Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2004

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Стань профессионалом!

Дифференцированные подходы к повышению профессионального мастерства педагогов

Одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников является профессиональное мастерство педагогов.
Профессиональное мастерство становится особенно значимо в ДОУ, работающем в режиме развития.
На сегодняшний день в дошкольных учреждениях наработан материал по формам методической работы, но проблема в том, что они стабильны и не изменяются, повторяются из года в год, а нетрадиционные формы вводятся достаточно редко, неактивно.
Изучив литературу по управлению научно-методической работой образовательных учреждений разных авторов, мы взяли их на заметку, постепенно по мере необходимости вводя в свою работу наиболее приемлемые для наших педагогов.
Сегодня мы хотели бы познакомить вас с некоторыми из них.

Перечень форм методической работы, используемых в системе повышения квалификации педагогов ДОУ

Психолого-педагогический консилиум

Представляет собой совещание или взаимную консультацию специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров периодически обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития.
Частота работы — 1—2 раза в год в каждой возрастной группе. Рекомендуется использовать в ДОУ, где ведется экспериментальная, инновационная работа по управлению качеством образования или по оптимизации педагогического процесса.
Рекомендуемая квалификационная категория: новаторы, психолог, узкие специалисты.

Годичные команды педагогов

Представляет собой управляемое объединение педагогов, основанное на принципе психологической совместимости. Решает вопросы, подобные вопросам педагогического консилиума. Частота работы — ежемесячно.

Рекомендуемая квалификационная категория:

— новаторы, мастера, опытные-активные педагоги, узкие специалисты (1—2 раза в год);
— опытные-малоактивные, молодые специалисты-«консерваторы» (1 раз в месяц);
— молодые специалисты (по мере необходимости);
— опытные-активные (по мере необходимости);
— новаторы (постоянно).

Педагогическое ателье или педагогическая мастерская

Имеет целью передачу педагогом-мастером остальным членам педагогического коллектива основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Ведущие формы учебных занятий в педагогическом ателье: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога-мастера, выполнение индивидуально-практических заданий и возможность их использования педагогом в своей работе с детьми. Педагогическое ателье — вызов традиционной педагогике. Основная задача педагогического ателье — познакомить воспитателей ДОУ с методами нестандартной педагогики, с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. Частота занятий и длительность по потребностям педагогов. Все категории 1 раз в месяц.
Рекомендуемая квалификационная категория: все категории 1 раз в месяц.

Мастер-класс

Является разовой и одновременно выездной формой работы педагогов с целью распространения своего опыта среди других дошкольных учреждений района, города.
Основной метод — прямой и комментированный показ приемов своей работы.
Рекомендуемая квалификационная категория: все категории.

Творческие микрогруппы

Это стихийное объединение 2—3 педагогов с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы микрогруппы — равенство возможностей педагогов. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и прочее. Для данной формы работы характерно объединение только опытных педагогов. Длительность их работы — от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы.
Рекомендуемая квалификационная категория: педагоги-новаторы, мастера, опытные-активные (по мере необходимости).

Кружки качества

Организуются по инициативе администрации для поиска решения той или иной проблемы. Ведущий метод, используемый в работе: «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации работы кружка является наличие хотя бы одного педагога, способного обучать коллег без участия администрации.
О результатах работы кружка качества администрация ставится в известность руководителем кружка.
Главной задачей работы кружка является нахождение способа повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми.
Длительность работы кружка по потребностям педагога во времени для нахождения способа решения проблемы.
Рекомендуемая квалификационная категория: педагоги-новаторы, мастера.

ВТК (временные творческие коллективы)

Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения какой-либо проблемы. Их главным методом является «мозговой штурм» — например, разработка сценария праздника, конспекты занятия и др.
Отличительной особенностью ВТК является невозможность перерыва ее деятельности до полного решения проблемы. Длительность работы — от нескольких часов до 2—3 суток (новаторы, мастера, опытные-активные педагоги).

Рекомендуемая квалификационная категория: все категории по мере необходимости.

Школа исследователя

Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской деятельности, а также обучения их ведению исследовательской работы с детьми.
У школы исследования есть научный руководитель.
Длительность ее работы — от 1 года до нескольких лет.
Частота встреч — 1 раз в 1—2 месяца.
Рекомендуемая квалификационная категория: все категории по мере необходимости.

