Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

Дошкольный экстрим

Место действия — Барнаул

«С гор вода — с дитяти хвороба!» Эту народную приговорку используют во время умывания и купания малышей: кто — как заговор, кто — как потешку.

Но в детском саду «Родничок» г. Барнаула к этим словам относятся без всякой скидки на метафоричность: здесь они полностью соответствуют истине, хотя и нуждаются в уточнении: вода не с гор, а из ведра. Причем вода холодная. «Родничок» славен в городе своей системой закаливания — ежедневным обливанием холодной водой на открытом воздухе. Точнее, даже не обливанием, а самообливанием. Потому что все участники процедуры сами выливают на себя ведро холодной воды. И дети, и взрослые. На официально-научном языке эта закаливающая система существует под названием «Воспитание здорового ребенка средствами естественного оздоровления и развития двигательной активности».

Наблюдая сцену «оздоровления» или даже просто рассматривая фотографии, с определением «естественное» не очень соглашаешься. «Естественное» — это все-таки то, что для большинства людей является нормой. А с ведром холодной воды, опрокидываемым на голову, не каждый решится представить себя даже в фантазиях. Особенно на фоне зимнего «пейзажа».

Конечно, есть любители самых разных удовольствий: походной жизни, например, или прыжков с парашютом, или альпинизма, или купания в проруби, что ближе к нашей теме. И у них, этих любителей, всегда найдутся убедительные аргументы в пользу своих занятий. Как правило, «оздоровительных». Но простые смертные, как правило, почитают эти упражнения за экстремальные.

Экстремалами мы восхищаемся, даже в чем-то им завидуем. Но естественными их увлечения не считаем. Экстремалы они экстремалы и есть. Но это, как правило, взрослые. Или (что гораздо чаще) подростки. В крайнем случае члены семейных клубов «Здоровая семья», рожающих в воде в присутствии дельфинов.

Но даже на этом экстравагантном фоне педагогическая команда барнаульского «Родничка» и ее воспитанники поражают воображение.

Взять хотя бы то обстоятельство, что приверженцами холодного обливания является большая часть педагогов, работающих в детском саду, включая заведующую и медсестру. И еще они занимаются гимнастикой и оздоровительным бегом. (Бегом, кстати, занимаются вообще все — даже те, кто к воде относится «напряженно».)

Как они такие умудрились собраться «под одной крышей», останется тайной. Можно, конечно, подыскивать этому обстоятельству рациональные объяснения. Но тест на выдержку при приеме на работу вроде бы никому выполнять не предписывали. Поэтому будем просто считать это обстоятельство «удивительным феноменом, имеющим место в алтайском климате».

И единая в своем жизненном стиле команда педагогов смогла создать последовательную, результативную методику оздоровления детей, убедить в ее целесообразности начальство и, что самое сложное и удивительное, — родителей своих воспитанников. О результативности свидетельствуют показатели посещаемости детьми детского сада. Она устойчиво держится на отметке 95% в течение всего года — несмотря на эпидемии гриппа и вспышки простудных заболеваний. Об этом убедительно свидетельствуют графики с указанием присутствующих и отсутствующих детей.

Тут, правда, есть одна хитрость.

Согласно теории и методике холодового закаливания, ни насморк, ни кашель, ни даже температура не являются препятствием для посещения детского сада. Это лишь сигнал к тому, что обливаться приболевшему надо не один раз в день, а каждые четыре часа. «При таком режиме обливания, — объясняет медсестра «Родничка», — любая температура вынужденно спадает. А дети — они болеют иначе, чем взрослые. Глядишь на иного — он и с температурой бегает, играет. Подумаешь — насморк! Главное — здоровый настрой!»

Судя по всему, многие родители такую философию оздоровления разделяют и считают, что их дети болеют намного реже, чем те, кто подобным образом не закаливается. Поэтому в группы закаливания детского сада существует очередь: в Барнауле немало желающих закалять своих детей холодной водой и зимой, и летом.

Примем как аксиому, что главный показатель здоровья — это самоощущение, чувство того, что ты здоров. В этом случае результативность экстремальной методики закаливания «родничковцев» налицо. А вот причины этой результативности требуют подробного экспертного анализа. Сами педагоги, конечно, спишут все на целебные свойства холодной воды. (И еще добавят, что все свои действия они сначала «опробовали» на себе и на собственных детях.)

Но и коллективную психологию не стоит сбрасывать со счетов.

Стоит ли повторять лишний раз истину о том, что ребенок воспитывается не словами, а укладом жизни?

