Стань профессионалом!
Дифференцированные подходы к
повышению профессионального мастерства
педагогов
Одним из условий качества обучения и
воспитания дошкольников является
профессиональное мастерство педагогов.
Профессиональное мастерство становится
особенно значимо в ДОУ, работающем в режиме
развития.
На сегодняшний день в дошкольных учреждениях
наработан материал по формам методической
работы, но проблема в том, что они стабильны и не
изменяются, повторяются из года в год, а
нетрадиционные формы вводятся достаточно редко,
неактивно.
Изучив литературу по управлению
научно-методической работой образовательных
учреждений разных авторов, мы взяли их на
заметку, постепенно по мере необходимости вводя
в свою работу наиболее приемлемые для наших
педагогов.
Сегодня мы хотели бы познакомить вас с
некоторыми из них.
Перечень форм методической работы,
используемых в системе повышения квалификации
педагогов ДОУ
Психолого-педагогический консилиум
Представляет собой совещание или
взаимную консультацию специалистов (экспертов) в
той или иной области, которые по заранее
определенному набору параметров периодически
обсуждают и оценивают реальные возможности
каждого ребенка в зоне ближайшего развития.
Частота работы — 1—2 раза в год в каждой
возрастной группе. Рекомендуется использовать в
ДОУ, где ведется экспериментальная,
инновационная работа по управлению качеством
образования или по оптимизации педагогического
процесса.
Рекомендуемая квалификационная категория:
новаторы, психолог, узкие специалисты.
Годичные команды педагогов
Представляет собой управляемое
объединение педагогов, основанное на принципе
психологической совместимости. Решает вопросы,
подобные вопросам педагогического консилиума.
Частота работы — ежемесячно.
Рекомендуемая квалификационная
категория:
— новаторы, мастера, опытные-активные
педагоги, узкие специалисты (1—2 раза в год);
— опытные-малоактивные, молодые
специалисты-«консерваторы» (1 раз в месяц);
— молодые специалисты (по мере необходимости);
— опытные-активные (по мере необходимости);
— новаторы (постоянно).
Педагогическое ателье или педагогическая
мастерская
Имеет целью передачу
педагогом-мастером остальным членам
педагогического коллектива основных идей своей
воспитательно-образовательной системы,
практических способов ее реализации. Ведущие
формы учебных занятий в педагогическом ателье:
совместное обсуждение концептуальной идеи
педагога-мастера, выполнение
индивидуально-практических заданий и
возможность их использования педагогом в своей
работе с детьми. Педагогическое ателье — вызов
традиционной педагогике. Основная задача
педагогического ателье — познакомить
воспитателей ДОУ с методами нестандартной
педагогики, с новыми технологиями,
нетрадиционными формами работы. Частота занятий
и длительность по потребностям педагогов. Все
категории 1 раз в месяц.
Рекомендуемая квалификационная категория: все
категории 1 раз в месяц.
Мастер-класс
Является разовой и одновременно
выездной формой работы педагогов с целью
распространения своего опыта среди других
дошкольных учреждений района, города.
Основной метод — прямой и комментированный
показ приемов своей работы.
Рекомендуемая квалификационная категория: все
категории.
Творческие микрогруппы
Это стихийное объединение 2—3
педагогов с целью профессионального общения и
обогащения опыта друг друга. Основное условие
работы микрогруппы — равенство возможностей
педагогов. Группы создаются для нахождения
способа решения проблемы, разработки методики,
модернизации плана работы, модификации учебного
пособия, дидактического материала и прочее. Для
данной формы работы характерно объединение
только опытных педагогов. Длительность их работы
— от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до
момента разрешения проблемы.
Рекомендуемая квалификационная категория:
педагоги-новаторы, мастера, опытные-активные (по
мере необходимости).
Кружки качества
Организуются по инициативе
администрации для поиска решения той или иной
проблемы. Ведущий метод, используемый в работе:
«мозговая атака» или «мозговой штурм».
Обязательным условием при организации работы
кружка является наличие хотя бы одного педагога,
способного обучать коллег без участия
администрации.
О результатах работы кружка качества
администрация ставится в известность
руководителем кружка.
Главной задачей работы кружка является
нахождение способа повышения качества
воспитательно-образовательной работы с детьми.
Длительность работы кружка по потребностям
педагога во времени для нахождения способа
решения проблемы.
Рекомендуемая квалификационная категория:
педагоги-новаторы, мастера.
ВТК (временные творческие коллективы)
Создаются по инициативе администрации
или опытного педагога для срочного решения
какой-либо проблемы. Их главным методом является
«мозговой штурм» — например, разработка
сценария праздника, конспекты занятия и др.
Отличительной особенностью ВТК является
невозможность перерыва ее деятельности до
полного решения проблемы. Длительность работы —
от нескольких часов до 2—3 суток (новаторы,
мастера, опытные-активные педагоги).
Рекомендуемая квалификационная
категория: все категории по мере необходимости.
Школа исследователя
Организуется для опытных педагогов с
целью развития у них навыков исследовательской
деятельности, а также обучения их ведению
исследовательской работы с детьми.
