Вечера в семейной
гостиной
Взаимоотношения детского сада и семьи — одна
из злободневных тем современного дошкольного
образования.
Московские педагоги ищут свои подходы к
налаживанию контактов с семьями своих
воспитанников, попутно решая задачу помощи
родителям в воспитании малышей и развития
внутрисемейных отношений.
Разноплановое взаимодействие с семьями малышей,
посещающих детский сад № 255, строится в рамках
эксперимента по созданию культуросообразной
модели дошкольного учреждения, который проходит
под руководством Ольги КУРЕВИНОЙ. Свою лепту в
развитие экспериментальной деятельности вносят
и заведующая Елена ТРЕБУХИНА, и социальный
педагог Ирина ДМИТРИЕВА, и художник-педагог
Мария ДРЕЗНИНА.
Одним из ярких моментов жизни
детского сада стала организация семейной
гостиной.
Дети вместе с родителями собираются в
небольшом уютном музыкальном зале после
дневного сна. Им вместе предстоит участвовать в
творческой акции — в каком-нибудь интересном
художественном деле, который обычно придумывает
Мария Дрезнина. Она работает по своей авторской
программе «Семейная креативная*
терапия». Сегодня, например, маленькие и большие
будут создавать «птицу счастья», а завтра —
рисовать и моделировать «комнату для души».
Итоги работы — модели, картины,
коллажи и т.п. — в конце занятия вывешиваются на
веревочку с помощью прищепок. Решение
нетрудоемкое и эффектное: то, что оказалось на
веревочке, представляет «праздничную» гирлянду
— символ коллективного труда, объединяет всех
участвовавших в акции. А чувство единения —
ребенка с родителем, родителей между собой,
родителей и педагогов — еще один незримый, но
важнейший результат каждого творческого дела.
Для педагогов подобные занятия играют
еще и роль диагностических ситуаций, позволяющих
лучше понять взаимоотношения между тем или иным
родителем и его малышом, уловить характер
проблем в той или иной семье.
Этим во многом определяется отбор
семей для участия в творческих акциях.
Чтобы занятие действительно
состоялось, в нем должно принимать участие
ограниченное количество участников. Обычно это
10—12 детско-родительских пар — то есть столько,
сколько составляет оптимальную группу в
психологическом тренинге. Первый принцип, по
которому подбираются участники для творческих
акций, — принцип добровольности. Не просто
добровольности — желания.
Некоторые родители очень хотят
куда-нибудь ходить вместе с ребенком, где можно
было бы заниматься вместе какой-нибудь
деятельностью. Но желающих может оказаться
больше, чем нужно. Тогда в силу вступает второй
критерий: степень проблемности взаимоотношений
в семье. Как правило, все желающие хотя бы один
раз в год могут принять участие в семейной
гостиной, но есть и стабильное ядро — члены 5—6
семей, являющиеся ее постоянными посетителями.
Педагоги детского сада № 255 отдают
предпочтение тем детско-родительским парам,
которые нуждаются в психолого-педагогической
помощи. Ведь для таких семей творческая акция —
не просто маленький праздник совместной
деятельности, но и способ коррекции своих
отношений.
Как это происходит? Вот несколько
«живописных» примеров.
Комната для души
Педагог (психолог, художник — тот, кто
ведет встречу в гостиной) рассказывает
присутствующим, чем они сегодня будут
заниматься. Наверняка у каждого из них есть
представление о замечательной комнате, где они
хотели бы жить. Вот такую комнату им и предстоит
сегодня создать.
Каждому участнику гостиной раздается
заготовка в виде плоского домика и листа бумаги,
который будет служить полом в комнате.
Комнату надо раскрасить — так
раскрасить, чтобы сразу было видно: художник
воплотил в ее оформлении все свои мечты.
Участники приступают к работе. Члены
каждой пары «ребенок — взрослый» сидят рядом.
При желании они могут советоваться друг с другом
или друг другу помогать.
Однако «тайный» психологический
замысел в начале работы им не раскрывается. Две
заготовки — та, что у ребенка, и та, что у
взрослого, — представляют собой детали, которые
при желании можно собрать в один домик. Иногда
участники догадываются об этом сами: это
настоящее открытие, в котором воплощается
полнота замысла. Ведь целый домик выглядит
гораздо красивее и романтичнее двух половинок.
Если же такая идея не придет в голову кому-нибудь
из присутствующих, ведущий подскажет решение в
конце занятия. Готовые домики можно описывать,
можно сочинять про них и про их обитателей
истории, а можно просто ими любоваться.
Птица счастья
Педагог сообщает присутствующим в
гостиной, что сегодня им предстоит создать птицу
счастья.
Птица счастья — фольклорный персонаж.
В сказке М.Метерлинка, драматурга начала ХХ века,
птица счастья была синей. Но можно представить
свою собственную птицу самой необычной
раскраски.
Особенность работы заключается в том,
что каждая семейная пара должна создать одну
птицу. Здесь проявляется способность к
сотрудничеству, диагностируется стиль
взаимодействия взрослого и ребенка. Птица Марии
Дрезниной «собирается» из нескольких элементов
— туловища, головки, крыльев и хвостика. Поэтому
открывается определенный простор для
распределения функций в паре. Участники гостиной
придумывают легенду о своей птице, объяснение
окраски ее «оперенья». В конце занятия «птицы
счастья» парят над гостиной, радуя глаз взрослых
и детей и вселяя уверенность в том, что счастье
обязательно будет жить в каждой семье.
Я — взрослый, ты — ребенок
Сегодня, сообщает педагог, всем
присутствующим в гостиной предстоит как следует
подумать друг о друге: взрослым — о детях, детям
— о взрослых. Каждый участник творческой акции
получает бумажный трафарет человечка. Взрослым
предстоит превратить бумажного человечка в
ребенка, а детям нужно превратить трафарет во
взрослого. Прически, головные уборы и некоторые
дополнительные детали костюма можно сделать с
помощью аппликации.
Изготовленные человечки выставляются
на «обозрение общественности». Авторы
представляют их, рассказывая о характере и
склонностях своего персонажа, о его истории и
жизненных обстоятельствах. Участники гостиной
могут разыгрывать диалоги между персонажами и
придумывать о них коллективные истории.
Детско-родительские фестивали
Фестиваль — дело общесадовское. В нем
принимают участие все дети и все желающие
родители.
Как правило, это длительная акция,
включающая домашние задания для семейного
творчества, дни открытых дверей и открытых
занятий, «часы свободы», детско-родительские
праздники.
На домашних заданиях стоит
остановиться особо. Как правило, они
представляют собой коллективные работы семей,
выставляющиеся на всеобщее обозрение в холле и
на лестничных галереях детского сада. Кроме
простора для фантазии, домашние задания
нагружены еще и психологическим смыслом.
Вот некоторые из домашних заданий
таких фестивалей.
Портрет Доброго волшебника
Родителям предлагается спросить
ребенка, хотелось ли бы ему быть Добрым
волшебником и как этот волшебник должен
выглядеть. Затем вместе в ребенком нужно сделать
его портрет в образе Доброго волшебника. А в
детском саду портрет будет выставлен в галерее
добрых волшебников.
Здесь учитывается много факторов: и
представления малыша о своем идеальном «Я», и
желание родителя видеть своего ребенка
«самым-самым», любоваться им и разделить свои
чувства — гордости, нежности, радости за сына или
дочь — с другими родителями.
Машина Времени
Родителям предлагается выбрать
детские фотографии членов семьи, поделиться с
ребенком воспоминаниями об этом периоде своей
жизни и объединить выбранные фотографии в единой
композиции, сделанной в технике коллажа.
Приветствуются любые сюжетные решения. «Я тоже
был маленьким, — сообщает тем самым родитель
ребенку. — Я могу тебя понять. А ты попробуй
понять меня».
Волшебная страна семьи
В какой стране, в каком месте, в каком
климате хотелось бы жить членам той или иной
семьи? Нужно придумать Волшебную страну, которая
бы по всем критериям соответствовала
представлениям детей и взрослых данной семьи о
счастливом месте, нарисовать ее или сделать в
технике коллажа. Часто волшебная страна
освобождает нас не только от внешних неприятных
обстоятельств, но и от внутренних.
Домашний музей
Дети и взрослые детского сада № 255
создают много чудесных вещей. Какова будет их
судьба после окончания замечательных акций
творческих дел? По совету педагогов родители
дома создают вместе с детьми домашний музей, куда
«поступают экспонаты» детской творческой жизни.
Кроме того, в домашнем музее старые,
ненужные вещи могут получить вторую жизнь,
подаренную им людьми с художественным ощущением
жизни. Этому учит детей и взрослых педагог Мария
Дрезнина. Старый черный зонт выглядит радостно,
потому что его раскрасили облаками и желтым
солнцем, а его брат, белый зонтик, опечалился: его
накрыли серые тучи, полные унылого дождя. Но ведь
и в жизни так бывает. Грустные и радостные
события чередуются. «В процессе такой работы, —
считает педагог-художник М.Дрезнина, — возникает
особое взаимопонимание между детьми и взрослыми.
Мы открываем детям философию жизни, ее мудрое и
целостное восприятие, а вещи — наши добрые
друзья на этом пути».
* Креативность — термин,
заимствованный из западной психологии. На
русский язык он переводится не очень
благозвучным словом «творческость».
|