Праздничное чаепитие
Интегрированное занятие для детей от 5
лет
Цели:
Ознакомить детей с названием посуды в
зависимости от назначения (для чаепития — чайная
посуда).
Закрепить способность образовывать
имена существительные — названия предметов
чайной посуды в зависимости от продуктов, для
которых она предназначена.
Соблюдать необходимые меры
безопасности.
Упрочить знания детей о правилах
поведения за столом во время чаепития.
Развивать социальные навыки: умение
работать в группе, договариваться.
Закрепить умение создавать поделки
на основе одного из способов техники оригами:
треугольника с отогнутыми к противоположным
сторонам углами («стаканчик»).
Материалы:
1. Демонстрационный:
чайник, заварка, чашки, блюдца, ложки,
конфетница с конфетами, молочник с молоком,
салфетница с салфетками, сахарница с сахаром,
розетка для варенья, самовар, тарелочка для
торта;
плоскостные изображения чашки,
блюдца, ложки, тарелочки для торта, розетки для
варенья — для работы на фланелеграфе.
2. Раздаточный:
плоскостные изображения чашки,
блюдца, ложки, тарелочки для торта, розетки для
варенья (на каждого ребенка).
3. Для конструирования:
квадраты разного цвета,
дополнительные детали (цветочки, полоски, кружки,
ручка для чашки); клей, кисти, салфетки, ножницы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент. Беседа.
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Перед ними стол, накрытый скатертью. Звучит
музыкальный фрагмент из альбома
П.И. Чайковского «Времена года».
Влетает игрушечная Сорока (в руках у
воспитателя), тараторит.
Сорока: Тра-та-та-та! Тра-та-та-та!
Кто это вылез из-за куста? Медведи Топтыгины!
Медведи Топтыгины! Идут сюда! Идут сюда! Ждите
гостей! Ждите гостей! А я полечу дальше! Всем об
этом расскажу! До свидания! (Улетает.)
Воспитатель: Ребята, слышали? К нам
в гости идут Топтыгины. Устроим чаепитие. Будем
накрывать на стол. Что нам для этого понадобится?
Как вы думаете, ребята?
Дети: Посуда.
Воспитатель: А какая?
Дети: Чайная: чашки, блюдца, ложки,
чайник...
Воспитатель (показывает на
самовар): Кто пил чай из самовара? (После
ответов детей продолжает.) А давайте сегодня
будем пить чай из... (самовара).
Нужно заварить чай. Посмотрите, чай бывает
рассыпной (в коробках) и в пакетиках. В чем
заваривают чай?
Дети: В чашке, если он в пакетике. В
чайнике...
Воспитатель: Правильно. В
специальном чайнике. А какая должна быть вода,
чтобы заварить чай?
Дети: Горячая. Очень горячая...
Воспитатель: Молодцы! Очень
горячая вода называется кипяток. Как вы думаете,
можно детям заваривать чай?
Дети: Нет. Потому что можно
обжечься.
Воспитатель: Да, вы правы. Это
должны делать взрослые. Беру... (заварку), кладу
в... (чайник) и заливаю очень горячей водой...
(кипятком).
Пусть чай настоится. А мы пока накроем на стол. Из
чего будем пить чай? Куда положим сахар? Салфетки?
Конфеты? Чай можно пить с молоком. Для чая —
чайник, для молока — ... (молочник). С чем можно
пить чай?
Дети: С тортом, с вареньем, с
лимоном, с пряниками, печеньем, пирогами,
конфетами, со сливками, с молоком... (Воспитатель
сопровождает слова действиями и выставляет
посуду с продуктами на стол.)
Раздается стук в дверь. Воспитатель
идет встречать гостей и появляется с игрушечной
семьей Топтыгиных: Медведем, Медведицей,
Медвежонком.
Медведи: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, дорогие гости!
Садитесь, пожалуйста, за стол.
Медведица с Медведем садятся,
Медвежонок остается, предлагает детям провести
физкультминутку.
Физкультминутка «Медвежонок»
Медвежонок потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел,
Ах, какой чудесный стол!
Он попрыгал, покрутился
И затем остановился. (Повторить 2—3 раза.)
Дидактическая игра «Накроем стол»
Воспитатель: Для каждого гостя мы
приготовим:
— чайную пару (чашка, блюдце),
— тарелочку для торта,
— розетку для варенья,
— чайную ложку.
(Воспитатель выставляет все предметы
на столе, попутно уточняя их пространственное
расположение, один ребенок раскладывает их на
фланелеграфе, остальные дети — за своими
столами.)
Воспитатель: Угощайтесь, гости
дорогие! (Медведи сидят.) Ребята, что-то наши
медведи стесняются. Сейчас узнаю, в чем дело. (Наклоняется
к Медвежонку.)
Ах, вот в чем дело! Оказывается, наши друзья не
знают правил поведения за столом во время
чаепития. Какие же это правила?
Дети: Правила очень просты:
— сахар берут из сахарницы общей
ложкой, которая там находится, и не забывают
вернуть ее обратно;
— также общей ложечкой берут варенье на свою
розетку;
— для лимона кладется специальная вилочка;
— печенье, пирожки, конфеты берут из вазы
(блюда) рукой; торт кладут на тарелку специальной
лопаточкой;
— если выпита первая чашка чая, не спеши
просить вторую, посмотри, все ли гости получили
по первой;
— когда чаепитие подойдет к концу, промокни
губы бумажной салфеткой, встань из-за стола и не
забудь сказать спасибо за вкусное угощение!
Медвежонок: Спасибо, ребята! Хотел
бы и я устроить чаепитие для своих друзей. Но, к
сожалению, у меня нет ни одной чайной пары. Не
могли бы вы мне помочь?
Дети: Конечно, поможем.
Конструирование
Воспитатель: Выберите, пожалуйста,
цвет вашей чайной пары. Подготовьте форму —
«стаканчик». Приклейте ручку к чашке, украсьте
чашку и блюдце. Когда ваша чайная пара будет
готова, поставьте ее на «стол». (На мольберте
закреплена коллективная работа «Красивая
скатерть».)
Дети выполняют работу и приклеивают
свои чайные пары на лист. После того как
коллективная работа выполнена и
проанализирована, подводится итог занятия.
Маргарита ПИТАЛЕНКО,
воспитатель детского сада № 2339,
победитель московского конкурса
«Воспитатель года-2003» |