Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2004

РАБОЧИЙ СТОЛ

Умные роботы

Конструирование для малышей

Конструирование всегда привлекает детей, начиная с раннего возраста. Малыш с большим удовольствием ставит кубик на кубик, наблюдая, как высокая пирамида падет. И снова с большим упорством ставит кубик на кубик, получая замысловатые постройки. И при этом получает явное удовольствие.

В ходе конструирования ребенок осваивает сенсорные эталоны, моделирует пространственные отношения, решает сложные мыслительные операции.

Занятия по конструированию прочно вошли в «Программу воспитания и обучения в детском саду», но дошколята с удовольствием используют строительный материал и в самостоятельной игровой деятельности.

Я работаю с детьми, имеющими зрительную патологию. У этих детей отмечается нарушение зрительного восприятия, возникающее в результате несформированности зрительных функций. Поэтому у них часто возникают трудности в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин в сложной постройке. Изначально восприятие является размытым, нерасчлененным, а глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Особую сложность для них представляют задания, в которых действие совершается с объемным материалом, требующим формирования представлений о трехмерности пространства. Эти особенности заставили меня искать условия, способствующие формированию навыков, которые основываются на глазомерных действиях у детей с нарушением зрения.

Прочитав книгу Б.Никитина «Развивающие игры для детей», в которой он описывает игру «Кирпичики», я решила использовать чертежи в работе с детьми. Чертеж — это три рисунка одного и того же предмета, если на него смотреть с разных сторон.

Оказалось, что этот вид деятельности при правильной организации работы доступен дошкольникам. Ребята с интересом рассматривали строительные детали с разных сторон, выделяли стороны, которые хорошо видны в разных положениях (спереди, сверху, слева).

На первых порах я использовала следующие игровые упражнения, которые позволяли детям видеть, как детали могут располагаться на чертеже.

1. Обследование кирпичика руками.

Дети обводят пальцами широкую грань кирпичика — это «спинка» кирпичика, узкую — это его «бочок».

2. Перенос на бумагу.

Педагог кладет на бумагу кирпичик и обводит фломастером его широкую грань, дети наблюдают. Затем педагог говорит, что на бумаге получилась «спинка» кирпичика. Просит детей приложить свой кирпичик к нарисованному. Дети убеждаются в правильности слов педагога.

3. Перенос на цветную бумагу с последующим вырезанием.

Дети берут в руки полученные силуэты изображения кирпичика, накладывают их на форму и сравнивают, убеждаясь в том, что они одинаковы.

4. Соотнесение силуэтного и контурного изображения реальной формы.

Дети накладывают силуэт на контур, на форму, сравнивают, делают вывод: «Это кирпичики».

5. Игровое упражнение «Сделай так же».

Сначала я говорю, что кирпичики могут стоять прямо, и мы можем видеть их спинки.
А могут лежать, как на кроватке.
А могут стоять боком, друг за другом, как будто идут на зарядку.

Когда дети научились видеть строительные детали в разных положениях, мы перешли к выполнению несложных построек (кроватка, диван, стул, стол, скамейка, утюжок, ворота, горка). Чтобы детям было легче ориентироваться в чертежах, я выполняла их в цвете, в соответствии с цветом строительных деталей. Чертежи содержали три вида: спереди, сверху и слева. Чтобы дети могли контролировать себя, размеры геометрических фигур на чертеже должны соответствовать размерам строительных деталей конструктора. В этом случае у ребенка есть возможность наложить деталь на чертеж и проверить свои действия. Постепенно такая необходимость отпадает, и чертежи можно давать в уменьшенном размере.

На следующем этапе я предъявляла детям графические образцы наряду с готовой постройкой. При объяснении задания графический и предметный образцы обязательно анализировались, дети соотносили их между собой.

Например, при постройке дома дети рассматривают образец и графическую модель, называют части дома: пол, стены, крыша, показывают их на образце и на чертеже и объясняют, из каких деталей они сделаны, с чего нужно начать постройку.

После этого предметный образец закрывается, и детям предлагают построить конструкцию на основе графической модели. К предметному образцу дети могут лишь обращаться в случае непонимания задачи или для проверки правильности выполнения задания по графическому образцу. При каждой новой теме анализ графической модели предмета проводится с опорой на конкретный образец, иногда демонстрируется способ конструирования.

Таким образом, на занятиях по конструированию с использованием графической модели необходимо придерживаться следующей последовательности:

1. Назвать изображенный на схеме предмет.

2. Указать его функцию.

3. Провести анализ схемы по следующим параметрам:

а) выделение основных частей;
б) установление пространственного расположения этих частей;
в) выделение деталей в основных частях постройки;
г) установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.

4. Перенести изображение в плоскость, т.е. выложить постройку из плоских фигур на магнитной доске (в случае, если дети будут затрудняться).

5. Последовательно соотнести элементы графической модели с частями предмета, установить их взаимное соответствие.

Такой вид работы, как «чтение чертежа», требует от детей концентрации внимания, терпения, умения мысленно расчленять сложную форму на составные части, устанавливать расположение частей относительно друг друга и относительно горизонтальной поверхности. И конечно же, ребятам было трудно, они быстро уставали, теряли интерес, делали много ошибок. На помощь мне, как всегда, пришла игра. Игра активизировала внимание.

Свои занятия я проводила в виде путешествий или знакомств детей с новыми героями, которые просят у них помощи.

— Вам пришло письмо от больных зверей! — и вот уже дети ищут Африку на глобусе, читают названия морей и океанов, омывающих Африку, рассматривают схему корабля и с увлечением строят корабль. Вместе с доктором Айболитом по лабиринту прокладывают курс корабля и во время физкультминутки «плывут» по бурному морю:

Бескозырка белая, в полоску воротник.
Мы ребята смелые, спросили напрямик:
— С какого, парень, года, с какого парохода,
И на каких морях ты побывал, моряк?

Ольга КУЗНЕЦОВА,
воспитатель детского сада № 2245
(для детей с нарушением зрения)

Продолжение см. в следующих номерах

Рейтинг@Mail.ru