чаще вовлекать детей в разговоры со взрослыми персонажами, в разнообразные игры, хороводы, танцы, отгадывание загадок.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущая: Ребята! У нас сегодня необычный праздник — праздник волшебной воды. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная! (Звучит музыка.) Слышите? Это идет к вам в гости волшебница. Раз вода волшебная, значит, есть и Волшебница Вода. Давайте позовем ее, чтобы она не заблудилась. (Все вместе зовут Волшебницу Воду.)

Появляется Волшебница Вода в окружении капелек.

Волшебница Вода: Здравствуйте, ребята! Ну, наконец-то я добралась к вам… Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день. Мне так понравилось приглашение, которое вы мне прислали. А это что такое?

Подходит к выставке рисунков детей и просит объяснить, что они нарисовали. Дети по очереди объясняют, подчеркивая, что все изображенное на рисунках — это вода. Волшебница благодарит и в знак признательности решает рассказать ребятам о себе и о превращениях волшебной воды.

Ведущая:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!

1-я капелька:

В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает…

2-я капелька:

Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей…

3-я капелька:

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.

Ведущая:

Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда!

Волшебница Вода:

Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!

Ведущая:

Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

Волшебница Вода:

Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,

Все вместе:

Путешествует всегда
Наша спутница — вода!

Волшебница Вода: Ребята! А вы можете найти меня в природе? Где я бываю? Где путешествую? (Выслушивает ответы детей.)
А теперь давайте отправимся в путь вместе с моими капельками, с их мамой Тучей. Но сначала отгадайте загадку (загадывает любую загадку, связанную с дождем, облаками).

Как только загадка отгадана, появляется Тетушка Туча.

Тетушка Туча: Где тут мои капельки? Пора моим капелькам-деткам в путь отправляться. Посылаю вас, капельки, на землю. Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, деревья и цветы, погуляйте. А затем ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь, ведите себя хорошо. Прохожим за воротник не залезайте, не брызгайтесь.

Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Здесь возможны два варианта: а) танцуют только специально подготовленные дошкольники; б) в танце участвуют все дети, а Ведущая и Тетушка Туча подсказывают им, что делать.

Ведущая (во время танца капелек): Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети возвращаются к Тучке, Солнышко уходит).

Тетушка Туча: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, славно попутешествовали. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять отпущу вас погулять. (Туча и капельки уходят.)

Слышен громкий стук, топот, падают стулья. Появляется грязная, оборванная Бастинда.

Бастинда: Привет честному народу! Я тут перехватила ваше послание Волшебнице Воде. Целый месяц читала, меня же грамоте не учили. Но поняла я, что вы Волшебницу Воду очень любите, почести всякие ей оказываете. Нашли для кого праздник устраивать! Лучше бы сделали праздник всех грязнуль! Я бы на нем самой главной была. Чего смеетесь? Разве не знаете, что от простой воды и погибнуть можно? Только умылся — сразу растворился! Сказку обо мне читали? Там еще об этой противной девчонке написано, Элли, кажется, да про ее вредного пса Тотошку. Вспомнили? Я от воды запросто раствориться могу! А вы праздник воды устроили! Запомните: вода — наш враг! Умываться? Никогда! Зубы чистить? Ни за что на свете! Вот я — к воде не прикасаюсь и ничего, живу. Даже симпатичная, можно сказать, и грязи-то на мне не так уж много. Мыться не главное, главное — не пачкаться!

Звучит музыка, под которую появлялась Волшебница Вода.
Бастинда замирает на месте, тревожно озирается.

Бастинда: Тс-с! Слышите? Кажется, сюда идет противнейшая в мире Волшебница Вода. Гоните ее прочь! И помните, чему я вас учила. А обо мне никому ни слова (убегает).

Появляется Бабушка Вьюга. В руках у нее подушка, на которой лежат бумажные снежинки, и волшебная палочка-выбивалочка.

Ведущая: А это вовсе и не Волшебница Вода. Извините, уважаемая старушка, но вас на праздник мы не приглашали.

Бабушка Вьюга (смеется): А вы, ребята, меня не узнаете? Я же говорила, что я волшебница. Это ведь я — Волшебница Вода. Но только теперь я превратилась в Бабушку Вьюгу из сказки. Помните, в моем царстве было много перин, подушек, из которых я выбивала снег (бьет палочкой по подушке и разбрасывает бумажные снежинки). А выбиваю я их часто, потому что люблю чистоту.

У меня перинка есть.
Перьев в ней не перечесть.
Перья эти не от птицы,
Не от гуся иль синицы.
Есть в периночке снежинки,
Непоседы и смешинки.
По перинке хлопну я,
И снежинок вся семья
Дружно в танце закружит,
Заметелит, завьюжит.
Ну-ка, милые снежинки,
Вылетайте из перинки!

Вьюга хлопает три раза по подушке. На сцене появляются снежинки, кружатся, танцуют. Вместе с ними танцуют и другие дети.

Бабушка Вьюга (во время танца):

Вот как снежинки кружатся,
Тихо на землю ложатся,
Землю зимой укрывают,
Пухом моим согревают.
Летайте, снежинки, летайте,
Ребятам привет передайте
От Бабушки Вьюги старушки.
Люблю выбивать я подушки!

Ведущая: Ну что, теперь угадали, почему Бабушка Вьюга пришла на праздник волшебной воды? (Дети должны ответить, что снег, снежинки — тоже вода.)

Бабушка Вьюга: Эту загадку вы отгадали, а я вам еще загадаю (загадывает загадки о снеге, снежинках). Молодцы! Хотите со мной поиграть? (Приносит корзинку со снежками из ваты, играет с детьми, затем прощается и уходит).

Появляется Волшебница Вода.

Волшебница Вода: А вот и опять я! Показалось мне, что грязнуля Бастинда к нам на праздник пробралась. Я так и знала, что украла она ваше письмо-приглашение на почте. А я все думала, почему оно такое перепачканное ко мне пришло, неужели ребята стали такими грязнулями? Еле отчистила пятна на вашем приглашении. И чему же учила вас Бастинда? (Выслушивает ответы детей.) Ох, какая же она невоспитанная! Знаете что, давайте мы с вами уговорим ее умыться. Может, ей понравится быть чистой и она подружится со мной? (Советуется с детьми.) Пойду, поищу ее, кажется, она где-то рядом (уходит).

Появляется Снежная королева.

Снежная королева: Меня сразу все узнают, стоит только мне появиться. Ну-ка быстренько, кто я такая? (Выслушивает ребят.) Попробуйте только меня не узнать — так заморожу, никогда оттаять не сможете (в шутку размахивает серебристой сосулькой, пытаясь «заморозить» ведущую).

Ведущая: Не надо, не надо, вы же видите, мы вас сразу узнали. Даже издалека видно, что вы — Снежная королева. Успокойтесь, пожалуйста, и не машите у меня перед носом этой палкой… то есть вашей замечательной сосулькой (отходит подальше от Снежной королевы).

Снежная королева: Испугались? Ну-ну, я же пошутила. Сердце у меня, правда, ледяное, холодное, но в душе я — добрая королева. Кстати, нет ли среди вас мальчика по имени Кай и девочки по имени Герда? Жаль. Эта противная девчонка умудрилась украсть у меня Кая, а я так к нему привязалась! Да вы ведь знаете эту историю (выслушивает ответы ребят). С тех пор я хожу по белу свету, ищу Кая.

Ведущая (осторожно): Дорогая Королева, но к нам вы, по-моему, забрели случайно. Нам, конечно, приятно вас видеть (приближается к Королеве, ежится от холода и тихо говорит детям: «Как же возле нее холодно, не превратиться бы в сосульку!»). Но никакие Кай и Герда в наш детский сад не ходят. И вообще, сегодня у нас праздник волшебной воды!

Снежная королева (радостно): А, проговорились! Праздник воды! А я, по-вашему, никакого отношения к воде не имею? (Спрашивает детей.) А из чего сделаны мои сверкающие замки, из чего сотканы белоснежные ковры, укрывающие вечно холодные стены моего дворца? Правильно, из снега и льда! А я почему такая холодная? (Пытается приблизиться к ведущей, та отодвигается и машет руками.) Я ведь тоже из снега и льда! А что такое снег и лед? (Спрашивает детей.) Ну вот, теперь догадались? Значит, кто я? (Смеется, выслушивает ответы ребят.)

Ведущая: Опять нас обманула Волшебница Вода, превратилась в Снежную королеву. И как мы с вами сразу не догадались! Дорогая Королева, а много ли у вас снега и льда во владениях?

