Гимнастика в ряду
школьных занятий
...Гимнастика
действительно имеет громадное влияние на
жизненные процессы и может действовать на ниx
весьма благотворно, как в том уже давно убедилось
человечество и, руководясь пользою
гимнастических упражнений, даже внесло их, еще до
Рождества Xристова, на страницы своих
общественных законов, каковы законы Ликурга.
У древних, однако, гимнастика имела
несколько другое значение, чем в настоящее время;
она была по преимуществу военная. Грекам
постоянно нужно было иметь сильных и храбрых
защитников отечества, и, вследствие этого, все
физическое воспитание юношества было направлено
к этой цели. Как известно, в Спарте так высоко
ценились крепость и сила, что родившихся
младенцев осматривали тотчас же по рождении и
слабых детей бросали в реку или пропасть, как
негодных членов общества. Спартанское
воспитание отличалось страшной суровостью, и
детей раннего возраста приучали к трудностям
военной жизни. Главными гимнастическими
упражнениями, клонившимися к этой цели, были:
фехтование, упражнения с копьем, мечем, дротиком,
луком, верховая езда и плавание. Будучи
гимнастикой специально военной, она в то же время
была и медицинской, потому что развивала силу,
здоровье и красоту. Одновременно с военной
гимнастикой существовала и гимнастика
атлетическая. Главной ее задачей была подготовка
героев для народных игр и побоищ. Влияние ее на
здоровье и крепость людей не было особенно
благотворно: атлеты, как люди, избранные для
особенных целей, упражняли свою силу и ловкость
только для этих целей и вместе с тем вели
беспорядочную жизнь, что пагубно влияло на их
организм. Редкие из них достигали преклонных лет.
Атлетическая гимнастика порицалась еще в
древности Гиппократом, Галеном и др.
Медицинская гимнастика, т.е. такая,
какой она признается в настоящее время, если и
существовала в то время, то в самом зачаточном
состоянии. Те же люди, которые выступали против
гимнастики атлетической, признавали
необходимость гимнастики медицинской, т. е.,
выступая против злоупотребления здоровьем и
силою, они считали необходимым укреплять и
развивать здоровье и силу в разумной степени. В
числе их мы встречаем имена Гиппократа, Галена,
Диоклеса, Асклепиада и др.
В
Спарте было основано несколько гимнастических
заведений, и все они находились под ведением
одного гимнaсиapxa, обязанного смотреть за
правильностью гимнастических упражнений, и
главным образом за тем, чтобы все занятия и
упражнения распределялись сообразно возрасту и
силе учеников. Гимнастикой занимались как
мальчики, так и девочки, и в известные дни все они
сходились вместе для состязания в разных трудных
упражнениях.
У римлян мы видим то же стремление
образовать сильных и здоровых воинов и то же
подразделение гимнастики на военную и
атлетическую. Военная гимнастика носит тот же
характер, как и у древних греков. Воинские
упражнения с разным оружием, общественные
работы, производимые рекрутами, постоянные
передвижения войск с одного места на другое
делали римское войско таким сильным, каким мы его
знаем из истории. Римский солдат мог сделать 6
верст в час, неся при этом на себе тяжесть в 60
фунтов. Одним из главных упражнений у римлян было
плавание, особенно способствовавшее, по их
мнению, развитию силы и крепости мышц. Оно до
такой степени было распространено между всеми
классами, что римляне, желая обозначить человека
вполне невежественного, говорили: «Он не умеет ни
читать, ни плавать».
Атлетическая гимнастика ничем не
отличалась от греческой: битвы гладиаторов, бег,
борьба требовали таких же искусных героев, как и
в Греции. Во времена императоров появляются
пляски и мимические представления, что особенно
способствуете развитию грации и красоты. Как
греки, так и римляне очень дорожили красотою
тела, и воззрения их на этот счет были совершенно
разумны: красивым считался тот, кто имел
правильно развитые формы, сильные мышцы,
ловкость и гибкость в движениях; от женщин
требовались та же ловкость, грация и т. д., и все
это достигалось у них гимнастикой. Гиппократ
упоминает в одном из своих сочинений о том, что
греческие доктора умели способствовать
похуданию посредством гимнастических
упражнений.
За римскими временами следуют времена
рыцарские. Характер жизни людей этой эпохи почти
ничем не отличался от жизни людей древнего мира.
Те же беспрестанные войны и, вследствие этого, та
же необходимость военной силы и ловкости
обусловливали существование военной гимнастики;
с другой стороны, рыцарские турниры и поединки
вызывали необходимость существования и
атлетической гимнастики.
Изобретение пороха изменило характер
войн, а введение огнестрельного оружия устранило
мало-помалу исключительную необходимость в
физической силе и ловкости. Около этого времени
изменяется характер жизни людей: умственное
движение, развитие искусств и наук постепенно
вытесняют турниры и все телесные упражнения и
вводят сидячую трудовую жизнь в норму жизни
людей. Физическое воспитание вообще падает на
очень низкую ступень. Так продолжалось до конца
XVIII века, когда, наконец, вследствие все более и
более разрабатывавшихся и выяснявшихся законов
физиологии и анатомии, стали смотреть па
гимнастику несколько иначе, чем смотрели на нее
древние греки и римляне. В гимнастике стали
видеть не только средство дать государству
сильное войско, но главным образом средство дать
ему здоровых и сильных граждан и общественных
деятелей. Песталоцци, Флемберг, Жан, Клиас, Вернер
и др. одними из первых работали над этим вопросом
и стали требовать гимнастики, как педагогической
меры.
В это же
время начинают основывать гимнастические
заведения. Первое из них было открыто в 1776 году в
Дессау; второе — в 1786-м. Около этого же времени
начинают появляться гимнастические заведения и
в других странах Европы: Англии, Австрии, Франции,
Италии и Испании. В настоящее время почти во всех
городах Германии существуют так называемые
«Turnhalle», т. е. гимнастические заведения.
Воспитанники, или турнеры, разделяются на
несколько классов и, сообразно силе и возрасту,
переходят от легких упражнений к более трудным.
Несколько раз в году у турнеров бывают публичные
празднества, на которые приглашаются
родственники и знакомые учащихся мальчиков и на
которых турнеры показывают свою ловкость и силу.
Во Франции тоже устроены подобные
гимнастические заведения, приспособленные ко
всякого рода упражнениям, но там они не носят
такого корпоративного характера, как в Германии.
Одним из тех, кто наиболее способствовал
развитию Франции в этом отношении, был Аморос. Он
ввел новый элемент в гимнастические упражнения,
а именно музыку, которая сопровождала все
движения учеников. В 1854 году во Франции обучение
гимнастике было введено обязательно для всех
учеников лицеев и других учебных заведений, за
исключением некоторых упражнений,
предоставленных на волю родителей, как, например,
верховая езда. В этот же год была выработана
система гимнастики и введена в употребление во
многих начальных школах во Франции. Везде она
дала самые благоприятные результаты
относительно ослабления золотухи, английской
болезни и нервных припадков.
В
Англии, как известно, гимнастика занимает одно из
первых мест в воспитании юношества. Во всех — как
главных, так и второстепенных — училищах Англии
все свободное время посвящается гимнастическим
упражнениям и атлетическим играм; игра в мяч,
волан, крикет, бокс и т.д. занимают часы отдыха.
Все эти игры обязательны для воспитанников, и во
многих школах назначен один день в неделю, когда
все занятия прекращаются в полдень и остальное
время дня посвящается гимнастическим
упражнениям. В Лондоне все воспитанники разных
школ сходятся один раз в год на берегу Темзы и
устраивают публичные состязания.
