Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет "Первое сентября"

В.Г. АЛЯМОВСКАЯ

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

Целью данного курса является оказание помощи слушателям Педагогического университета «Первое сентября» в рефлексии и осмыслении их собственного опыта оздоровления детей, а также освоение современных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении и формирование на этой основе профессионального педагогического мышления.
Структурной основой курса является преобразующий педагогический менеджмент, который имеет прямое отношение к развитию инновационной деятельности и способности педагогов выстраивать оздоровительную деятельность на основе тщательного изучения детского контингента, условий воспитания и образа жизни семьи, условий дошкольного учреждения и своих собственных профессиональных возможностей.
Курс имеет два основания – педагогическое и медико-психологическое. По степени значимости они фактически равнозначны. Представленные в курсе проблемы изложены с позиций прикладной педагогики и психологии, насыщены педагогическим и психотехническим инструментарием.

Лекция № 1

Научно-методологические основы современных подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

План

1. Сущностные характеристики понятия «здоровье»;
2. Психофизиологические и социально-психологические факторы здоровья;
3. Критерии и оценка здоровья;
4. Сохранение и укрепление здоровья ребенка как основная задача дошкольного учреждения;
5. Основания модернизации оздоровительной деятельности на современном этапе развития дошкольного образования.

Литература

Основная:

1. Абрамова Г.С., Юдиц Ю.А. Психология в медицине. Учебное пособие. М., 1998.
2. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье (древние и новые каноны медицины). СПб., 1995
3. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1988.
4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. М., 2002.
5. Толковый словарь русского языка. М., 2002.

Дополнительная:

6. Вересаев В. Записки врача. М., 1936.
7. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 1983.
8. Корольков А.А., Петленко В.П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М., 1977.
9. Маркосян А.А. Надежность физиологической системы и онтогенез. // Молекулярные и функциональные основы онтогенеза. / Под редакцией В.П. Махинько. М., 1970.
10. Шопенгауэр А. Афоризмы о житейской мудрости. СПб., 1901.
11. Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов. М., 1996.
12. Качество дошкольного образования. Сборник материалов Всероссийской конференции. М., 2002.
13. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2002.

Сущностные характеристики понятия «здоровье»

Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далекой древности сформировалось и понятие «здоровье». Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек — значит, не больной человек.

И здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы [5]. С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием.

Значимость здоровья для человека отразилась и в формировании языка народа. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает не что иное, как пожелание здоровья. «Здравия желаю» — воинское приветствие младшего по званию старшему. Прощаясь, мы нередко произносим «будь здоров!», а также спешим сказать эти слова тому, кто неожиданно чихнул. Краткая торжественная речь с пожеланием здоровья именуется здравицей. Удивляясь и оценивая нечто положительно, мы нередко восклицаем: «вот здорово!». Общеупотребительными стали такие выражения, как, например, «здоровый образ жизни», «здоровый быт», «здоровый климат», «здоровая семья», и многие другие. От вышедшего ныне из употребления слова «здравие» образовалось множество других понятий: «здравый», «здравомыслящий» — как разумный и правильный; «здравница» — как лечебно-профилактическое учреждение, «здравоохранение» — как система государственных и общественных мероприятий и т.д.

Множество пословиц и поговорок связано с оценкой роли здоровья в жизни человека. «Здоровью цены нет», «болезнь человека не красит», — гласит народная мудрость. Известный русский врач и писатель В.Вересаев так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять — значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно — высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» [6]. Великий философ А.Шопенгауэр в ряду наиболее значимых ценностей безоговорочно отводил здоровью первое место и говорил о том, что всем другим следует поступиться ради здоровья [10].

Учение о здоровье человека имеет глобальное значение, ничуть не меньшее, чем, например, биология, химия или физика. А по своей практической значимости эта проблема считается одной из сложнейших проблем современной науки. Тем не менее, как отмечают ученые, при всей важности понятия «здоровье» не так просто дать ему исчерпывающее определение, а их к настоящему времени в науке сложилось более 79. Но такого, которое устроило бы всех, пока еще не найдено. Обобщая мнение специалистов, можно утверждать, что в абсолютном смысле здоровья не существует и оно, по существу, идеал. Каждый человек здоров условно и каждый человек может быть здоровым в определенных условиях.

Г.С. Никифоров, опираясь на ряд научных исследований, в которых была сделана попытка определить сущностные элементы здоровья, выделил несколько концептуальных подходов к определению этого понятия.

Рассмотрим и прокомментируем некоторые из них подробнее:

1. Здоровье — это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния. Отклонение от нормы рассматривается как развитие болезни. Однако не всякое отклонение от нормы является болезнью. Граница между нормой и болезнью расплывчата и в достаточной степени индивидуальна. То, что для одного человека является нормой, для другого уже болезнь. И поэтому в науке введено понятие «предболезнь». Так называют переходное состояние от здоровья к болезни. Состояние «предболезни» хотя и имеет какие-то патологические признаки, но тем не менее не нарушает здоровья.

2. Здоровье — это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

Вообще такой признак, как равновесие, в определении здоровья встречается с давних времен. Пифагор, древнегреческий философ, математик и врач, определял здоровье как гармонию, равновесие, а болезнь — как их нарушение. Гиппократ считал здоровым человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела, а Г.Спенсер определяет здоровье как результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним.

3. Здоровье — это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

Это тоже очень распространенный признак в определениях здоровья. В нем делается акцент на адаптацию, как на одно из самых главных и универсальных качеств биосистемы.

4. Здоровье — это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

Этот признак здоровья столь очевиден и поэтому традиционно здоровье связывают именно с ним. В его основе лежит простая логика: здоровы те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи.

5. Здоровье — это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Этот признак также используется во многих определениях здоровья и указывает на важность участия человека в социальной деятельности.

6. Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Этот признак созвучен с определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. и которым принято пользоваться до сих пор, несмотря на то что оно все чаще подвергается критической оценке. Всемирная организация здравоохранения трактует это понятие как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие».

Анализ сущностных характеристик здоровья позволил выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную.

Медицинская модель предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья.

Биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.

Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам.

Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.

Существует еще одно принципиальное обстоятельство в определении здоровья. Как отмечает П.И. Калью, одни авторы трактуют здоровье как состояние, другие как динамический процесс, а третьи вообще обходят этот вопрос стороной [3]. Анализируя эти подходы, П.И. Калью приходит к выводу, что здоровье как состояние рассматривается в более ранних определениях этого понятия. В настоящее время специалисты все чаще склоняются к тому, что здоровье является динамическим процессом. Но, вероятно, правы те ученые, которые не пытаются при определении здоровья абсолютизировать причастность к нему только какой-либо одной категории — либо состояния, либо процесса. Так, например, академик В.П. Казначеев определяет здоровье как динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни [7].

Психофизиологические и социально-психологические факторы здоровья

Как бы ни подходили ученые к определению понятия здоровья, основной их интерес сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, его надежность как биологической системы. Понятия «здоровье» и «надежность» в этом смысле очень близки. И в том и в другом случае предполагается отсутствие каких-либо значимых нарушений в функционировании организма и составляющих его частей. Немало общего и в способах восстановления утраченной нормы.
А.А. Маркосян согласно своей концепции «надежности биологической системы» определяет надежность физиологической системы как биологический закон живого, который лежит в основе конструкции всего организма [9]. Надежность биосистемы обеспечивается также ее способностью к адаптации и компенсации на этой основе нарушенных функций, совершенства и быстроты использования обратных связей, динамичности взаимодействия входящих в нее звеньев саморегулирующих подсистем [8].

Биологическая надежность формируется в процессе филогенетического и онтогенетического развития организма человека. В последнем случае она проходит этапы становления, которые в значительной мере обусловлены возрастными этапами онтогенеза и в первую очередь периодом детства. Если этот период был благоприятен, то в зрелом возрасте характерно наличие четко выраженной надежности физиологической системы. Но человека, как сложную живую систему, рассматривают не только на биологическом уровне. Не меньшее значение, как мы уже поняли из определений здоровья, имеют психологический и социальный уровни. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления. И если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечения болезней с давних пор находятся в поле внимания традиционной медицины, то представления о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим и социальным уровнями, еще не сложились. Вместе с тем, указывает Г.С. Никифоров, как и в организме, на психологическом уровне функционируют механизмы, нацеленные на обеспечение надежности личности, поддержание ее здоровья [4].

Переход от психологического к социальному уровню здоровья в определенной степени условен. Социальное здоровье определяется как количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества. Психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существуют. Человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное, и в этом случае на первый план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Последствия этих воздействий могут быть для здоровья личности как благоприятны, так и неблагоприятны. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы, а само душевное здоровье принято определять как вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие. Погрешности воспитания, неблагоприятные условия окружающей среды часто становятся причиной различных форм неадекватного поведения человека в обществе, криминального развития личности, другими словами, снижения ее социального здоровья и надежности. Среди факторов, оказывающих особое влияние на состояние социального здоровья, ведущая роль отводится профессиональной деятельности и семейным отношениям. В плане социального здоровья детей главным фактором является характер отношений родителей, который определяет психологический климат семьи. Исследования показали, что развод родителей на несколько лет укорачивает жизнь детей. Семейные люди живут дольше одиноких, особенно если их брак стабилен. Выявлены также определенные типы родительских семей, предрасполагающие к развитию психосоматических заболеваний детей.

К другим социальным факторам, оказывающим влияние на здоровье человека, относят:

а) умение оберегать и поддерживать контакты с друзьями;
б) умение налаживать хорошие взаимоотношения с другими людьми;
в) вдумчиво организованный, разносторонний, познавательно и эмоционально насыщенный досуг, с разумным включением в него оздоровительной практики.

Социальное нездоровье может быть обусловлено такими личностными свойствами, как конфликтность, эгоцентризм, коммуникативное доминирование (стремление навязать свою точку зрения, перебивать в разговоре собеседника, быть в центре внимания и т.п.). Исследование, проведенное учеными медицинского центра университета Дьюка, показало, что люди с такой чертой характера имеют на 60% больше шансов умереть в раннем возрасте, чем те, кто склонен к спокойному общению и компромиссам, умению договариваться.

Не может считаться здоровой и асоциальная личность. Алкоголизм, наркомания, криминальная ориентация, религиозный фанатизм, политический экстремизм разрушающе сказываются на психическом и физическом здоровье человека. Сначала это проявляется в агрессивности, неприятии инакомыслия, сужении сферы жизненных интересов, догматическом мышлении, эмоциональной экспрессии или тупости. Впоследствии эти качества имеют продолжение в функциональных расстройствах, например, заболеваниях нервной системы, а также различного рода органических поражениях (язвы, инфаркты, инсульты, онкологические заболевания).

Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни — задача непростая. Идея гармонии души и тела как основы здоровья возникла в глубокой древности. Этой идеей в свое время воспользовался английский философ Д.Локк, и именно ему принадлежит известное выражение «здоровый дух в здоровом теле». Но, как отмечают и медики, и психологи, эта формула далеко не безупречна. В ней первое не следует само по себе из наличия второго. «Здоровье не есть признак духовности», говорится в «Учении живой этики». Другими словами, можно быть физически крепким человеком, но при этом психически ущербным. И не являются редкостью случаи пребывания в психиатрической клинике пациентов с хорошим физическим здоровьем. О дефектной психике есть смысл говорить и в тех случаях, когда человек совершенствует свое физическое здоровье и свои физические возможности для того, чтобы достичь целей криминального характера. В этом случае, как отмечают исследователи, подавлено значение духа.

Проблема духовного здоровья имеет особое значение. Многие специалисты в области медицины считают, что духовное здоровье следует оберегать в первую очередь. Современная официальная медицина относит к числу психосоматических, то есть берущих начало в психической дисгармонии, около 80% всех заболеваний. Древневосточная медицина, чей уникальный опыт все шире переносится в практику современного врачевания, исходит из следующего тезиса: духовное здоровье есть главная основа здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие духа, которое, в сочетании со здоровьем тела, надо ценить и охранять превыше всего.