Снежная королева:

В царстве дальнем, в царстве белом,
Среди снега, среди льдин
Я живу, как королева,
Холод — спутник мой один!
Снег искрится, снег сверкает,
Радуя меня красой.
Никогда он не растает,
Даже летом и весной!
Сад висячий из сосулек
Прихожу я поливать,
Разрослось сосулек столько —
Просто некуда девать!
Льдинки замок украшают,
Как кристаллики, звенят,
А прозрачные сосульки
Так приятно леденят!
Во дворце повсюду стужа,
Я владею царством льда.
И везде снежинки кружат.
Лед, снежинки — все вода!

На сцену, толкая друг друга и балуясь, выбегают капельки.

Снежная королева (возмущенно): Это что еще за безобразие! Почему в моем присутствии жидкая вода бегает? Терпеть этого не могу!

Дотрагивается до каждой капельки своей палочкой-сосулькой. После этого Королева надевает «капелькам» на голову шапочки из фольги и дает им маленькие палочки-сосульки. Затем пробует, хорошо ли они замерзли — тихонько прикасается к ребятам своей большой сосулькой. Каждый раз во время прикосновения звучит музыка, похожая на звон хрустального стекла.

Снежная королева: Вот теперь порядок, можете танцевать.

Сосульки танцуют, двигаясь медленно, немного скованно. Дети стараются, чтобы Снежная Королева не дотронулась до них волшебной палочкой и не превратила в ледышки, а она стремится «заморозить» как можно больше ребят. Во время танца появляется Солнышко. Снежная королева очень сердится.

Снежная королева: Кто впустил сюда солнце? Почему меня не предупредили? Я же растаю! Надо срочно превращаться! (Убегает, на ходу прощаясь с ребятами.) Приходите ко мне в гости, я вас всех заморожу, накормлю сосульками, мороженым и превращу в ледышки. Мы с вами славно повеселимся. Только чур Солнце с собой не приводить!

Солнышко становится в центр круга, образованного сосульками, дотрагивается до каждой из них, превращая их опять в капельки воды. По мере превращения меняется музыка: она становится более живой, веселой. Капельки радуются. Солнышко уводит их со сцены.

Ведущая: Ну, кажется, Волшебница Вода уже достаточно нас водила за нос. Наверное, она уже больше ни в каком новом виде не появится. И снег мы уже видели, и лед, и капельки. А вдруг вода еще во что-нибудь превратится? (Обсуждает с детьми возможные варианты.)

Под музыку появляется Дядюшка Самовар.

Ведущая: Ну а посуду мы и вовсе в гости не звали! Место посуды — на кухне!

Дядюшка Самовар (обиженно): Так-то вы гостей встречаете! А ведь я не зря к вам в гости пришел!

Посмотрите-ка сюда:
У меня внутри — вода.
Ни туды и ни сюды!
На вопрос ваш отвечаю:
Без воды не выпить чаю.
Я — блестящий самовар.
Из-под крышки лезет пар.
Пар — водичка или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ!

Ведущая (ребятам): Ну как, ребята, пар — это вода или нет? (Ответы детей.) Значит, придется мне извиниться перед Дядюшкой Самоваром. Он правильно сделал, что на наш праздник пришел. Теперь наша знакомая волшебница превратилась в горячий пар (пытается дотронуться до самовара, но «обжигается», отдергивает руку). Ой, как горячо! Что за гости такие, то морозят, то обжигают!

Дядюшка Самовар: Такая взрослая тетя, а не знаете, что пар очень горячий. Вот ребята и то, наверное, об этом слышали. (Обращается к детям.) Никогда не трогайте кипящий самовар или чайник, когда из них идет пар. Знаете что, раз уж у вас тут праздник, я вас чаем напою! Где это мои любимые чашки? (Топает три раза ногой и на сцене появляются «чашки». Звучит музыка. Самовар и чашки исполняют танец, вовлекая в него детей. Можно использовать всем известную песню «Самовары-чайнички, чайнички. Чашечка с крышечкой, крышечка с дырочкой, а в дырочке пар…», так как она подходит по содержанию. После танца Самовар прощается с детьми.)

Самовар: Хорошо плясали, а теперь пойдем на кухню пар выпускать. А какой праздник у вас случится, приглашайте, придем, чайком и парком вас порадуем (в шутку пытается подуть на ведущую и на детей, кланяется вместе с чашками и уходит).

