Как защитить права
детей?
Система методической работы с
педагогическими кадрами
Проблема защиты прав детей
представляется сегодня очень актуальной. Дети
находятся в полной зависимости от окружающих
взрослых — родителей и педагогов, которые
обязаны обеспечить им надлежащий уход,
полноценное развитие и защиту от всех форм
проявления жестокости в соответствии с
установленными мировым сообществом и
государственной властью нормами и правами.
Деятельность дошкольных
образовательных учреждений регулируется
Типовым положением, в соответствии с которым
ребенку гарантируются права на защиту, охрану
здоровья, образование и развитие как в детском
саду, так и в семье. Однако права эти не всегда
соблюдаются. Анализируя в 2002/2003 учебном году
состояние работы в детском саду по соблюдению и
защите прав детей, мы сделали неутешительный
вывод о том, что «нормативная» и реальная стороны
проблемы существенно различаются. В ходе анализа
были обозначены главные причины нарушения прав
детей:
— низкий уровень правовой и
психолого-педагогической культуры родителей;
— недостаточная профессиональная подготовка
кадров по проблеме;
— формальный подход к взаимодействию с
родителями по вопросу соблюдения прав детей.
Стало очевидным, что решение правовых
задач следует начинать со специальной
подготовки кадров, в которой нами были четко
выделены два направления.
Первое направление заключается в
формировании убежденности педагогов в том, что
проведение с родителями разъяснительной,
просветительской, профилактической и
коррекционной работы — не расширение
функциональных обязанностей, а важнейшее
условие повышения результативности
воспитательно-образовательного процесса.
Второе направление связано с
повышением правовой и педагогической культуры
воспитателей.
Разрабатывая систему методической
работы с кадрами по защите прав детей, мы
попытались сформулировать ряд вопросов, ответы
на которые помогут педагогам в работе.
Вот эти вопросы:
1. Что представляют собой права
ребенка, посещающего дошкольное учреждение?
2. Каковы права и обязанности
родителей и педагогов по отношению к ребенку?
3. В каких документах эти права
представлены?
4. Как эти документы согласуются
между собой и как ими можно воспользоваться?
5. В какой мере существующая
система дошкольного воспитания способна
гарантировать реализацию и защиту прав ребенка?
Совместный поиск ответов на эти
вопросы осуществляется через различные формы
системной методической работы, позволяющий
выстраивать реальное педагогическое
пространство, в котором детям будет
гарантировано соблюдение их прав.
Из опыта работы детского сада № 2370
|