У школы исследования есть научный руководитель.
Длительность ее работы — от 1 года до нескольких
лет.
Частота встреч — 1 раз в 1—2 месяца.
Рекомендуемая квалификационная категория: все
категории по мере необходимости.
ВНИК (временные научно-исследовательские
коллективы)
Создаются по инициативе администрации
при необходимости разработки какого-либо
фундаментального документа, требующего
предварительного изучения и анализа ситуации,
сбора данных через анкетирование или интервью,
анализа и обобщения этих данных, изучения
специальной литературы. Члены ВНИК должны
владеть методами классификации, систематизации,
сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции
и дедукции.
Работа во ВНИКе требует хорошей научной
подготовки его участников, безупречного умения
формулировать цели, задачи и прочее. ВНИК
обязательно имеет научного руководителя или
консультанта и группу разработчиков.
Создается на определенное время для
практического решения большой проблемы по
значимости и объему задачи. Например, разработка
программы развития, образовательной программы,
перспективного плана работы и т.д.
В ее цели не входит реализация полученного
документа и отслеживания результата, так как для
этого требуется длительное время, а ВНИК
работает только на момент теоретической
разработки документа (от нескольких дней до
нескольких месяцев).
Рекомендуемая квалификационная категория:
новаторы, мастера опытные-активные по мере
необходимости.
Эти формы разработаны с учетом
дифференцированного подхода к
профессиональному мастерству педагогов. Среди
них есть формы только для молодых и малоопытных
педагогов и есть формы, которые рекомендуются
для педагогов, еще не достигших мастерства, но
способных его
достичь.
Дифференцированный подход к повышению
профессионального мастерства осуществляется
давно. Попытка решить эту проблему видна и
сейчас. Но дифференциация проходит, как правило,
по тематике, по содержанию, а вот по формам
методической работы оно как бы уходит в сторону.
Допустим, все педагоги интересуются, как
изменить развивающую среду и как эта среда будет
влиять на развитие ребенка. В нашем ДОУ есть
воспитатели-новаторы, воспитатели-мастера и
малоопытные специалисты, поэтому для
педагогов-мастеров и новаторов отбираются одни
формы работы, а для малоопытных педагогов другие.
Группы воспитателей-«новаторов» объединяются в
«творческие группы» либо в «Годичные команды
педагогов» по принципу психологической
совместимости и интересам к данному вопросу.
Прослушав консультацию методиста по основным
подходам, принципам организации развивающей
среды в группах, мы уже имеем представление о
взглядах Л.Н. Толстого на среду, окружающую
ребенка.
Нарабатывают материал для создания методических
рекомендаций по предметно- развивающей сфере в
группах.
Когда материал наработан и апробирован,
педагог-новатор проводит в группе день открытых
дверей и консультацию молодых воспитателей на
месте.
Система повышения квалификации заключается не
только в том, чтобы мы учили педагога, но и в том,
чтобы представить ему возможность учить других,
а следовательно, и повышать свою квалификацию.
Задача воспитателя-методиста
заключается в том, чтобы, опосредованно готовя
опытного педагога к ведению работы по этой форме,
научить:
1) спланировать эту работу;
2) отобрать необходимый материал;
3) изучить литературу по этому вопросу.
Как правило, в дошкольных учреждениях
есть разовые формы повышения профессионального
мастерства (например, консультации). Но очень
важно иметь систему непрерывного образования,
когда один и тот же педагог, проходя через эту
систему, поднимается от одной ступеньки к другой
и, таким образом, в течение ряда лет участвует в
различных формах методической работы. Это
делается с целью повышения его квалификации и в
то же время стимулирует его интерес, повышает
активность, способствует творческим проявлениям
педагога. Это и есть система непрерывного
повышения квалификации.
Система непрерывного образования
педагогов предполагает разработку
образовательных программ для отдельных групп
педагогов, объединяющихся по личностным
качествам, психологической совместимости, по
степени заинтересованности. Либо есть другой
вариант — для каждого педагога разрабатывается
«Индивидуальная программа творческого
развития».
Структура ее написания общепринята.
Она включает в себя:
1) учебный план;
2) учебно-тематический план;
3) содержание каждого занятия;
4) перечень заданий для самостоятельной работы;
5) перечень тем для самостоятельного изучения;
6) формы отчетности.
Система непрерывного повышения
квалификации педагогов может быть представлена
в виде модели.
Модель системы непрерывного
образования, повышение профессионального
мастерства педагогов ДОУ, работающего в режиме
развития
В основе модели — мониторинг
профессионального мастерства педагогов. Итогом
ее функционирования становится дифференциация
педагогов по степени квалификации, по отношению
к работе и подбор форм методической работы, по
повышению профессионального мастерства
педагогов.
Ольга ВАШУРИНА,
старший воспитатель,
ДОУ № 190 «Дюймовочка», г. Тольятти
(под руководством Л.В. Коротковой,
старшего преподавателя кафедры «Духовное
наследие Л.Н. Толстого»
ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
|