На сказочных островах
В Зеленограде — городе-спутнике
Москвы — существует уникальный Центр игровой
поддержки для малышей раннего возраста. Его
часто сравнивают со сказочным царством.
Педагогам такое сравнение нравится. Сказочность
сродни необычности. А здесь все необычно: от
цветовой гаммы желтого и бордового цветов,
лимонного и голубого — до неожиданных
дизайнерских решений, основанных на переходах
геометрических форм, наличия маленьких ниш в
коридоре, сделанных специально для выставок
творческих работ малышей.
Руководит Центром Лариса КРУГЛОВА.
Задача Центра игровой поддержки — обеспечить
мягкую адаптацию ребенка к пребыванию в детском
коллективе, в учреждении, помочь малышу
приобрести опыт участия в занятиях. Кстати, в
занятиях вместе с малышом принимают участие и
родители. Обучаются здесь бесплатно.
Наполняемость групп — не более 4—5 детей. Занятия
проводятся в течение двух часов. Для удобства
родителей организованы вечерние группы и группы
выходного дня. Потребность в посещении Центра
очень высока. Чтобы своим правом могли
воспользоваться все желающие, каждая семья,
проживающая в Зеленограде и имеющая детей
ясельного возраста, может посещать занятия в
течение двух месяцев в году, а затем получать
бесплатные консультации в психологической
службе Центра. Между Центром и теми детскими
садами, куда поступает ребенок после адаптации в
Центре развития, налажена преемственность. На
каждого ребенка составляется индивидуальная
карта перспективного развития «Малыш идет в
детский сад», где отмечаются его знания и умения,
особенности развития.
А по части выдумки творческих заданий для
малышей и их родителей с педагогами Центра
трудно тягаться.
Представляем малыша
Каждый родитель должен каким-то
необычным образом представить своего малыша. Это
своеобразная игровая презентация: «Вот мы
какие!»
Представление может быть оформлено в
виде композиции с фотографией малыша, а может
быть представлено «живой» картиной. Любая форма
сопровождается рассказом об особенностях
ребеночка, о том, что он любит, что умеет.
Вместе со взрослым
Детско-взрослые работы — наиболее
популярный вид деятельности в Центре.
Сложность задачи заключается в том, чтобы найти
малышу занятие по силам и чтобы от этого не
пострадал конечный результат творческой
деятельности родителя. Оказывается, это
возможно.
Вот, к примеру, рождественские композиции.
Композиция «Конфеты на блюде» создана
Антоном — человеком в возрасте 1 года 3 месяцев —
и его мамой. Антон «создавал» конфетки — мял и
скручивал блестящую фольгу. А мама «собирала»
детали и оформляла блюдо. Результат налицо.
Это подарок, который Антон с мамой
подготовили папе к Рождеству. В обязанности
малыша входило заворачивать предметы в фольгу и
класть их в пакет.
Авторство этой композиции не
установлено. Но точно известно, что маленький
участник творческой пары скручивал фольгу в
длинные конфеты-палочки.
«Осенняя композиция» тоже создавалась
с участием малыша. Его роль заключалась в том,
чтобы раскрашивать вазочку — прямо пальчиками. А
еще он имеет не последнее отношение к созданию
жучка на листике. Почему жучок синего цвета да
еще с красными точками мухомора, сказать трудно.
Но это неважно. Почему бы в стране Фантазии не
появиться синим жучкам?
Над этим снеговиком трудились пять
малышей. Они скатывали комочки из салфеток и
прилепляли их в кучку. А придать кучке нужную
форму — дело взрослого.
По материалам Ларисы КРУГЛОВОЙ,
кандидата педагогических наук
|