«Особые» дети Москвы
Из опыта работы компенсирующих
дошкольных учреждений с детьми-инвалидами
В Западном учебном округе города Москвы
действует сеть компенсирующих дошкольных
учреждений, где воспитываются и получают помощь
дети-инвалиды.
Дошкольное образовательное
учреждение № 1790 является учреждением
компенсирующего вида для детей, имеющих
нарушения опорно-двигательного аппарата, и
детей-инвалидов. Дети, посещающие это дошкольное
учреждение, относятся к «группе риска», так как
имеют отклонения со стороны физического и
психического здоровья.
Работать с детьми-инвалидами здесь
начали с 1995 года. Данная работа ориентирована на
интеграцию детей с последствиями ДЦП и другими
патологиями двигательного аппарата в детский
коллектив, их физическую реабилитацию и
социальную адаптацию, преодоление
психологического барьера в общении с детьми без
патологии. С детьми-инвалидами ежедневно
проводится работа по физической реабилитации,
психологической коррекции, логопедическая
работа, консультирование родителей и их обучение
коррекционным приемам.
Ежедневный план работы с
детьми-инвалидами корректируется в сентябре
каждого года и включает: 1—1,5 часа лечебной
физкультуры и массажа, проводимых в сочетании с
некоторыми физиотерапевтическими процедурами
(индивидуальными для каждого ребенка);
обязательные занятия в бассейне (индивидуально
при участии инструктора ЛФК на начальных этапах;
в группе с детьми под руководством инструктора
по плаванию после привыкания к воде); занятия по
развитию речи, музыке, рисованию в соответствии с
учебным планом группы, в которой находится
ребенок-инвалид; усиленную программу
логопедической коррекции. Обязательно посильное
участие детей-инвалидов во всех общих
мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных
развлечениях, театрализованных представлениях,
соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии
с их физическими возможностями.
Лечебная гимнастика с
детьми-инвалидами проводится в присутствии мамы,
что дает возможность не только успешно решать
задачи коррекционной работы, но и обучать маму
простейшим методам помощи своему ребенку.
С целью оздоровления проводятся:
закаливание (воздушные ванны,
обтирание, полоскание горла);
массаж, самомассаж, точечный массаж,
гидромассаж;
фитотерапия;
кислородный коктейль;
дыхательная гимнастика;
гимнастика после сна;
сеансы с использованием люстры
Чижевского;
сеансы «Маремед».
Для комплексной оценки физического
состояния детей три раза в год проводится
диагностика физического развития и физической
подготовленности, диагностика по плаванию,
сводное диагностирование и выявление
коэффициента прироста физических качеств;
диагностика по программе М.Лазарева
«Здравствуй» и определение уровня зрелости
нервных процессов.
Анализ данных обследований показывает
уровень и динамику развития основных движений и
двигательных качеств у детей и помогает
определить успешность освоения материала по
программе «Истоки». (Например, по итогам
диагностики физической подготовленности по
сравнению с предыдущим 2002/2003 г. в детском саду
число отстающих детей уменьшилось на 1,9% и на 23%
увеличилось число детей, опережающих в развитии
по всем показателям.) В диагностической работе в
детском саду также участвует
Врачебно-физкультурный диспансер № 6.
По мере улучшения состояния здоровья
детей комплексы физических упражнений
усложняются, что способствует лучшей адаптации
детей к занятиям, организованным на основе общих
требований. Показателем этого является участие
детей детского сада в муниципальных («Веселые
старты»), окружных («Кунцево») и городских
(«Президент», «Малыши открывают спорт»)
соревнованиях.
Несмотря на отклонения в физическом
здоровье, выпускники детского сада успешно
посещают спортивные секции по плаванию,
некоторые из них входят в юношескую сборную
Москвы. За период работы самым большим успехом
является плавание детей-инвалидов.
Своим опытом работы с
детьми-инвалидами сотрудники детского сада
делились с педагогами Израиля и с немецкими
коллегами в рамках программы «Ребенок в городе».
По показаниям специалистов работа по
коррекции нарушений опорно-двигательного
аппарата у детей должна продолжаться до
пятнадцатилетнего возраста. Поэтому среди
первоочередных планов дошкольного учреждения —
создание групп для продолжения коррекционной
работы с выпускниками, сотрудничество со
специализированной школой и городской больницей
№ 18. Над этой проблемой и предстоит работать в
будущем.
В детском саду № 1671 ЗОУО ДО с 2000
года работает группа кратковременного
пребывания «Особый ребенок» для социальной
адаптации детей, имеющих заболевание «детский
церебральный паралич». Проблема социальной
адаптации этих детей остро стоит и перед их
родителями.
Как показывает статистика, многие
семьи, в которых рождается больной ребенок,
вскоре распадаются, и чаще всего женщина
остается со своей бедой один на один.
Анкетирование, проведенное в детском саду,
показало, что 85% детей из группы «Особый ребенок»
принадлежат к неполным семьям. Есть дети, которых
воспитывают только дедушки и бабушки.
В результате первых бесед с родителями и
наблюдений за детьми стало понятно, что родители
видят цель группы как лечебно-профилактическую и
самым главным для них является посещение сеансов
массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии и
занятия в бассейне.
Педагоги постарались убедить
родителей в необходимости проведения
комплексной работы с детьми, которая включает в
себя интеллектуальное развитие,
лечебно-оздоровительные и коррекционные
мероприятия, объяснили важность гибкого режима,
соблюдения гигиенических требований к нагрузкам
и проведения занятий по подгруппам.