Появляется Волшебница Вода. Она тащит за собой перепуганную Бастинду. Бастинда упирается, возмущается, вырывается.

Волшебница Вода (обращается к детям): Нашла, наконец. Сейчас будем ее перевоспитывать.

Бастинда (хнычет): Терпеть не могу, когда меня перевоспитывают! А вы, ребята, любите, когда вас воспитывают? (Спрашивает у детей.) Все равно не буду умываться! Хочу быть пачкулей, хочу быть грязнулей, не хочу быть чистюлей! Да здравствуют самые грязные грязнули! Слава самым испачканным пачкулям! Ура! (Обращается к детям.) А вы почему не кричите, вы что — пачкуль не любите? Какие странные здесь дети собрались! Куда я попала?

Волшебница Вода: Посмотри на себя в зеркало, страшилище! И перестань сейчас же кричать! Ты где находишься? (Бастинда смотрит на себя в зеркало, которое ей дала Волшебница, затем возмущается.)

Бастинда: Забери свое кривое зеркало, там чудище какое-то сидит, грязное и косматое. Ну и рожа! Я с такими не вожусь!

Волшебница Вода (вздыхает): А я вот вожусь. Чудище! (Передразнивает Бастинду.) Это же ты и есть. Косматая и грязная. Ты когда последний раз мылась?

Бастинда: Быть такого не может! Это не я. Может, это в зеркале кто-нибудь из ребят отражается? Вон та девочка или вон тот мальчик? (Показывает на ребят.) И чего это они все такие чистые? Неужели здесь только чистюли собрались? Ой, какой кошмар! Что же мне делать? Одна я такая грязная! Ой, я несчастная пачкуля!

Волшебница Вода: Если ты умоешься, мы тебя на празднике оставим, будешь с нами веселиться. Мы тебе и мыло дадим, и щетку зубную. Ребята, если Бастинда умоется, пригласим ее еще раз в гости? (Обращается к детям.)

Бастинда (испуганно): Мыло? Зачем мне мыло? С чем его едят?

Волшебница Вода: Ребята, подарите Бастинде мыло, объясните, для чего оно нужно. А мои капельки ее умоют.

Дети дарят Бастинде мыло, полотенце, зубную щетку. Бастинда пытается откусить кусочек от мыла, почистить зубной щеткой туфли, а полотенце надевает на голову, как платок.

Волшебница Вода (вздыхает): И где ты только воспитывалась? (Хлопает в ладоши.) Капельки, скорей бегите, мыть Бастинду помогите!

Прибегают капельки и уводят Бастинду.

Волшебница Вода: Ну а пока Бастинду отмывают, я хочу загадать вам, ребята, загадки (загадывает загадки о воде, дожде, снеге и т.п.).

На сцене появляется чистая Бастинда с капельками. Она подходит к Волшебнице Воде, трогает ее за руку.

Волшебница Вода: Девушка, не хватайте меня за рукав! И вообще, кто вы такая, что вам от меня нужно? Уходите, не мешайте.

Бастинда (возмущенно и удивленно): То есть как это, кто такая? Сначала насильно тащат, мыло суют, умывают, а потом говорят «не мешайте». Я так не играю. Вы меня обещали на праздник пригласить. Чего мне теперь, опять пачкаться, что ли?

Волшебница Вода (всплескивает руками, не веря своим глазам): Бастинда! Да красавица какая! А я тебя и не узнала! А вы, ребята, узнали нашу грязнулю? (Берет Бастинду за руку.) Мы теперь с тобой дружить будем. И на празднике оставайся.

Бастинда: Ой, как я рада! Я теперь такой вредной не буду. Ну, может, иногда только немножечко повредничаю. Не могу же я все время хорошей быть. Я была грязной, со мной никто не водился, вот я и злилась. А теперь все изменилось.

Ведущая: Ребята! Бастинде мы вручили подарок, а остальным гостям?

На сцену выходят все участники праздника. Дети дарят Снежной королеве кубики льда. Бабушке Вьюге — большую снежинку, Самовару — пачку чая, Волшебнице Воде — свои рисунки (ее портреты).

Волшебница Вода:

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает — и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь…

Все вместе:

Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница — наша вода!

Участники праздника прощаются с детьми.

Рисунки Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru