Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2004

РАБОЧИЙ СТОЛ

Окончание. Начало см. в № 16

Умные роботы

Конструирование для малышей

— Внимание! Внимание! Сейчас передали экстренное сообщение! На нашу планету Земля совершила посадку летающая тарелка с далекой планеты…

И вот уже дети ищут в «зашумленных» картинках жителей далекой планеты — роботов, а затем строят их по фотографиям-схемам, чтобы роботы-помощники были и в детском саду.

Совсем непростая задача — «прочитать» схему, определить необходимые детали, выполнить постройку в соответствии с заданными параметрами. В такой конструктивной деятельности у детей активно развиваются внимание, мышление, ориентировка в пространстве, зрительно-моторная координация, речь.

После нескольких занятий я с удивлением заметила, что дети легко стали ориентироваться в чертежах, быстро выполняют постройки, обыгрывают их в самостоятельной игровой деятельности.

Затем мы с детьми стали учиться выполнять чертежи по простым постройкам. Чтобы выполнить чертеж быстро и правильно, мы вместе с родителями изготовили линейки-трафареты. При изготовлении трафаретов за основу взяли пластиковые папки. Они прочные, хорошо режутся и самое главное — они прозрачные. А это помогает детям видеть ранее нарисованные детали и соотносить их положение относительно друг друга. Каждая строительная деталь имела три окошка, которые повторяли форму и размер трех сторон строительной детали.

Начинали выполнять чертежи, как всегда, с самых простых построек — это утюжок для куклы Наташи, домик для Гномика, мебель для Мишутки и т.д.

Когда дети научились хорошо выполнять и «читать» чертежи, я предложила им работать в паре: один ребенок выполняет чертеж, другой должен его «прочитать» и сделать постройку. Такой вид задания вносит в занятие элемент соревнования, активизирует внимание.

Работая с чертежами, дети усваивают, что, прежде чем строить, нужно хорошо представлять себе предмет, внимательно и определенным образом рассмотреть его, а затем, уже владея различными способами действия, возводить нужный строительный объект.

Умение обдумывать, планировать свою работу является важной стороной развития умственных способностей, что, несомненно, пригодится ребенку при обучении в школе.

Предлагаю вашему вниманию один из конспектов занятия. Надеюсь, что вы тоже сумеете оценить значимость таких занятий и научите детей быть настоящими конструкторами.

Демонстрационный материал: звукозапись; конверт с посланием; плакаты: «Схема робота» (цветная), «Найди отличия», «Проекционное изображение деталей»; «Чудесный мешочек»; набор строительных деталей.

Раздаточный материал: наборы строительных деталей, листы с заданиями («зашумленные» картинки), фломастеры, схемы постройки «робота».

Педагог: Дети! Внимание! Внимание! Сейчас передали экстренное сообщение! На нашу планету Земля совершила посадку летающая тарелка с далекой планеты. Обнаружено место ее посадки — старшая группа. Но что-то ее здесь не видно. Самой летающей тарелки нет, но что-то после себя она должна оставить. Нам необходимо это найти… Ой, смотрите, конверт! А в нем лежат какие-то цветные листочки. Наверное, это фотографии жителей далекой планеты. Кого-то они мне напоминают. Правильно, они похожи на роботов. Наверное, это планета роботов.
Вот ведь, ребята, какие роботы хитрые и умные. Вместо себя они прислали фотографии-схемы, чтобы мы построили роботов у себя в детском саду.
А прежде чем мы будем строить, они дали нам задания, которые мы должны выполнить. Ведь не каждому человеку дают делать такую сложную машину, как робот, а только знающему и умному.
Для начала мы должны узнать, какие они, роботы. Вот вам листки с заданием. Нужно внимательно рассмотреть, где спрятался робот, и обвести его фломастером.

— Молодцы, с одним заданием вы справились. А вот и второе задание.
Роботы хотят знать, из каких геометрических фигур они выполнены и чем отличаются друг от друга.

Дети рассматривают схемы и находят отличия.

— Ваши глаза хорошо потрудились, поэтому им нужно отдохнуть.

Гимнастика для глаз

Картинку мы смотрели? Да! (Кивают головой.)
Наши глазоньки устали? Да! (Кивают головой.)
Сначала их зажмурим крепко-крепко! (Зажмуривают глаза.)
Затем откроем широко. (Широко раскрывают глаза.)
Потом за кончиком указки проследим.
Куда бы он ни двигался,
Глаза следят за ним.
Теперь мы роботам немного подмигнем.
Сначала правым глазом,
Левым же потом.

Молодцы, и с этим заданием вы справились. Наверное, теперь можно приступать и к изготовлению роботов. Но сначала давайте вспомним, какие строительные детали мы знаем.
Давайте поиграем и узнаем, какие строительные детали спрятались в «Чудесном мешочке».

Игра «Чудесный мешочек»

Теперь давайте рассмотрим схему. Вот он какой, робот!

Вопросы к детям:

— Какие детали находятся на первой пластине?
— Какие детали нужно нам взять, чтобы построить робота? Назовите их.
— Какая деталь изображает антенну у робота? (Брусок с выемкой.)
— Что находится между первой и второй пластиной?
— Сколько кирпичиков лежат на второй пластине?
— Посчитайте, сколько нужно взять кубиков?
— Сколько пластин?
— Какие детали находятся под второй пластиной?
— Расскажите, почему эти детали заштрихованы?
— Какую сторону пластины и кирпичика мы видим?
— Теперь постройте роботов у себя на столе.

(Дети выполняют работу за столами.)

Молодцы, хорошие роботы у вас получились. А теперь мы поиграем. Вы будете роботами и будете выполнять команды человека:

— Правую руку отвести в сторону. Левую руку отвести в сторону. Наклониться вперед. Выпрямиться. Повернуться направо. Повернуться налево. Согнуть правую ногу в колене, разогнуть. Согнуть левую ногу в колене, разогнуть.

Вы хорошо выполняете команды, значит, и ваши роботы тоже будут вас слушаться. А теперь пойдемте и напишем письмо на далекую планету.

Ольга КУЗНЕЦОВА,
воспитатель детского сада № 2245
(для детей с нарушением зрения)

 

Рейтинг@Mail.ru