С детьми этой группы работают
следующие сотрудники: воспитатель,
учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный
руководитель, воспитатель по физкультуре,
инструктор по плаванию, педагог-психолог,
медицинский персонал.
Одной из форм сотрудничества с
родителями воспитанников стало проведение
«круглых столов». На этих встречах педагоги
рассказывают о маленьких достижениях детей этой
группы в сфере эмоционального общения и
развития. Родители, в свою очередь, говорят о
своих проблемах, задают вопросы, принимают
совместные решения.
Одним из решений «круглого стола»
предполагалось проведение цикла занятий,
необходимых как для детей, так и для родителей.
Занятия «Здравствуй, малыш!», «Новый мир для
ребенка», «Я познаю себя», «Что я умею?», «Какое у
меня настроение?» помогли детям понять друг
друга, а их родителям — ближе познакомиться друг
с другом.
Не менее важными оказались вопросы,
как и во что играть с ребенком. Поэтому в план был
включен психолого-педагогический практикум.
Еще одной формой работы с родителями
стали «Дни совместных игр». Они дали детям
возможность почувствовать радость общения со
взрослыми и способствовали организации
сотрудничества педагогов и родителей.
Позднее были организованы
интегрированные игровые занятия по музыкальному
развитию совместно с учителем-логопедом,
педагогом-психологом и воспитателем.
Педагоги начали обсуждать с
родителями сценарии праздников, в которых они
принимали непосредственное участие, исполняя
роли вместе с детьми, и такое совместное
творчество стало традицией. Необходимыми
оказались для родителей и занятия по обучению
детей навыкам самообслуживания, в результате
чего к концу года некоторые дети стали обедать
без помощи взрослых. Обеды в нашем детском саду —
это тоже большая помощь родителям, хотя проблем у
них остается еще очень много: транспорт,
специальное оборудование, медицинское
обслуживание и другие.
Результатом взаимодействия между
родителями и специалистами стало
взаимопонимание — исчезли напряжение,
недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители
сами становятся инициаторами общих мероприятий
для детей: отмечают дни рождения детей в детском
саду, готовясь к этому заранее, продумывая игры,
забавы.
Особенно трогательно проходят
праздники 8 Марта. Дети научились поздравлять
мам, бабушек — каждый по-своему: кто умеет
говорить, тот читает стихи, поет песни, кто еще
плохо владеет речью — рисует, делает поделки, и
эти усилия трогают взрослых до слез.
Дети, которые проходят адаптацию,
усваивают навыки самообслуживания и общения,
переводятся в общие группы детского сада, где их
тепло встречают дети и воспитатели.
Несомненным достижением данной работы
является то, что семь выпускников детского сада
учатся в коррекционных классах, и можно
порадоваться тому, что избавлены от надомного
обучения и не лишены общения со сверстниками.
Коллектив детского сада № 1800
уже в течение четырех лет успешно работает с
детьми с тяжелой комплексной патологией,
имеющими особые проблемы в развитии и особые
нужды.
По данным статистики всего лишь 50%
таких детей дошкольного и младшего школьного
возраста сегодня получают специализированную
помощь. Одна из причин этого — нежелание
родителей отрывать от себя ребенка и отсутствие
у них веры в положительный результат лечения и
реабилитации.
Опыт работы с детьми-инвалидами и их
общения со здоровыми сверстниками выявил
актуальную социально-психологическую проблему
семей, в которых растут такие дети.
Зачастую и дети и взрослые в таких
семьях очень ранимы, тяжело переживая реальное
состояние ребенка с ограниченными
возможностями. Поэтому коллектив дошкольного
учреждения проводит работу с детьми, не
посещающими детский сад, таким образом, чтобы
дети с ограниченными возможностями чувствовали
себя полноправными участниками общего дела и
были так же успешны, как каждый из их сверстников.
Дети-инвалиды совместно с родителями
принимают участие в праздниках, проводимых в
детском саду, в прогулках, досугах. На новогодних
праздниках вместе с детьми детского сада
приходящие дети-инвалиды получают подарки.
Родители детей получают ответы на
волнующие их вопросы, советы психолога,
дефектолога, педагога, врача; делятся своими
заботами и радостями.
При участии родителей проходят
занятия интеллектуально-развивающего цикла с
использованием оборудования ЛЕГО.
Постепенно и дети, и их родители
становятся более уверенными в своих
возможностях и принимают активное участие во
всех доступных видах деятельности. Таким
образом, у детей формируются личностные
качества, необходимые для дальнейшей успешной
социальной адаптации: оптимизм,
коммуникативность, уверенность в своих силах.
С 1999 по 2004 год в учреждении прошли курс
реабилитации 37 детей-инвалидов, не посещающих
детский сад.
Галина АБЛИХАРОВА,
ведущий специалист отдела дошкольного
образования ЗОУО ДО г. Москвы
Спонсор публикации статьи – интернет-магазин All-Massage-Tables.Ru, предлагающий широкий ассортимент профессионального массажного оборудования. Вы можете приобрести массажный стол в Москве с бесплатной доставкой в пределах 30 км от МКАД. Массажная продукция, представленная в интернет-магазине, способна удовлетворить потребности как медицинских кабинетов, салонов красоты, фитнес-центров, так и частных массажистов, занимающихся выездной практикой – в таком случае в интернет-магазине можно приобрести складной стол для массажа вместо стационарного массажного стола.
|