Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2004

САДОВНИЦА

Соберем урожай

Игра с использованием логопедического пособия «Необычный огород»

Цели:

— активизация активного словаря по темам «овощи», «фрукты»;
— упражнение в классификации и использовании обобщающих понятий «овощи», «фрукты»;
— закрепление навыка практического употребления женского и мужского рода в именах существительных;
— упражнение в пространственной ориентировке.

Материал: плотная ткань или синтетическое ковровое покрытие размером 2х2 м; макет огорода с грядками, расположенными в виде лабиринта; набор муляжей овощей и фруктов; две корзины, мягкая игрушка ворона Каркуша.

Грядки выполнены из плотной темной ткани или мешковины. Ширина грядки — 20 см, длина — 40 см. При размещении грядок на полотне необходимо учесть расстояние междугрядий — 40 см, а также два сквозных прохода для входа и выхода.

ХОД ИГРЫ

Логопед подводит детей к домику. Рядом с домом расположен огород (грядки выполнены в виде лабиринта, и на них разложены овощи и фрукты). Звучит фонограмма «Деревенский двор» (мычание коровы, лай собаки, ржание лошади, крик петуха).

Логопед (Л.): Дети, мы с вами пришли в гости к бабушке и дедушке. Знаете ли вы, как называется то место, где они живут? (В деревне, за городом.) Как вы догадались?
Что расположено возле дома? Где растут овощи? Где растут фрукты? (В огороде, в саду.)

Логопед обращает внимание детей на беспорядок в огороде.

Л.: Ребята, посмотрите, здесь что-то случилось. Каркуша мне подсказывает, что недавно прошел сильный ураган. Давайте поможем дедушке с бабушкой навести порядок в огороде и собрать урожай.
Что здесь лежит на грядках? А как по-другому можно сказать? (Овощи, фрукты.)
Овощи мы будем собирать в правую корзинку, а фрукты — в левую.
В огород мы заходим и выходим из него только там, где есть открытое пространство. Ходим по дорожкам, на грядки не наступаем.

Логопед поочередно вызывает детей и дает им определенную инструкцию.

Л.: Ксюша, ты должна найти овощ, про который можно сказать «он».
Вова, принеси фрукт, про который можно сказать «она» (и т.д.).

Дети выполняют задание, сортируя овощи и фрукты и объясняя вслух свои действия: это груша, про нее можно сказать «она». Это фрукт, поэтому я кладу ее в левую корзинку, и т.д.
На грядке осталось одно яблоко.

Л.: Как можно сказать про яблоко? («Оно».)

Логопед дарит яблоко вороне Каркуше.

Л.: Вот мы с вами и собрали урожай овощей и фруктов. Дедушка с бабушкой будут нам благодарны.

В конце игры можно предложить детям прочитать для Каркуши стихи про овощи и фрукты.

Светлана ГУСЬКОВА,
учитель-логопед муниципального образовательного учреждения
«Наш дом» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
г. Мегион, Ханты-Мансийский АО

Рейтинг@Mail.ru