Педагогический
университет "Первое сентября"
Е.Е. КРАВЦОВА
Психологические основы дошкольного
воспитания
В курсе «Психологические основы дошкольного
воспитания» читателям предстоит познакомиться с
психологическими понятиями, являющимися
ключевыми для дошкольной педагогики, научиться
определять разные с точки зрения психологии
аспекты воспитания дошколят, попробовать
отыскать решения наиболее типичных и часто
встречающихся на практике проблем маленьких
детей. Опирается этот курс на два неизменных
постулата. Первый: обучение должно вести за собой
развитие. Второй: то, что ребенок может сделать
сегодня с помощью взрослого, завтра он сделает
самостоятельно.
Это своеобразное введение в возрастную и
педагогическую психологию, без знания которой
работа с детьми оказывается малоэффективной.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Лекция № 3
Семья как основная социальная
ситуация развития детей дошкольного возраста
Одна из наиболее существенных проблем
развития общения ребенка-дошкольника связана с
его семьей. Можно без преувеличения сказать, что
личность ребенка-дошкольника формируется в
семье, в семейных отношениях. С одной стороны,
данное утверждение не представляет собой
никакой новости или проблемы. У большинства
детей дошкольного возраста есть семьи, где их
любят. Но вот с другой стороны, как указывают
многие исследователи семейных отношений,
современная семья находится в кризисе и ей самой
часто необходима помощь со стороны.
Проблемы семьи сказываются на
развитии ребенка. В последние годы возникла даже
новая отрасль психологической науки — семейная
психотерапия. При этом в нашей стране, в отличие
от большинства западных стран, основной целью
психологической работы является ребенок.
Итак, полноценное развитие
ребенка-дошкольника происходит в хорошей семье.
Однако возникает вопрос: а что такое хорошая
семья?
Довольно длительное время
благополучной считали семью, где присутствуют
все ее члены (папа и мама), которые ведут
нормальный образ жизни (не пьют, не гуляют на
стороне) и хорошо относятся к своему ребенку
(заботятся о нем и физически не истязают его).
Однако, как показывает практика, выделенных
характеристик хорошей семьи явно недостаточно. У
ребенка могут быть не только мама и папа, но два
дедушки и две бабушки. Эта семья может даже
относиться к так называемому «высшему обществу».
Ребенок имеет все, что он пожелает, и даже то, что
не всякий и представить себе может. Но для него
лучшее времяпрепровождение — у соседского
мальчика, которого воспитывают только мама и
бабушка и которые часто на ужин едят пустую
картошку. Но какая она оказывается вкусная по
сравнению с икрой и другими деликатесами,
которыми дома потчуют ребенка!
Так что же такое хорошая семья?
Ответить на этот вопрос очень трудно, тем более
что, как оказалось, для каждого психологического
возраста есть своя хорошая и своя плохая семья.
Для дошкольника «хорошая» семья
совсем не то, что хорошая семья для подростка.
Дошкольник в качестве семьи воспринимает то, что
находится с ним под одной крышей, то, что входит в
«поле» его общения. Так, дошкольник в качестве
членов семьи может нарисовать кошку, собаку,
любимую игрушку. Даже видеомагнитофон, если
этому предмету в доме оказывают особое
«уважение». Он может нарисовать бабушку, которая
с ним не живет, но в обществе которой он проводит
много времени, и не нарисовать отца, поскольку
отец, как Дед Мороз, появляется дома только в
выходные, хотя и с подарками.
С точки зрения взрослых, какая же это
семья, где нет папы, но есть аквариум с рыбками и
даже соседка, которая часто приходит в гости к
маме. Но все эти непонятности с точки зрения
наших «классических» представлений о семье, о
родственниках разной степени близости, о
недопустимости включения в список
неодушевленных предметов, у маленького ребенка
отсутствуют. До определенного возраста его
«семья» его устраивает, и она для него «хорошая».
Если посмотреть на семью глазами
ребенка-дошкольника, то вообще плохой семьи нет.
Но вот наступает новый период развития.
Например, ребенок переходит из дошкольного
возраста в младший школьный. В его семье ничего
не меняется, все по-прежнему. А с ребенком вдруг
начинает что-то происходить. Почему? Потому что
эта семья по своим характеристикам теперь
перестает удовлетворять его новым потребностям,
становится «нехорошей» семьей. Раньше его
устраивала бабушка и приходящие на «свидание»
папа и мама — добрые дядя и тетя, которые раз в
год ездят с ребенком отдыхать на Канары.
А теперь — нет. Эти люди — мама и папа
— не входят в круг семьи ребенка, хотя и
существуют. И семья теперь воспринимается им как
неблагополучная. Среди детей, которых родители
приводят на консультацию к психологу, огромное
количество «недолюбленных». Когда же психолог
указывает родителям на эту «особенность» их
малыша и говорит: «Знаете, ребенка надо любить»,
— родители на него обижаются: «Мы ему купили
пианино за сколько-то тысяч, мы его отдали в самую
престижную школу. Мы его в секцию тенниса
водим…». И часто приходится объяснять, что
нельзя любить исключительно «вещами». Ребенок
нуждается в общении, душевном тепле, в совместной
деятельности. Семья для ребенка-дошкольника —
самая главная социальная ситуация развития, без
которой ему жить невозможно. Понаблюдайте за
детьми, например, в детском театре. Малыш с мамой
заходят в зрительный зал. Ребеночек садится на
сиденье. Ему это сиденье нравится: оно бархатное,
с подлокотниками, качается. Мама говорит: «Может,
сядешь ко мне на коленки? А то тебе видно не
будет!» Нет, малыш не хочет. Ему очень хорошо и все
замечательно, он хочет сам сидеть в бархатном
кресле. Но когда на сцене появляется какая-нибудь
сказочная кикимора или Баба Яга, этот
«самостоятельный» ребенок вдруг говорит: «Мама,
я хочу к тебе на коленки! Мне что-то не видно».
Мама берет его на колени, и дальше все опять
складывается самым замечательным образом: это
вклад в опыт ребенка — в опыт эмоциональной
защиты, которую он получает от мамы или папы.
Итак, сам дошкольник обычно доволен
любой семьей. Но вот если посмотреть на семейные
отношения дошкольника глазами психолога, то тут
оказывается далеко не все так просто и ясно.
Какие семейные отношения необходимы дошкольнику
для его полноценного развития? Анализ
благополучных и неблагополучных детей
дошкольного возраста позволяет выделить
некоторые показатели и характеристики
психологически хорошей семьи ребенка
дошкольного возраста.
Во-первых, ребенок-дошкольник
нуждается в совместной жизни со взрослыми. Семья
собирается в гости, и малыш тоже должен принимать
посильное участие в этом — обсуждать, кому что
лучше надеть, какой подарок купить, на чем
добираться до гостей, как помочь маме побыстрее
справиться с домашними делами, и т.п. Мне
рассказывали про одну семью, которая вечером
собиралась за столом, и каждый из ее членов
делился тем, что с ним произошло на работе, по
дороге и т.п. Ребенок, который как только смог
самостоятельно сидеть, тоже принимал участие в
этом общении. Конечно, сначала он больше молчал в
силу развития своей речи. Но довольно быстро стал
активным участником этих вечерних бесед. Он
рассказывал, во что и с кем он играл в детском
саду, что какой-то ребенок (в том числе и он)
натворил и как его наказали и т.п. И все взрослые,
несмотря на свои серьезные проблемы, замолкали и
с уважением слушали рассказы малыша. Это и есть
для дошкольника особый дух семьи, который
помогает ему взрослеть и развиваться.
Кстати, на этом очень простом и
достаточно традиционном для отечественной
культуры примере можно легко показать, что это
дает малышу. Он выделяет (структурирует) свои
впечатления, он запоминает их и довольно долго
держит в своей памяти, он эмоционально
переживает их, пересказывая близким, наконец, он
развивает устную речь.