Обливали бы в детском саду только детей, вряд ли можно было бы ожидать от процедуры такого сильного эффекта. Тут же важно то, что обливаются все — от мала до велика. И «заражают» друг друга здоровьем.

Система закаливания в «Родничке» выстроена последовательно и методично. Ее главный принцип — добровольность. Обливание и принуждение не совместимы. Поэтому включаются в процедуру только те дети, которые выражают желание «дружить» с холодной водой. Малыши поступают в детский сад в возрасте двух лет. Но на «закаливающую тропу» могут вступить только через год.

Из 10 групп «Родничка» только три являются группами закаливания.

Принимают сюда не всех детей. Одно дело, если ребенок склонен к простудным заболеваниям. Тогда, считают воспитатели, обливание пойдет ему на пользу, закалит его, укрепит защитные средства организма. Но если у ребеночка больные почки, или сердечко не в порядке, такая закалка не для него. Врач, курирующий в детском саду оздоровительную программу, малыша к обливанию не допустит. Получают отвод и те, кто страдает неврологическими заболеваниями. И даже просто нервные дети, которые, к примеру, плохо переносят адаптационный период.

Поступив в детский сад, малыш должен сначала адаптироваться к новым условиям. Как ни крути, обливание — это стресс. По крайней мере в начале. Ребенок, начинающий садовскую жизнь, и так находится в стрессовой ситуации. Наложение стрессогенных факторов может привести к дезадаптации. Поэтому рисковать не стоит.

Кроме того, ребенок должен освоить элементарные навыки самообслуживания и поведения в группе. Обливание — процедура коллективная. Ее «сценарий» четко отработан и требует от участника умения подчиняться требованиям и действовать по определенным правилам.

И, наконец, в течение года педагоги наблюдают за малышом, выясняют особенности его характера. Иногда мама или папа страстно хотят, чтобы их ребенок закалялся с помощью холодного обливания. Но сам малыш может продемонстрировать свою неготовность к этому — психологическую или физиологическую. А может случиться и так, что на словах мама или бабушка декларируют необходимость закаливания для ребенка, а в глубине души сильно боятся за него, испытывают тревогу по поводу любого возможного дискомфорта для малыша. Эту родительскую тревогу ребенок обязательно будет чувствовать, и она может помешать ему адаптироваться к режиму закаливания. В результате системы предварительного отбора за 10 лет экспериментальной работы было только два случая, когда дети по желанию родителей «сходили с дистанции» закаливания.

По прошествии года тех малышей, которые продемонстрировали успешную адаптацию и готовность (прежде всего психологическую и поведенческую) включиться в оздоровительную программу, а их родители не изменили своих намерений, переводят в группу закаливания.

Начало «новой жизни» связано с летним сезоном. Первое коллективное обливание — 1 июня (случайно или нет выпадает это событие на День защиты детей, мы не выяснили).

Летний период удобен для начала закаливания. Лето вообще располагает к «естественным» занятиям: походить босиком, позагорать, искупаться… Поэтому и обливание не представляет особой проблемы.

Босые голенькие дети выходят во двор, где их ждут ведерки с водой.

Здесь каждый участник мероприятия сам решает, как высоко запрокинуть ведерко. Кто-то решается облить только ножки, кто-то подставит животик. А кто-то и с головой не побоится «нырнуть». Случается, правда, и такое, что малыш просто выливает ведро воды на землю. Это, считают педагоги, нормально. Все равно он стоит вместе со всеми — голенький и босой, все равно участвует в действии. Наступит момент, когда он не побоится облиться по-настоящему.

Летом, когда тепло, можно обливаться в любое время дня.

В другие сезоны дети, как правило, обливаются перед обедом. И, не вытираясь, отправляются в помещение. (На ступеньки крыльца в это время стелют коврик — чтобы малыши не поскользнулись: пятки-то мокрые!) На этом обливание не заканчивается. Второй «раунд» — холодный душ в группе. Детки цепочкой, друг за другом, «проходят» через струи воды. Так что если кто на улице сплоховал, свою долю доберет. После повторного обливания многие малыши предпочитают не одеваться. Так и бегают голышом, пока не обсохнут. Затем они садятся обедать, а потом ложатся спать. И спят, и едят, утверждают педагоги, превосходно. А за время дневного сна у девочек успевают просохнуть волосы.

Система закаливания в «Родничке» работает так, что детям нравится участвовать в коллективных обливаниях. Они получают и эмоциональное, и телесное удовольствие от всех процедур. А это верный путь к здоровью. И к процветанию дошкольного экстрима в российском городе Барнауле.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru