Как организовать
группу кратковременного пребывания для детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата
Детский сад № 22 «Почемучка» общего
типа был открыт в 1967 году и рассчитан на 4 группы.
В 1988 году здание переоборудовано для
лечения и оздоровления детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата. Количество групп
в саду уменьшилось в связи с тем, что в ДОУ был
оборудован медицинский блок. Детский сад принял
детей со сложными дефектами в развитии, в том
числе и с ДЦП. Благодаря усилиям персонала
детский сад приобрел черты уютного дома, в
котором детям всегда было комфортно.
Высококвалифицированный
педагогический и медицинский персонал за свою
работу дважды был удостоен почетного звания
«Детский сад года»: в 1996-м и в 1997 году.
Основной целью воспитательной работы
ДОУ является не только коррекция ортопедических
и неврологических отклонений, но и коррекция
психофизических дефектов, подготовка детей к
школьному и трудовому обучению, а самое главное
— к адекватному включению в окружающую
социальную среду.
Детский сад осуществляет комплексный
подход к компенсации заболеваний, и это
обстоятельство привлекательно для родителей.
В связи с тем что в ДОУ небольшое
количество детей, имеющееся медицинское
оборудование использовалось не в полную силу. В
то же время в ДОУ неоднократно обращались
родители детей с различными отклонениями в
развитии, воспитывающихся в домашних условиях,
детей с тяжелыми нарушениями
опорно-двигательного аппарата, с тяжелой
степенью умственной отсталости, с текущими
заболеваниями ЦНС и др. Родители просили взять их
ребенка на лечение, помочь в организации общения
со сверстниками, проведении
коррекционно-развивающих занятий с ребенком,
консультировании по вопросам воспитания и
обучения аномального ребенка в семье.
Этот социальный заказ долгое время
оставался не выполненным.
Однако в изменившихся условиях
возникла необходимость в освоении новых систем
организации работы ДОУ, ориентированных на
социальный заказ. Были поставлены цели
удовлетворить потребность семьи, помочь семье в
решении ее проблем, а также эффективно
использовать имеющееся в детском саду
медицинское и физкультурное оборудование.
При создании группы кратковременного
пребывания мы руководствовались вышедшим 29.06.1999
инструктивно-методическим письмом за № 129/23-16 «Об
организации групп кратковременного пребывания
для детей с отклонениями в развитии».
Начали работу с разработки «Положения
о группе кратковременного пребывания»,
разработали родительский договор. Для успешной
работы группы нужно было создать все необходимые
условия. Для этого была произведена
перепланировка некоторых помещений детского
сада, в результате которой была оборудована
игровая комната, соответствующая санитарным
нормам, санузел, раздевалка для детей и взрослых.
Комплектование групп осуществляется
по заявлению родителей и на основе решения
медико-педагогической комиссии.
В состав группы входят дети разного
возраста, имеющие различную степень
выраженности нарушений в развитии.
Согласно положению кратковременное
пребывание детей с отклонениями в развитии
предполагает проведение 5 часов занятий в неделю
для каждого ребенка. Дети находятся в ДОУ вместе
с родителями, которые получают консультации
специалистов по всем волнующим их вопросам.
В ДОУ ребенок получает необходимое,
назначенное врачом лечение: это и массаж, и
гидромассаж, занятия в бассейне,
парафиново-озокеритовые аппликации,
электрофорез, ультразвук и др.
За состоянием здоровья ребенка ведут
наблюдение и корректируют лечение врачи
городской поликлиники (ортопед, невропатолог,
педиатр, физиотерапевт).
При поступлении ребенка в группу
кратковременного пребывания проводится его
первичное обследование специалистами ПМПК и
детского сада, в процессе которого педагоги
изучают актуальный уровень его развития,
потенциальные возможности, индивидуальные
особенности, готовность к сотрудничеству со
взрослыми.
Выясняется исходный уровень линий
развития ребенка: социального, физического,
познавательного, эстетического. Уточняется
уровень развития предметной деятельности и
делового общения со взрослыми, возможности
взаимодействия со сверстниками, уровень
развития основных движений.
По результатам обследования
проводится педагогический консилиум, на котором
определяется стратегия
коррекционно-педагогической работы с ребенком.
Эта работа направлена на стимуляцию основных
линий развития, способствующих формированию
основных базисных характеристик его личности в
данном возрасте.
Для каждого ребенка составляется
индивидуальная программа по следующим
направлениям:
— лечебно-оздоровительная;
— воспитательно-образовательная;
— коррекционно-развивающая.
Дети занимаются с психологом,
дефектологом, логопедом, инструктором по
лечебной физкультуре, музыкальным
руководителем, воспитателем. Заслуживает
внимание совместная работа педагога-психолога и
музыкального руководителя, учителя-логопеда и
музыкального руководителя, инструктора по
лечебной физкультуре и музыкального
руководителя. Она направлена на коррекцию
эмоционального развития детей и различных
психических процессов, способствует у детей
формированию приемов и средств общения.
Занятия с детьми этой группы в
основном индивидуальные, но предполагается и
проведение групповых занятий, организация
праздников, вечеров развлечений и др.
Планировалось, что состав группы будет
постоянным в течение года, но так как дети этой
группы получают санаторно-курортное,
стационарное лечение, на период их отсутствия
можно принимать детей на свободные места по мере
поступления заявлений от родителей после
решения медико-педагогической комиссии.
Возникают трудности при составлении графиков
работы специалистов, так как приходится
учитывать пожелания родителей и обеспечить
необходимые условия для работы персонала ДОУ.
Эффективность работы группы в
значительной мере зависит от степени участия
семьи в воспитательно-образовательном процессе.
Став партнерами, мы вместе ведем детей по
нелегкому пути компенсирующего обучения и
социализации.
Вера ПАТРАХАНОВА,
г. Воркута
|