Вторая характеристика психологически
хорошей семьи ребенка-дошкольника связана с
функциями педагога и психолога, о которых мы
говорили на предыдущей лекции. Семья всегда
должна исполнять функции психолога — быть
эмоциональным тылом для ребенка, принимать
ребенка таким, как он есть. Приходится часто
слышать от родителей дошкольников: «Вот у моей
подруги дочка, так она и музыке учится, и рисунки
ее на выставке выставляют, а у меня что… Слуха
нет, рисовать не любит».
Даже если это все так, то ребенок не
виноват в этом. Ему надо помочь, и в первую
очередь поддержкой: «Ничего, что не получилось
нарисовать, но уже гораздо лучше, чем было в
прошлый раз». Такая поддержка часто приводит к
тому, что ребенок без музыкального слуха
впоследствии намного опережает своего очень
способного сверстника.
Далеко не правы те педагоги, которые
жалуются родителям на ребенка. Этим самым они не
только не улучшают поведение малыша, но часто,
наоборот, значительно ухудшают ситуацию. Он
нечаянно сделал что-то не так, а теперь будет
делать это намеренно.
Далеко не правы те родители, которые,
стараясь угодить воспитателям, начинают дома
ругать и «прорабатывать» малыша. Можно без
преувеличения сказать, что вот такая
семья является плохой для дошкольника и что
развитие ребенка в таких семейных отношениях
будет иметь разного рода проблемы и трудности.
И еще на одной характеристике
психологически хорошей семьи
ребенка-дошкольника мне хотелось бы
остановиться. Говоря о том, что семья выполняет
функции психолога для ребенка, мы все-таки не
забываем, что в семье ребенок не просто проводит
время между посещениями детского сада, именно в
семье он учится, развивается, растет. Что сделать,
чтобы это было и комфортно, и полезно для
дошкольника?
Много лет назад, беседуя о развитии
воображения с одним американским психологом, я
услышала от него, что японские дети по сравнению
с американскими имеют более низкий уровень
развития воображения. Он объяснял это тем, что в
традиционной японской культуре отец до семи лет
практически не принимает участие в воспитании
ребенка. Американские же папы много возятся с
малышом, преимущественно организуя разного рода
спортивные игры, — они борятся, бегают, играют в
теннис и т.п. Они, по словам
Л.С. Выготского, оказываются в позиции «пра-мы».
Мама же выступает в роли (функции) педагога — она
знает, что пора мыть руки и садиться за стол, что
настало время идти спать, что папе пора идти на
работу, а малышу надо приготовить домашнее
задание.
Если попытаться осмыслить слова этого
американского психолога в контексте
интересующей нас проблемы психологически
хорошей семьи для дошкольника, то можно выделить
некоторые закономерности. Так, семья и семейные
отношения дошкольника неоднородны. Ему
необходимо с кем-то объединяться, а кому-то
противостоять. В семье дошкольника должна
реализовываться парная педагогика. Один
взрослый помогает ребенку что-то задумать или
что-то реализовать, а другой служит для него
некоторым противостоящим субъектом. Например,
можно с папой по секрету приготовить обед и
накормить им маму. Или сделать тайное соглашение
с мамой, чтобы тогда, когда папа соберется на
рыбалку, у него оказались новые снасти.
Необходимо отметить, что такие
объединения ребенка с одним из взрослых очень
плодотворны и для организации отношений между
братьями и сестрами. Конечно, если это дети
дошкольного и даже младшего школьного возраста,
то сами, без помощи взрослого, они это сделать не
могут. Им все равно нужна помощь кого-то из
близких. Но при такой организации жизни дети в
семье, как правило, не соревнуются друг с другом и
не ревнуют друг друга к родителям.
Сегодня, когда много семей, где папы
нет, такая парная педагогика может быть
компенсирована бабушкой, дедушкой, близкой
подругой мамы. Вместе с тем без этого говорить о
том, что создана полноценная социальная ситуация
развития для ребенка-дошкольника, будет
неправомерно.
Итак, совместная жизнь с ребенком,
парная педагогика и эмоциональный тыл — вот
почти все, что необходимо ребенку-дошкольнику
для того, чтобы быть талантливым, способным и
творческим.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Уважаемые студенты курсов повышения
квалификации!
Для получения зачета по пройденной
части курса вам необходимо выполнить
контрольную работу № 1, представляющую собой
набор заданий — тестовых и творческих. Задания
основаны на материалах трех первых лекций по
курсу Е.Е. Кравцовой «Психологические основы
дошкольного воспитания».
Оценка контрольной работы будет производиться
по системе «зачет/незачет». Выполнение каждого
тестового задания дает выполняющему 1 балл.
Выполнение каждого творческого задания дает
выполняющему 3 балла.
Для того чтобы работа была зачтена, необходимо
набрать не менее 20 баллов.
Выполнение творческих заданий будет также
учитываться при подведении итогов вашего
обучения в течение курса.
Тестовые задания просим вас выполнять,
используя бланк, напечатанный в газете
(допускается ксерокопирование бланка).
Творческие задания должны быть представлены в
машинописном варианте, каждое задание — на
отдельном листе. В противном случае выполнение
заданий не будет засчитываться.
Пожалуйста, выполните контрольную
работу и вышлите ее в редакцию не позднее
15 ноября 2004 года по адресу: ул. Киевская, д. 24, г.
Москва, 121165, Педагогический университет «Первое
сентября», «Дошкольное образование».
Бланк для выполнения
контрольной работы
Фамилия
Имя
Отчество
Идентификатор
Если Вам пока не известен Ваш идентификатор, не
заполняйте это поле. |
Часть первая. Тестовые задания
I. Закончите фразу:
1. Согласно представлениям Л.С.
Выготского и Д.Б. Эльконина, детство вершится по
определенным законам развития, в соответствии с
........................................................................... .
2. Специфические характеристики
каждого возрастного периода связаны с
1)
........................................................................................................................................................
.
2)
........................................................................................................................................................
.
3)
........................................................................................................................................................
.
4)
........................................................................................................................................................
.
3. Социальная ситуация развития — это
.........................................................................................
.
II. Согласитесь или не согласитесь
(верно/неверно):
1.
а) Социальная ситуация развития
дошкольника целиком определяется его отношением
со взрослыми — ........................ .
б) Социальная ситуация развития дошкольника
целиком определяется его отношением со
сверстниками — ........................ .
в) Социальная ситуация развития дошкольника не
зависит от его отношений со сверстниками —
........................ .
г) Социальная ситуация развития дошкольника
определяется его отношениями со взрослыми и со
сверстниками — ........................ .
2.
а) Социальная ситуация развития
дошкольника исключает противоречия —
........................ .
б) Социальная ситуация развития дошкольника
обязательно связана с противоречием —
........................ .
в) Социальная ситуация развития дошкольника
может быть связана или не связана с некоторым
противоречием — ........................ .
3.
а) Дошкольник не стремится к
самостоятельности — ........................ .
б) Дошкольник не стремится к сотрудничеству со
взрослым — ........................ .
в) Дошкольник стремится не к самостоятельности, а
к сотрудничеству со взрослым — ...................... .
г) Дошкольник стремится не к сотрудничеству со
взрослым, а к самостоятельности — ........................
д) Дошкольник стремится и к самостоятельности, и
к сотрудничеству со взрослым — ........................ .
4.
а) Полноценное развитие
ребенка-дошкольника определяется тем, посещает
ли он детский сад — ........................ .
б) Полноценное развитие ребенка-дошкольника
определяется тем, посещает ли он различные
развивающие занятия и кружки — ........................ .
в) Полноценное развитие ребенка-дошкольника
определяется взаимоотношениями членов семьи и
их отношением к ребенку — ........................ .
Часть вторая. Творческие задания
1. Прочитайте рассказ Александра
Фурмана «Рисунок на черной бумаге».
Проанализируйте эпизод с психологической точки
зрения. Верно или неверно, на ваш взгляд,
выстраивает общение воспитательница?
2. Прочитайте стихотворение
С.Михалкова «А что у вас?».
Охарактеризуйте диалог детей с точки зрения
особенностей общения дошкольников.
РИСУНОК НА ЧЕРНОЙ БУМАГЕ
Эдуард Ильич, фурмановский папа,
перешел на другую работу и больше не мог возить
Фурмана в свой ведомственный детский сад рядом с
ГУМом. Поэтому с осени Фурмана перевели в
ближайший к их дому садик, оказавшийся на другой
стороне улицы, в большом желтом доме, через арку
которого Фурман часто ходил в парк или в детскую
поликлинику.
Фурман довольно быстро обвыкался, но
однажды произошло тоскливо поразившее его
происшествие. Группа организованно вошла в
подъезд после прогулки на заметно похолодавшем
воздухе, и уже у самой двери в детсадовское
помещение возникло небольшое столпотворение.
Внутри этого спокойного столпотворения высокий
Филатов, и до этого несколько раз странно
улыбавшийся при виде Фурмана, вдруг сказал:
«Ха-ха-ха, эй ты, ФОРТОЧКА!» Фурман не понял и
спросил: «Чево? Почему?» — «Я теперь буду звать
тебя Форточка, — радостно объяснил Филатов. —
ФУРМАН — ФОРТОЧКА. Ха-ха-ха!..»
Драться с Филатовым было, видимо,
довольно опасно, да и приставал он в общем-то
почти беззлобно. Поэтому Фурман ограничился тем,
что сказал ему: «А ты-то сам — ФИЛАТ...» — и они,
мирно просочившись в раздевалку, разошлись. Но
Фурман так и не смог понять, почему это «ФУРМАН —
ФОРТОЧКА», и как это вообще может быть. Он
вспоминал, как открывается и закрывается
форточка у них дома, и не мог обнаружить никакой
связи с собой. Впрочем, Филатов вскоре исчез из
детского сада. Неужели он думал, что это — рифма?..
В какой-то момент воспитательницы
обнаружили, что Фурман умеет рисовать, и когда
потребовалось срочно отправить рисунки на
какой-то конкурс, его усадили за стол и выдали
кучу разных коробок с красками, до этого где-то
прятавшихся. Фурман с интересом пробовал из
разных тюбиков и лоточков. Такое количество
красок он видел только у соседки тети Вари,
молодой и очень бедной художницы, жившей в их
коммуналке в комнате рядом с кухней.
Заканчивая третью картину, Фурман
вдруг обратил внимание, что девочек, рисовавших
рядом, давно отпустили и, более того, половину
группы уже разобрали по домам. Фурман решил
заканчивать и стал складывать краски. Но тут к
нему подсела энергичная пухленькая
воспитательница, быстро просмотрела его листы и
демонстративно похвалила, обратившись к
напарнице, которая помогала одеваться тем, за кем
уже пришли.
— Нет, Валь, ты посмотри, какой
молодец! Здорово, просто отлично все сделал! Валь,
посмотри: и тут, и тут... Прямо как художник...
Та с усталой улыбкой, не прерывая
своего занятия, близоруко глянула с другого
конца комнаты и кивнула снизу вверх.
— Правда, здорово?.. Ты подожди,
подожди, — Фурману пришлось снова сесть. — За
тобой ведь еще не пришли?
— Нет, — ответил Фурман, посмотрев в
сторону раздевалки.
— А кто за тобой сегодня должен
прийти?
— Папа, — осторожно сказал Фурман и
добавил: — Он обещал пораньше меня забрать.
— Ну, пока его нет, ты у нас успеешь
еще одну картинку сделать. Ты ведь никогда не
пробовал рисовать на черной бумаге? Посмотри,
какая... Подумай, что на ней можно нарисовать?
Фурман ждал папу, но отказываться было
неудобно. И представить что-то на этой бумаге
было интересно. Воспитательница не уходила.
«Наверное, это должна быть ночь... Зимняя ночь, —
профессионально таинственным голосом
предположила она. — Давай, бери кисточку, а то
скоро папа придет за тобой...»
Фурман несколькими широкими плавными
линиями открыл в черноте плотного листа
невысокие холмики заснеженной равнины. Потом
проложил овражистую снежную колею. Получилось
грубовато, но белая краска на этом глубоком
черном фоне все равно пела. Пустота дороги
взывала оживить ее, и Фурман, подвешивая в голове
книжные картинки к сказу Бажова «Серебряное
копытце», занялся небольшой кибиткой с кучером и
темно-гнедой лошадкой, толстоватые ноги которой
вязли в колее. В правой части листа перед ними
расстилалась широкая темная степь. Фурман
чувствовал, что где-то вот тут остро не хватает
месяца...
— Ну как? — подсела
воспитательница. — Нормально. Хорошо. Только ты
чего-то мелковато начал... Ну, ничего. Я тебе
сейчас помогу. Давай, вот здесь нарисуй дом,
избушку.
Избушку с заснеженной крышей Фурман
умел рисовать, но воспитательница была
разочарована тем, что домик был далеко. Фурман
оглянулся и увидел папу, заглядывающего из
раздевалки. Фурман вскочил и, объяснив, что за ним
пришли, пошел к папе. Почему-то Фурману
показалось, что папа стоит здесь уже довольно
давно.
— А мы вот рисуем на конкурс, —
сообщила воспитательница. — В Германии будет
конкурс детских рисунков, и мы туда пошлем
рисунки вашего Саши. Только вот он не успел
закончить, а нам сегодня уже нужно все сдать.
— А, так вы занимаетесь? Ты рисуешь,
Сашенька?.. — спросил папа, поглаживая Фурмана по
плечу. Тот кивнул.
— Если вы не очень спешите, может
быть, Саша закончит, и я его отпущу?
— Конечно-конечно, о чем разговор, я
подожду сколько нужно, — сказал папа. — Иди,
Сашуня, доделывай свою работу.
Фурман сел на свое место, но затея
рисовать большую избу казалась ему нелепой.
Возникло некоторое напряжение, которое
разрешилось очень просто: воспитательница взяла
руку Фурмана, крепко зажала в ней кисть,
обмакнула кончик в какую-то совершенно дикую
желтую краску и стала быстро и уверенно рисовать
фурмановской рукой. На переднем плане возник
большой деревянный дом с окошками, которые
воспитательница, отпустив Фурмана, предложила
закрасить ярко-красным — как будто там горит
свет. Небольшой дымок из трубы был рукою Фурмана
превращен воспитательницей в тяжелые клубы. Папа
уже второй раз тоскливо заглядывал в дверь.
— Вы торопитесь? — неискренне
забеспокоилась воспитательница. — Мы уже
кончаем, осталось совсем немного.
— Ничего, пожалуйста, работайте.
Просто сегодня суббота, — с виноватым огорчением
пробормотал папа. — Я пришел с работы пораньше...
Всех уже забрали. Ну, ничего, ничего, пусть
трудится...
Все это было как-то глупо, особенно
когда она водила его рукой. Наконец, все, что она
хотела, было сделано, и она уже собралась
отпустить Фурмана, но он, успокаивающе посмотрев
на папу, который не отходил от дверей, сказал
воспитательнице: «Тут надо еще луну». Она слегка
удивилась, но дала ему устроить над крышей
маленькую желтую луну и несколько звездочек.
Правда, под конец взяла и намалевала луну в два
раза больше.
— Ну, теперь все, — сказала она. —
Молодец. Иди.
И Фурман с немного грустной улыбкой пошел к
папе. Потом в семье долго говорили, что Сашины
рисунки отправили на конкурс в Германию.
|