Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2004

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

Выплетая нитку судьбы

Проблемы воспитанников сегодняшних детских домов типичны: тяжелейшие психологические травмы, полученные в результате ужасных условий жизни в «семье» до поступления в учреждение; два-три не менее тяжелых хронических соматических заболевания; как правило, сопутствующая этому «букету» задержка психического развития, недоразвитие речи и неясные перспективы в будущем.
Жалобы педагогов на отсутствие четких, продуманных и, главное, «работающих» методик реабилитации понятны. Надежды на появление таких методик, видимо, призрачны. Потому что как в случае с одаренностью, так и в случае сложной патологии возможны только индивидуальные, каждый раз заново отыскиваемые пути педагогического взаимодействия с ребенком. И результаты каждый раз будут различны.
В якутском детском доме «Журавушка», как и в большинстве «хороших» детских домов России, разработаны стратегические направления реабилитационной работы с дошкольниками, воспитывающимися без родителей. Это комплекс медико-психолого-логопедических мероприятий. Но детдомовские воспитатели сделали попытку внести свою лепту в реабилитационную работу. Выстраивалась эта работа на очень простых, почти житейских представлениях педагогов о потребностях своих воспитанников.
Их рассуждения можно было бы представить примерно так.

Дети все свое время (подавляющую его часть) проводят в помещении детского дома. В ряду разных занятий им нужно предложить такое, которое бы действовало успокаивающе, предполагало бы индивидуальный темп работы, но при этом выводило бы на некий творческий результат. Чтобы ребенок мог сказать: это сделал я! Лучше всего для этого подошел бы какой-нибудь ручной труд.

Среди видов ручного труда есть такие, которые являются традиционными для якутов. Они бы не только стали для детей полезным развлечением, но и проложили бы мостик в народную культуру, способствовали национальной самоидентификации. Это важно для ребенка, оторванного от семейных корней.

Некоторые навыки в искусстве национальных промыслов, возможно, пригодятся детям в будущем — когда они встанут перед трудной задачей зарабатывать свой кусок хлеба. О том, чему дети научились в дошкольном детском доме, педагоги напишут в выпускных характеристиках, при переходе детей в другое заведение, с просьбой поддерживать и развивать умения и навыки своих воспитанников в период обучения в школе.

Какие занятия по ручному труду предложить детям, педагоги каждой группы решают сами. Одно из немаловажных оснований — их собственные умения и пристрастия. Ведь требуется не просто научить — требуется «заразить» ребенка интересом к деятельности.

Людмила Горопаева обучает своих малышей бисероплетению.
Методика освоения этого изысканного искусства строится в несколько этапов.
Сначала малыши учатся нанизывать довольно крупные шарики на шнурки, на шпагат. Получаются своеобразные бусы, напоминающие украшения в первобытных культурах.
Затем переходят к манипулированию крупными бусинами, которые нанизываются на проволоку. Пальцы для этого уже должны быть достаточно ловкими. Проволоку с бусинами можно скручивать, придавая изделиям различные формы. Можно закреплять проволоку на тканевой основе.
Высший пилотаж — вышивание бисером.
Во время общих занятий каждый начинает свою работу с того места, на котором остановился, и работает в посильном ему «жанре». Дети посвящают бисероплетению около часа в день. Для малышей пяти и даже шести лет это довольно продолжительный отрезок времени. Но многие не ограничиваются временем общих занятий. Если хочется отделиться от окружающей суеты, остаться наедине с самим собой, можно в любой момент взять с полочки пяльца с незаконченной работой и продолжить ее. Педагог с готовностью поможет ребенку. Есть дети, которые постоянно ходят с пяльцами. Будто бы держатся за спасательный круг. Раз ребенку от этого легче жить, найденную форму психологической защиты можно считать педагогическим успехом. Тем более что эта форма имеет продуктивный выход. О том, чтобы дети доводили свою работу до конца, педагоги заботятся. Готовые изделия помещаются на выставку, показываются гостям. Пусть малыши учатся гордиться своим трудом, пусть и им достанется толика успеха.

Ольга Еловская занимается с детьми вышиванием. Она сама страстно любит это дело. Нитка с иголкой ее слушаются, как «ручные». И работы воспитанников поражают неискушенного зрителя сложностью и аккуратностью исполнения. Не говоря уж о том, что все вышитые салфеточки крахмалятся и отглаживаются, так чтобы и сомнений не возникало: работали мастера.
В занятиях по вышиванию следуют тому же принципу, что и при бисероплетении: каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Каждый по желанию может продолжить занятие в свободное время.
Самые маленькие (3—4 года) учатся продевать шнурок в отверстия шаблонов. Освоив шнуровку, переходят к работе буклированной иголкой. В пять лет обычно осваивают шов «Вперед иголку». С помощью этого шва уже можно вышивать настоящие рисунки на ткани. Шестилетки и семилетки осваивают стебельчатый шов и гладь. Это уже серьезное вышивание. В некотором смысле мастерство.

И бисероплетением, и вышиванием занимаются все дети — и девочки, и мальчики. Как говорят педагоги, мальчики в этих занятиях оказываются не менее искусными, а иногда даже превосходят девочек в старательности и «преданности» своему делу.
Судьба не особенно разборчива в вопросах пола, решая, кого делать сиротой. И ребенок перенимает те умения, которыми владеет оказавшийся рядом с ним взрослый — тот взрослый, что нашел для него ласковое слово и уделил ему немного внимания.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru