Выплетая нитку судьбы
Проблемы воспитанников сегодняшних
детских домов типичны: тяжелейшие
психологические травмы, полученные в результате
ужасных условий жизни в «семье» до поступления в
учреждение; два-три не менее тяжелых хронических
соматических заболевания; как правило,
сопутствующая этому «букету» задержка
психического развития, недоразвитие речи и
неясные перспективы в будущем.
Жалобы
педагогов на отсутствие четких, продуманных и,
главное, «работающих» методик реабилитации
понятны. Надежды на появление таких методик,
видимо, призрачны. Потому что как в случае с
одаренностью, так и в случае сложной патологии
возможны только индивидуальные, каждый раз
заново отыскиваемые пути педагогического
взаимодействия с ребенком. И результаты каждый
раз будут различны.
В якутском детском доме «Журавушка», как и в
большинстве «хороших» детских домов России,
разработаны стратегические направления
реабилитационной работы с дошкольниками,
воспитывающимися без родителей. Это комплекс
медико-психолого-логопедических мероприятий. Но
детдомовские воспитатели сделали попытку внести
свою лепту в реабилитационную работу.
Выстраивалась эта работа на очень простых, почти
житейских представлениях педагогов о
потребностях своих воспитанников.
Их рассуждения можно было бы представить
примерно так.
Дети
все свое время (подавляющую его часть) проводят в
помещении детского дома. В ряду разных занятий им
нужно предложить такое, которое бы действовало
успокаивающе, предполагало бы индивидуальный
темп работы, но при этом выводило бы на некий
творческий результат. Чтобы ребенок мог сказать:
это сделал я! Лучше всего для этого подошел бы
какой-нибудь ручной труд.
Среди видов ручного труда есть такие,
которые являются традиционными для якутов. Они
бы не только стали для детей полезным
развлечением, но и проложили бы мостик в народную
культуру, способствовали национальной
самоидентификации. Это важно для ребенка,
оторванного от семейных корней.
Некоторые навыки в искусстве
национальных промыслов, возможно, пригодятся
детям в будущем — когда они встанут перед
трудной задачей зарабатывать свой кусок хлеба. О
том, чему дети научились в дошкольном детском
доме, педагоги напишут в выпускных
характеристиках, при переходе детей в другое
заведение, с просьбой поддерживать и развивать
умения и навыки своих воспитанников в период
обучения в школе.
Какие занятия по ручному труду
предложить детям, педагоги каждой группы решают
сами. Одно из немаловажных оснований — их
собственные умения и пристрастия. Ведь требуется
не просто научить — требуется «заразить»
ребенка интересом к деятельности.
Людмила Горопаева обучает своих
малышей бисероплетению.
Методика освоения этого изысканного искусства
строится в несколько этапов.
Сначала малыши учатся нанизывать довольно
крупные шарики на шнурки, на шпагат. Получаются
своеобразные бусы, напоминающие украшения в
первобытных культурах.
Затем переходят к манипулированию крупными
бусинами, которые нанизываются на проволоку.
Пальцы для этого уже должны быть достаточно
ловкими. Проволоку с бусинами можно скручивать,
придавая изделиям различные формы. Можно
закреплять проволоку на тканевой основе.
Высший пилотаж — вышивание бисером.
Во время общих занятий каждый начинает свою
работу с того места, на котором остановился, и
работает в посильном ему «жанре». Дети посвящают
бисероплетению около часа в день. Для малышей
пяти и даже шести лет это довольно
продолжительный отрезок времени. Но многие не
ограничиваются временем общих занятий. Если
хочется отделиться от окружающей суеты, остаться
наедине с самим собой, можно в любой момент взять
с полочки пяльца с незаконченной работой и
продолжить ее. Педагог с готовностью поможет
ребенку. Есть дети, которые постоянно ходят с
пяльцами. Будто бы держатся за спасательный круг.
Раз ребенку от этого легче жить, найденную форму
психологической защиты можно считать
педагогическим успехом. Тем более что эта форма
имеет продуктивный выход. О том, чтобы дети
доводили свою работу до конца, педагоги
заботятся. Готовые изделия помещаются на
выставку, показываются гостям. Пусть малыши
учатся гордиться своим трудом, пусть и им
достанется толика успеха.
Ольга Еловская занимается с детьми
вышиванием. Она сама страстно любит это дело.
Нитка с иголкой ее слушаются, как «ручные». И
работы воспитанников поражают неискушенного
зрителя сложностью и аккуратностью исполнения.
Не говоря уж о том, что все вышитые салфеточки
крахмалятся и отглаживаются, так чтобы и
сомнений не возникало: работали мастера.
В занятиях по вышиванию следуют тому же принципу,
что и при бисероплетении: каждый ребенок
работает на своем уровне сложности, начинает
работу с того места, где закончил. Каждый по
желанию может продолжить занятие в свободное
время.
Самые маленькие (3—4 года) учатся продевать
шнурок в отверстия шаблонов. Освоив шнуровку,
переходят к работе буклированной иголкой. В пять
лет обычно осваивают шов «Вперед иголку». С
помощью этого шва уже можно вышивать настоящие
рисунки на ткани. Шестилетки и семилетки осваивают
стебельчатый шов и гладь. Это уже серьезное
вышивание. В некотором смысле мастерство.
И бисероплетением, и вышиванием
занимаются все дети — и девочки, и мальчики. Как
говорят педагоги, мальчики в этих занятиях
оказываются не менее искусными, а иногда даже
превосходят девочек в старательности и
«преданности» своему делу.
Судьба не особенно разборчива в вопросах пола,
решая, кого делать сиротой. И ребенок перенимает
те умения, которыми владеет оказавшийся рядом с
ним взрослый — тот взрослый, что нашел для него
ласковое слово и уделил ему немного внимания.
Марина АРОМШТАМ
|