Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2004

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Не бойся воды!

Из опыта работы по преодолению водобоязни у дошкольников

Фото Александра Степанова

 

Дружба ребенка с водой способствует укреплению его здоровья, оказывает положительное воздействие на его эмоциональное состояние, улучшает сон и аппетит, увеличивает емкость легких, тренирует сердце. Но, к сожалению, не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди детей встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Это могут быть малыши, когда-либо ошпарившиеся или пережившие неприятные моменты захлебывания. Бывают дети, страдающие от страхов. Они боятся непривычных изменений среды, боятся погружения в воду, когда вода, соприкасаясь со слизистой носа и глаз, вызывает неприятные ощущения, а предметы воспринимаются в искаженном виде. Встречаются дети, страдающие патологической боязнью воды.

Это важно учитывать педагогам, планирующим занятия с детьми в бассейне. Надо твердо придерживаться правила: детей нельзя насильно принуждать к плаванию и упражнениям в воде. Детям, страдающим водобоязнью, необходима помощь психолога. Именно психолог может помочь малышам сформировать положительное отношение к воде и преодолеть негативное отношение к водным упражнениям. Занятиям в бассейне с такими детьми должен предшествовать период игр с водой, в течение которого дети обучаются опускать в воду руки по локоть и глубже, привыкают к брызгам. Используя неглубокий тазик, их можно учить опускать в воду лицо.

Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справиться со своей неуверенностью, настороженностью. Игровые фантазии помогают преодолеть страхи. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывают ребенку игрушки, атрибуты.

Мы в нашем детском саду сделали специальные психотерапевтические игрушки для снятия и предупреждения водобоязни. Это куклы Капелька, Капитошка, Водяной, Осьминожек, Золотая рыбка, Дождик. Основой всех этих игрушек является резиновый мячик, обтянутый тканью: благодаря этому игрушки не боятся воды и быстро сохнут. В ряду атрибутов для психотерапевтических игр существуют и специальные «цветы», сшитые из ткани. Каждый такой цветочек имеет сердцевинку-кармашек. В этот кармашек вкладываются мелкие камешки, ракушки и другие «тонущие» предметы. Цветы под тяжестью грузиков медленно и красиво опускаются под воду на дно бассейна. Задача ребенка — достать такое «сокровище» со дна. Еще у нас есть специальные рукавички в форме рыбок, которые дети надевают на ладошку. С помощью этих рукавичек можно изображать, как рыбки двигаются, как играют, прячутся от опасности.

Свою лепту в преодоление водобоязни может внести и эколог, знакомя детей со свойствами воды. Наглядные опыты и наблюдения позволяют детям лучше «понять» воду. А понимание ведет к снижению водобоязни.

По материалам Елены СВЕТЛИЧНОЙ, педагога-психолога,
и Галины АВЕРЬЯНОВОЙ, учителя-эколога, д/с № 36,
г. Железногорск Красноярского края

 

Рейтинг@Mail.ru