Если мы посмотрим на сельское
население разных стран, в том числи и России, то
увидим, что здесь, несмотря на то что вся жизнь
крестьянина есть непрерывная мышечная работа,
все свободные часы отдаются тем же
гимнастическим играм. У нас в России игра в
горилки, борьба, пляска совершенно сходны с
играми западных стран, где танцы, бег, игра в мяч
также очень распространены между поселянами.
Сильный контраст представляют в этом
отношении средние и высшие классы общества.
Взрослые, особенно если они занимают высокое
общественное положение, вынуждены вести сидячую
жизнь. Но и молодые люди, занятые большей частью с
утра до вечера, и девушки, которым лишь изредка
удается делать более движения, чем это бывает в
обыденной жизни, и даже дети ведут у нас ту же
сидячую жизнь. Ребенок бегает и двигается только
в самом раннем возрасте; лишь только его посадят
за книгу, для него начинается та же сидячая жизнь,
что у взрослых людей.
С самых
первых дней серьезного обучения чему-либо
занятия его распределяются несообразно его
силам и возрасту. Обычно как мальчики, так и
девочки остаются все утро до самого обеда в
классах, не вставая по часу и более с места и
проводя иногда половину классного времени за
письмом, т. е. в согнутом положении. По приходе
домой их ожидает приготовление уроков, которых
им задают зачастую слишком много; нередко
случается, что мальчик 10—11 лет утомляется до
того, что его сонного переносят от стола с
книгами на постель. Оказывается, что все его
движения ограничиваются ходьбою в класс и
обратно, что весьма мало или, лучше сказать, ничто
сравнительно с количеством часов, которые ему
приходится проводить сидя. У нас, правда, во всех
учебных заведениях существуют гимнастические
залы, но занятия гимнастикой не обязательны, да и,
кроме того, за них полагается особая плата. А так
как большинство родителей не понимает, насколько
важно правильное движение для молодого
организма, то и смотрит на это как на излишнюю
роскошь, да еще, пожалуй, как на забаву,
отнимающую время у учеников. А между тем
отсутствие движения влияет пагубно на здоровье
не только детей, но и взрослых...
С каких лет следует начинать с детьми
гимнастику? В самый ранний возраст, с тех пор, как
их посадят за ученье. Здоровые дети достаточно
двигаются сами но себе; стоит только пробыть день
с ребенком, чтобы убедиться, какую массу самых
разнообразных движений проделывает он. Самый
опытный гимнастер едва ли сравнится с ним по
изобретательности. По нашему мнению, здоровому
ребенку следует тогда начинать гимнастику, когда
начинается его сидячая жизнь; до тех же пор его
можно оставить свободно бегать, лазать, прыгать.
Другое
дело, если ребенок болен, если вследствие
слабости или апатичности он мало двигается,
тогда его следует заставить двигаться живыми
играми, гуляньем и легкими гимнастическими
упражнениями. Говорю «легкими», так как в этом
случае надо быть очень осторожным: движения не по
силам скорее истощат его и принесут больше вреда,
чем пользы. В детстве гимнастика должна быть
одинакова как для мальчиков, так и для девочек;
как те, так и другие требуют одинаково много сил
для своего правильного развития.
С наступлением зрелости девушки не
могут идти на равных с мальчиками, не потому,
чтобы это считалось нескромным или неприличным,
но потому, что те органы, которые существенно
отличают мужской пол от женского, требуют более
деликатного обхождения с ними. Как необдуманно
поступают те матери, которые с раннего возраста
запрещают девочкам бегать и резвиться, внушая им,
что они не мальчишки и что девочкам это
неприлично. Мы крайне убеждены, что наши читатели
не разделяют подобных взглядов на воспитание
девушек и постараются сделать из них не бледных
светских барышень, а сильных и здоровых матерей,
способных дать своему государству крепких и
здоровых деятелей.
Д-р Д-б-н
По материалам журнала «Детский сад» № 1, 2, 1872
|