Соберем урожай
Игра с использованием логопедического
пособия «Необычный огород»
Цели:
— активизация активного словаря по
темам «овощи», «фрукты»;
— упражнение в классификации и использовании
обобщающих понятий «овощи», «фрукты»;
— закрепление навыка практического
употребления женского и мужского рода в именах
существительных;
— упражнение в пространственной ориентировке.
Материал: плотная ткань или
синтетическое ковровое покрытие размером 2х2 м;
макет огорода с грядками, расположенными в виде
лабиринта; набор муляжей овощей и фруктов; две
корзины, мягкая игрушка ворона Каркуша.
Грядки выполнены из плотной темной
ткани или мешковины. Ширина грядки — 20 см, длина
— 40 см. При размещении грядок на полотне
необходимо учесть расстояние междугрядий — 40 см,
а также два сквозных прохода для входа и выхода.
ХОД ИГРЫ
Логопед подводит детей к домику.
Рядом с домом расположен огород (грядки
выполнены в виде лабиринта, и на них разложены
овощи и фрукты). Звучит фонограмма «Деревенский
двор» (мычание коровы, лай собаки, ржание лошади,
крик петуха).
Логопед (Л.): Дети, мы с вами пришли в
гости к бабушке и дедушке. Знаете ли вы, как
называется то место, где они живут? (В деревне,
за городом.) Как вы догадались?
Что расположено возле дома? Где растут овощи? Где
растут фрукты? (В огороде, в саду.)
Логопед обращает внимание детей на
беспорядок в огороде.
Л.: Ребята, посмотрите, здесь что-то
случилось. Каркуша мне подсказывает, что недавно
прошел сильный ураган. Давайте поможем дедушке с
бабушкой навести порядок в огороде и собрать
урожай.
Что здесь лежит на грядках? А как по-другому можно
сказать? (Овощи, фрукты.)
Овощи мы будем собирать в правую корзинку, а
фрукты — в левую.
В огород мы заходим и выходим из него только там,
где есть открытое пространство. Ходим по
дорожкам, на грядки не наступаем.
Логопед поочередно вызывает детей и
дает им определенную инструкцию.
Л.: Ксюша, ты должна найти овощ, про
который можно сказать «он».
Вова, принеси фрукт, про который можно сказать
«она» (и т.д.).
Дети выполняют задание, сортируя
овощи и фрукты и объясняя вслух свои действия:
это груша, про нее можно сказать «она». Это фрукт,
поэтому я кладу ее в левую корзинку, и т.д.
На грядке осталось одно яблоко.
Л.: Как можно сказать про яблоко? («Оно».)
Логопед дарит яблоко вороне Каркуше.
Л.: Вот мы с вами и собрали урожай
овощей и фруктов. Дедушка с бабушкой будут нам
благодарны.
В конце игры можно предложить детям
прочитать для Каркуши стихи про овощи и фрукты.
Светлана ГУСЬКОВА,
учитель-логопед муниципального
образовательного учреждения
«Наш дом» для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей,
г. Мегион, Ханты-Мансийский АО |