ВНИК (временные научно-исследовательские коллективы)

Создаются по инициативе администрации при необходимости разработки какого-либо фундаментального документа, требующего предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью, анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы. Члены ВНИК должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции.
Работа во ВНИКе требует хорошей научной подготовки его участников, безупречного умения формулировать цели, задачи и прочее. ВНИК обязательно имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков.
Создается на определенное время для практического решения большой проблемы по значимости и объему задачи. Например, разработка программы развития, образовательной программы, перспективного плана работы и т.д.
В ее цели не входит реализация полученного документа и отслеживания результата, так как для этого требуется длительное время, а ВНИК работает только на момент теоретической разработки документа (от нескольких дней до нескольких месяцев).
Рекомендуемая квалификационная категория: новаторы, мастера опытные-активные по мере необходимости.

Эти формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов. Среди них есть формы только для молодых и малоопытных педагогов и есть формы, которые рекомендуются для педагогов, еще не достигших мастерства, но способных его
достичь.
Дифференцированный подход к повышению профессионального мастерства осуществляется давно. Попытка решить эту проблему видна и сейчас. Но дифференциация проходит, как правило, по тематике, по содержанию, а вот по формам методической работы оно как бы уходит в сторону. Допустим, все педагоги интересуются, как изменить развивающую среду и как эта среда будет влиять на развитие ребенка. В нашем ДОУ есть воспитатели-новаторы, воспитатели-мастера и малоопытные специалисты, поэтому для педагогов-мастеров и новаторов отбираются одни формы работы, а для малоопытных педагогов другие. Группы воспитателей-«новаторов» объединяются в «творческие группы» либо в «Годичные команды педагогов» по принципу психологической совместимости и интересам к данному вопросу. Прослушав консультацию методиста по основным подходам, принципам организации развивающей среды в группах, мы уже имеем представление о взглядах Л.Н. Толстого на среду, окружающую ребенка.
Нарабатывают материал для создания методических рекомендаций по предметно- развивающей сфере в группах.
Когда материал наработан и апробирован, педагог-новатор проводит в группе день открытых дверей и консультацию молодых воспитателей на месте.
Система повышения квалификации заключается не только в том, чтобы мы учили педагога, но и в том, чтобы представить ему возможность учить других, а следовательно, и повышать свою квалификацию.

Задача воспитателя-методиста заключается в том, чтобы, опосредованно готовя опытного педагога к ведению работы по этой форме, научить:

1) спланировать эту работу;
2) отобрать необходимый материал;
3) изучить литературу по этому вопросу.

Как правило, в дошкольных учреждениях есть разовые формы повышения профессионального мастерства (например, консультации). Но очень важно иметь систему непрерывного образования, когда один и тот же педагог, проходя через эту систему, поднимается от одной ступеньки к другой и, таким образом, в течение ряда лет участвует в различных формах методической работы. Это делается с целью повышения его квалификации и в то же время стимулирует его интерес, повышает активность, способствует творческим проявлениям педагога. Это и есть система непрерывного повышения квалификации.

Система непрерывного образования педагогов предполагает разработку образовательных программ для отдельных групп педагогов, объединяющихся по личностным качествам, психологической совместимости, по степени заинтересованности. Либо есть другой вариант — для каждого педагога разрабатывается «Индивидуальная программа творческого развития».

Структура ее написания общепринята. Она включает в себя:

1) учебный план;
2) учебно-тематический план;
3) содержание каждого занятия;
4) перечень заданий для самостоятельной работы;
5) перечень тем для самостоятельного изучения;
6) формы отчетности.

Система непрерывного повышения квалификации педагогов может быть представлена в виде модели.

Модель системы непрерывного образования, повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ, работающего в режиме развития

В основе модели — мониторинг профессионального мастерства педагогов. Итогом ее функционирования становится дифференциация педагогов по степени квалификации, по отношению к работе и подбор форм методической работы, по повышению профессионального мастерства педагогов.

Ольга ВАШУРИНА,
старший воспитатель,
ДОУ № 190 «Дюймовочка», г. Тольятти
(под руководством Л.В. Коротковой,
старшего преподавателя кафедры «Духовное наследие Л.Н. Толстого»
ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

 

Рейтинг@Mail.ru