Движение как
творчество
Новый взгляд на проблему
Классические словари определяют слово
«спорт» как составную часть физической культуры.
Но существует небезосновательное мнение, что
современный спорт, развиваясь по пути
профессионализации, стал слишком прагматичным,
«денежно ориентированным». Поэтому мы все чаще
разводим понятия «физическая культура» и
«спорт». Активные занятия, связанные со спортом,
могут в будущем определить профессиональный
выбор ребенка, но вряд ли могут рассматриваться в
педагогике как средство оздоровления детей.
Тем не менее спортивные образцы и
принятые в нем способы организации двигательной
активности детей до сих пор остаются явными или
неявными ориентирами для создателей методик
физического воспитания. Эти методики преследуют
своей целью «натаскивание» детей в выполнении
некоторого ряда упражнений. Особое место в них
отводится работе по улучшению показателей
отдельных движений (которые называют
«основными»). При этом фиксируются не только
такие показатели, как, например, скорость бега на
дистанции, но и более специализированные —
особенности отталкивания от поверхности и
координации движений рук и ног при беге,
направление бега и др. Подобные методики
следовало бы отнести к утилитаристской
парадигме физического воспитания, где
развивающая педагогическая работа подменяется
тренерской. Дежурные ссылки на общеразвивающие
функции физического воспитания при этом звучат
декларативно.
Сегодня перед педагогами стоит задача
возрождения фундаментального статуса
физической культуры.
Это вовсе не означает, что надо отказаться от
формирования основных двигательных умений и
навыков. Но они должны быть включены в более
широкий, содержательный контекст детского
развития. Что это означает?
Физическая культура — потому и культура, что
призвана вывести ребенка за рамки повседневно
накапливаемого им двигательного опыта, подобно
тому, как чтение художественной литературы
выводит за рамки обыденной речи.
Чтобы речь ребенка развивалась, он должен
экспериментировать со словечками, с их
сочетаниями, открывать для себя ритмические
особенности текстов, принципы рифмования и т.п.
Чтобы развивалась двигательная культура
ребенка, он должен экспериментировать с
движением, решать двигательные «задачи».
Главным содержанием физкультурных занятий
должна быть не тренировка движений, а развитие
двигательного воображения.
Это означает, что в основе движений должно лежать
их одушевление. Иными словами, движения должны
быть образными, позволяющими ребенку
превращаться в различных персонажей реальной и
фантастической жизни. В этом случае движение
существует не само по себе, а в качестве элемента
особого языка — языка движений.
Язык движений обладает невероятно богатыми
возможностями. Он открывает ребенку объемность
мира общения, в котором возможен перевод
значений одного языка на другой. К примеру,
словесное (вербальное) выражение некоторого
сообщения может обогащаться, уточняться за счет
движений. Точно так же через язык движений детям
может открываться музыка. Ведь ритмическое
движение (прообраз танца) и воспроизводимый
шумовыми инструментами ритм предшествовали
появлению собственно мелодии, музыке как таковой
в истории развития человечества.
Образно-двигательные игры с
элементами импровизации, подвижные игры на
сюжетной основе, открывающие возможности
перевоплощения и сохраняющие связь с ролевой
игрой, должны быть основой физкультурных занятий
для дошкольников.
Владимир КУДРЯВЦЕВ,
доктор психологических наук,
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
|