На заболевание организма психика человека реагирует по-разному. «Наихудший вариант, — говорит Г.С. Никифоров, — это психологическая капитуляция перед ним. А психическая стойкость человека, сила его духа способна благотворно влиять на функции заболевшего организма. В этой связи имеет смысл уточнить, что вкладывается исследователями в понятие духовное здоровье».

Понятие «духовное здоровье» еще более расплывчато, нежели понятие здоровья. Его определений так же много, как и определений здоровья.

Но существует ряд признаков духовного здоровья (силы духа), которые называют подавляющее большинство авторов.

К этим признакам относят:

1) позитивный взгляд на жизнь и внутреннее равновесие;
2) способность к концентрации;
3) способность обуздывать негативные эмоции;
4) высокий уровень социальной активности;
5) понимание личностей и ситуаций;
6) способность вычленять важнейшее из множества неважного;
7) вегетативную стабилизацию;
8) внимательность и собранность;
9) способность слушать и слышать, смотреть и видеть, выбирать себя и выбирать себе;
10) способность ориентации, которая позволяет человеку занять адекватную позицию в окружающем нас мире.

Анализ психологической составляющей этих признаков позволяет нам связывать силу духа с достаточно высокой развитостью волевых качеств и способности психосаморегуляции состояния.

Мы уже говорили о том, что многие заболевания организма берут свое начало на психологическом уровне. Из глубокой древности известно, например, что нередко болезни тела проистекают от мыслей, их содержания. «Тут ее тоска взяла, и царица умерла»,— написал А.С. Пушкин в своей «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» о снедаемой завистью царице.

Мысль, утверждающая здоровье, оздоравливающе действует на весь организм. Мысли негативные, разбросанные, неуверенные, наполненные злобой и ненавистью, оказывают разрушающее воздействие на состояние органов физического тела. Поэтому не так давно появился новый термин — «ментальное здоровье». Это понятие связывается с направленностью ума. Ум может иметь созидающую направленность или разрушающую. При соответствующих погрешностях воспитания (при отсутствии психической патологии) ребенок, а затем и взрослый человек стремятся к разрушению или уничтожению материальных или духовных ценностей, человеческих отношений и в конце концов людей. Маленькому ребенку, например, интересно знать, как устроена машина, и он методично откручивает ей колеса. При невнимательном отношении со стороны взрослых, которые в таком случае обязаны проследить за тем, чтобы игрушка была собрана («сделай, как было»), ребенок привыкает разрушать многое из того, к чему прикасается. Мало того, это начинает доставлять ему удовольствие. Направленность ума одних детей заставляет делать скворечники, а других — рогатки, чтобы стрелять птиц. Ментальное нездоровье подвигает людей на изобретение адских машин, камер смерти, различного рода пыток.

Ментальное здоровье напрямую связано с тем, как мыслит человек, к приобретению каких знаний стремится, как собирается их применить. Но не только. Иногда, сталкиваясь с негативизмом человека, мы соотносим это с его личностными особенностями. Но одна из самых интригующих исследовательских проблем касается когнитивных процессов, сопровождающих психологические расстройства. Человек, находящийся в депрессии, смотрит на жизнь мрачно. Чрезмерно пессимистический взгляд на мир заставляет их преувеличенно переживать плохое и сводить до минимума хорошее. Люди в таком состоянии не могут нормально спать или есть — негативное мышление приводит их с саморазрушению и прямо сказывается на физическом здоровье. Оттолкнувшись от высказывания Д.Локка, можно сказать так: «Здоровый дух, здравые мысли, здоровое тело».

Критерии и оценка здоровья

Базовыми критериями физического здоровья являются:

1) состояние сердечно-сосудистой системы;
2) состояние иммунной системы;
3) способность организма усваивать кислород воздуха.

Показатели деятельности этих систем имеют прямое отношение не только к здоровью человека, от них напрямую зависит его жизнь.

К числу основных критериев здоровья принято относить:

1) состояние опорно-двигательного аппарата;
2) состояние нервной системы;
3) состояние пищеварительной и мочеполовой систем.

Критерии психического и социального здоровья не столь определенны, как критерии физического здоровья.

Наиболее важным критерием психического здоровья исследователи считают психическое равновесие. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и объективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним.

К другим критериям психического здоровья принято относить:

1) способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков;
2) целеустремленность, работоспособность, активность;
3) полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
4) критический подход к обстоятельствам жизни;
5) автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);
6) независимость и естественность поведения;
7) чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;
8) самообладание и способность радоваться.

Критерии социального здоровья попытался определить американский психолог А.Эллис. К ним он отнес: интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль, гибкость, принятие неопределенности, ориентацию на творческие планы, научное мышление, ответственность за свои эмоциональные нарушения, высокую фрустрационную устойчивость.

Отечественные психологи дополняют этот список такими критериями, как культура потребления, альтруизм, эмпатия, бескорыстие, демократизм в поведении.

Определив основные критерии здоровья, остановимся на типичных признаках физического и психического нездоровья.

Основными признаками физического нездоровья (при отсутствии клинических признаков, как, например, температура, головная боль и т.п.) являются:

1) нарушение сна,
2) отсутствие аппетита,
3) плохое функционирование пищеварительной системы;
4) низкая сексуальная активность;
5) неустойчивость к физическим нагрузкам;
6) плохие зубы;
7) нездоровая кожа;
8) ощущение усталости и общей слабости.

К психическому нездоровью обычно относят:

1) чувственную тупость;
2) беспричинную злость;
3) враждебность;
4) повышенную тревожность;
5) снижение когнитивной активности;
6) хаотичность и категоричность мышления;
7) повышенную внушаемость;
8) уход от ответственности за себя;
9) зависимость от вредных привычек;
10) пассивность (духовное нездоровье), утрата веры в себя, свои возможности.

Социальное неблагополучие личности проявляется в неадекватном восприятии окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности, эгоцентризме (выливающихся в жестокость и бессердечность), стремлении к власти, вещизме и др.

Оценка здоровья традиционно проводится соответствующими специалистами. Академик Н.М. Амосов говорил о том, что следует научиться измерять здоровье. Он одним из первых обозначил проблему определения резервных возможностей организма. Эти возможности определялись им как соотношение максимальной функции с ее нормальным уровнем. С помощью соответствующих коэффициентов определялись резервные мощности организма.

Но следует сказать о том, что универсального критерия для оценки здоровья пока не найдено. Для этой цели используется совокупность тестов, проверенных практикой. В их число входят: масса тела, флюорография грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, содержание гемоглобина и т.д. Обычно используется от 15 до 26 тестов. Предусмотрена следующая градация оценок: низкий, ниже среднего, выше среднего, высокий.

Существует и ряд методов экспресс-диагностики состояния здоровья. Их преимущество в ускоренной диагностике, которая предназначена для незамедлительного отнесения человека к той или иной группе с целью принятия диспансерных или профилактических оздоровительных мер. Более подробно об этих методах можно узнать в работе В.В. Колбанова «Валеология. Основные понятия, термины», СПб., 1998.

В последние годы учеными всего мира изучаются знания, накопленные восточной медициной. Древнейшая индо-тибетская медицина достаточно точно оценивает состояние здоровья по пульсовой диагностике, различая сотни оттенков пульса, а также по цвету кожи, выражению глаз, тембру голоса. Тибетские врачи, чтобы сделать правильное заключение о состоянии жизненных процессов организма, расспрашивают пациента о характере его сна, аппетита, потливости, режиме питья и т.д. Искусство диагностики по лицу, особенностям телосложения, рукам также уходит своими корнями в древнюю восточную медицину.

Оценка психического и тем более социального здоровья в настоящее время не имеет точных стандартов. И большинство применяемых методов берут начало в психиатрии. Чаще всего используются анкеты-опросники, тесты, бланковые и аппаратурные методики для оценки уровня внимания, эмоционального напряжения, умственного утомления и т.д.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников как основная задача дошкольного учреждения

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание» [11]. В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений — качественного улучшения детского здоровья, но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют выступления и сообщения представителей системы здравоохранения, в частности, доклад С.Р. Коновой — начальника отдела медико-социальной помощи детям и подросткам Минздрава России, сделанный на Всероссийском совещании по проблемам здоровья и физического развития детей в 2002 году [12].

Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. По данным медицинских прогнозов, 85% этих детей потенциально больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению жизни на 5—20 лет. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.

«Актуальной задачей физического воспитания, — говорится в Концепции,— является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, Рунова, В.Г. Алямовская, С.М. Мартынов, Е.А. Екжанова, Е.А. Сагайдачная, М.Н. Кузнецова и многие другие. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для профильных дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы. Перед дошкольными учреждениями теперь открыты большие позитивные возможности в плане обеспечения условий оптимизации физкультурно-оздоровительной работы.

«Государственно-политические и социально-экономические преобразования 1980—1990-х годов оказали существенное влияние на развитие дошкольного образования. За сравнительно короткий срок удалось преодолеть устаревшее содержание образования детей дошкольного возраста (в том числе и содержание физического воспитания), не отвечающее реалиям сегодняшнего дня», — говорится в Решении участников Всероссийской конференции «Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы» [12].

Вместе с тем пока еще рано говорить о том, что предлагаемые для использования в дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительные технологии совершенны и, вследствие этого, эффективны. Для этого необходимо время и катамнез. А то, что в целом современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении определились, что сложился системный подход к организации этой деятельности, утверждать можно. Но любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

Основания модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главными мы считаем следующие:

1) необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2) необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Рассмотрим их подробнее:

Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Но у каждого малыша огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.

Многие образовательные программы последнего поколения пытаются решить проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы в новом ключе. Но, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный, на наш взгляд, недостаток — в них очень слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью, хотя в оздоровительных программах он должен быть центральным. Мы уже говорили о том, что ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. В психологии подобное считают нездоровым поведением, в основе которого лежит феномен «нереалистичного оптимизма». Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождаться пессимистически-негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценить правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное, так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

— знание правил гигиены и ухода за своим телом;
— знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
— знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
— знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры. Говоря научным языком, мы еще сами плохо осуществляем мониторинг своего здоровья и не учим этому своих детей. А ведь хорошее знание себя, развитое умение ясно и правильно выразить характер ощущаемых болевых симптомов, жалоб, сопровождающих ухудшение самочувствия, существенно облегчает задачу врача в правильной постановке диагноза.

Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия. Но хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить эту успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать «свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это помогает им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети стремятся к его реализации, а достигнув желаемого, ставят перед собой новые цели.

Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте. Культурный в полном смысле этого слова человек должен уметь «расшифровывать» свое психическое состояние, владеть информацией о соответствующих признаках эмоционального благополучия, знать особенности своего темперамента, а также слабые и сильные стороны своего характера. Это необходимо ему для того, чтобы выстраивать здоровую линию поведения во взаимодействии с социальным окружением. Но часть этих навыков, как показали исследования, человек способен освоить уже в дошкольном детстве.

Самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить сущность этого понятия. Исследования, проведенные В.Г. Алямовской и Н.В. Кедяркиной, показали, что даже четырех-пятилетние дети к критериям здоровья относят не только физические, но также и психические и социальные признаки. Так, например, они чаще всего называли следующие признаки:

— эмоциональные — 41% (например, здоровый человек всегда веселый);
— психической уравновешенности — 19% (например, тот, кто здоровый, тот спокойный, не дерется и не ругается);
— интеллектуальные — 4% (например, кто здоровый, тот быстро решает всякие задачки) и некоторые другие.

Из признаков социального здоровья многие из числа опрошенных детей называли такой, например, как моральный комфорт (здоровый человек везде себя хорошо чувствует: и дома, и в школе; здоровый человек не боится быть в незнакомом месте и некоторые другие).

Но, как и взрослые, дети в определении здоровья отдают приоритеты признакам физического здоровья. Но представление дошкольников о критериях физического здоровья нелогичны и бессистемны. Дети не соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья, несмотря на то что в этих дошкольных учреждениях реализуются оздоровительные программы. Надо сказать, что и представления о здоровье школьников, как показали исследования И.В. Дворко, не носят сбалансированного, гармоничного характера.

Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные образовательные учреждения. Но получается, что всего понемножку, а в целом, как говорил Ю.Ф. Змановский, «мертвому припарки». Физкультурные занятия организуются сами по себе, лечебно-профилактическая работа — сама по себе. Физкультурные занятия в подавляющем своем большинстве не имеют оздоровительной направленности. Проводя лечебно-профилактическую работу, детьми попросту манипулируют. Для чего с ними проводят те или иные мероприятия, дети толком сказать не могут или повторяют все как один (часто хором) заученные фразы. Да и сама лечебно-профилактическая деятельность, нередко из-за отсутствия должного медицинского обоснования, носит спонтанный характер. Приведем лишь один пример. В дошкольном учреждении в конце октября стали детям проводить УФО. Заведующая объяснила, что так они хотят укрепить организм ребенка к периоду межсезонья, когда традиционно заболеваемость детей возрастает. Но действие этих процедур скажется только через месяц, когда период межсезонья фактически закончится. Начинать эти процедуры следовало в самом начале сентября. Тогда и эффект был бы другой. А так, как показал анализ заболеваемости в этом учреждении, эффекта никакого не было.

К другим основаниям модернизации содержания физкультурно-оздоровительной деятельности являются новейшие исследования в области педиатрии, спортивной медицины, валеологии, психологии здоровья. В свете этих исследований многие технологии физического воспитания и лечебно-профилактической работы должны быть пересмотрены.

Резюмируя вышесказанное, мы можем сделать следующие краткие выводы:

Здоровье — это многоаспектное интегральное понятие, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека. К главным психофизиологическим и социально-психологическим факторам здоровья следует отнести биологическую надежность организма; надежность личности, показателем которой является постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных целей; здоровое поведение, сущность которого заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью.

Базовыми критериями здоровья являются состояние сердечно-сосудистой, иммунной и дыхательной систем, психическое равновесие, интерес к самому себе и самоконтроль.

Педагогические выводы:

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем сущность ценностно-социальной модели здоровья?

2. По каким признакам вы станете оценивать физическое, психическое и социальное здоровье детей дошкольного возраста?

3. В какой степени критерии духовного и ментального здоровья могут быть отнесены к детям дошкольного возраста?

4. Что является самым необходимым в решении задачи сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение?

5. Что, кроме указанного в лекции, может служить основанием модернизации содержания физкультурно-оздоровительной деятельности?

6. Прочтите работу В.И. Гарбузова и выделите черты личности, предопределяющие психосоматические заболевания. Попробуйте на основании его исследования определить психосоматический профиль нескольких ваших воспитанников или коллег. Обоснуйте ваши выводы.

7. Прочтите работу Г.С. Абрамовой и Ю.А. Юдиц. Определите типы нескольких родительских семей, предрасполагающих к развитию психосоматических заболеваний детей. Проверьте ваши выводы, сделав анализ заболеваемости детей за несколько лет.

8. Найдите в словарях определение понятий: адаптация, адекватный, когнитивные процессы, психическое состояние, физическое состояние, концепция, психосаморегуляция, модернизация, фрустрация.

Рекомендации к выполнению заданий

На первые пять вопросов дайте короткие (из 3—4 фраз) ответы. Постарайтесь дать их в собственной интерпретации.

Выполняя задания 6 и 7, вначале внимательно прочтите работы авторов, законспектируйте основные положения этих работ. Затем определите экспериментальную группу детей и родительских семей (не более 5—6 детей и 3—4 семей). Опишите этих детей и семьи. Выделите замеченные вами признаки, которые позволили определить психосоматический профиль ребенка и тип семьи. Докажите свои выводы данными о заболеваемости детей. Не подгоняйте ваши выводы под данные заболеваемости. Это неэтично. Суть этого задания в закреплении полученных знаний в деятельности, а не в проведении конкретного исследования.

Имеет смысл завести отдельную тетрадь, в которой вы сформируете глоссарий базовых терминов. Это поможет вам впоследствии выполнить контрольные тестовые задания.

Желаем удачи!

 

Рейтинг@Mail.ru