Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Психологические «штучки»

Пуговицы в работе

В книге Т.Н. Грабенко и Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» предлагается использовать для коррекционной работы две коробки, наполненные пуговицами различного диаметра. В одной коробке ребенок тренирует пальцы рук — перебирает пуговицы, пересыпает их, «купает» кисти в этом «сухом бассейне». Другая коробка — побольше размером — предназначена для упражнений с ногами. Ребенку предлагают медленно походить, загребая пальцами пуговицы.
Слой пуговиц для ножных упражнений — 10 см. Для рук — слой 7 см.
В своей работе я использую эти упражнения, но им предшествует определенный организационный период.
В начале учебного года во всех группах детского сада вывешиваются объявления для родителей, в которых психолог просит принести каждого по 10 пуговиц и объясняет, для чего это необходимо. Чтобы воспитатели могли ответить на вопросы родителей о цели сбора пуговиц, с ними проводится предварительная консультация.
В результате такой подготовительной работы родители узнают, какая работа проводится с их детьми, и могут использовать данный вид деятельности в домашних условиях; кроме того, все приносят разные пуговицы — и по цвету, и по диаметру, — одинаковых пуговиц практически не бывает. Это позволяет использовать пуговицы для самых разных упражнений.
Задания, которые предлагаются детям (помимо предложенных авторами книги), могут быть разными:

  • найди 10 (5, 6, 8 и т.п.) одинаковых пуговиц в коробке;

  • найди 3 пуговицы красного цвета, а 4 — зеленого. Сколько всего пуговиц у тебя в руках?

  • найди 10 одинаковых пуговиц, но чтобы таких не было у твоего товарища;

  • найди 5 круглых (квадратных, овальных, прямоугольных) пуговиц.

Пуговицы могут использоваться и для организации команд во время занятий. Чтобы разделить дошкольников на команды, детям раздают три-четыре вида пуговиц, различающихся по форме (или по цвету). Затем педагог предлагает всем, у кого есть круглые (квадратные, овальные и т.п.) пуговицы, собраться в одну команду. В этом случае дети учатся общаться не только с друзьями, но и с теми дошкольниками, которые не являются лидерами в группе, кто недавно пришел в детский сад и еще не проявил себя, и т.д.

Командам могут даваться различные задания:

1. Из всех имеющихся в вашей команде пуговиц выложить на столе сказочный цветок (животное, машину и т.д.). Нужно использовать все пуговицы каждого члена команды и рассказать о том, что у вас изображено. Дети сами определяют, кто будет рассказывать о «командном» цветке. Помимо этого, каждый имеет возможность высказать свое мнение и положить свою пуговицу, т.е. внести свой вклад в общее дело.

2. Каждый ребенок должен выбрать самую красивую, по его мнению, пуговицу и вместе с командой сложить определенный узор.

Бывает, что дети выкладывают что-то, рассказывают необычный рассказ и просят оставить изображение до следующего занятия, чтобы еще раз посмотреть и, может быть, что-либо исправить.

Юлия СКОРОМНОВА,
педагог-психолог д/с № 13, г. Магадан

Платочные куклы Даша и Маша

Однажды ко мне в кабинет привели плачущего ребенка. Чтобы его успокоить, отвлечь от неприятных ощущений, я предложила малышу вместе со мной сделать куклу из платочка. Мальчик заинтересовался и перестал плакать. Мы смастерили куколку, и я фломастером нарисовала ей широкую улыбку на лице. Кукла «подмигнула» ребенку, и он рассмеялся.
А для меня с этого момента куклы из платочков с нарисованными лицами стали важным подспорьем в групповых и индивидуальных психологических занятиях. Одно из преимуществ таких кукол заключается в том, что создать их под силу каждому ребенку. И малыш по своему настроению может заставить их смеяться, грустить или удивляться…

Из письма Веры ШЕВЦОВОЙ,
педагога-психолога детского сада № 57 «Аленушка»,
г. Рубцовск, Алтайский край

Спецприз: лучшее фото конкурса «Победим свои страхи» (психолог Наталья Борзых, г. Яровое Алтайского края)

 

 

 

«Мобильный» кабинет

Кабинет психолога в нашем детском саду существует четыре года. Оформляя его, мы старались создать условия для продуктивной работы с детьми и со взрослыми.

Мебель и пособия в кабинете многофункциональны. Большая часть оборудования на колесиках и легко передвигается. Использование передвижных ширм позволяет преобразовывать кабинетное пространство в зависимости от насущных задач.

Вот некоторые из элементов оформления нашего кабинета.

Настольная ширма «Настроения»

Настольная ширма «Настроения»

Модульный подиум «Треугольники»

Модульный подиум «Треугольники»

По материалам Анны ЯКОВЛЕВОЙ,
педагога-психолога детского сада № 175, г. Тольятти

Семейка слоников

С давних пор у меня образовалась коллекция слоников — фабричного производства и рукодельных, плоских и объемных, больших и маленьких, сделанных детьми и взрослыми.
Мое давнее пристрастие к собирательству игрушечных слоников оказалось небесполезным для меня как психолога.
Теперь слоники помогают мне в диагностике и в коррекционной работе, связанной с проблемами межличностного взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми.
Дети с удовольствием играют в «семью слонов». Выбирая игрушки и присваивая им определенные роли (мамы, папы, дочки, сыночка и т.п.), ребенок идентифицирует себя и свое ближайшее окружение с игровыми персонажами. Проигрывая различные житейские ситуации, ребенок проецирует свое отношение к членам семьи и проявляет свои тревоги и конфликты в семейных отношениях. Все это может дать специалисту богатую информацию о субъективных переживаниях ребенка.
Но этим значение игры со слониками не исчерпывается. Через нее ребенок (с помощью психолога) может преодолеть свои проблемы и переосмыслить семейные отношения.
А чтобы понять отношение ребенка к детскому саду, характер его взаимоотношений с детьми и взрослыми в группе, семья слонов временно превращается в садовских обитателей: маленькие слоники — дети, слоники побольше — воспитатели.

«Настино настроение»

Обучающая игра для дошкольников

Игровой комплект включает домики из цветного картона, количество которых соответствует количеству эмоций, о которых рассказывают детям; набор пиктограмм с изображением эмоций; съемные крыши и окошки различного цвета.

Каждый домик сконструирован как книжечка. Если «обложка» открывается, в домике «обнаруживается» девочка Настя (полуобъемное изображение). Голова девочки крепится на пружинке. Пружинка качается, и создается впечатление, что Настя — «живая», что она общается.
Играть с домиками, в которых живет девочка Настя, можно по-разному.
Вот два варианта игр-упражнений.

«Цветное настроение»

Перед ребенком выкладываются домики без крыш и окошек. Ребенок заглядывает в каждый домик и определяет настроение Насти. Затем требуется подобрать к каждому домику крыши и окошки того цвета, который, по мнению ребенка, наиболее соответствует настроению девочки.
Ребенок может «построить» и домик для себя.
Это упражнение является своеобразным тестом настроения ребенка и его умения выстраивать цветовые ассоциации.

«Отгадай Настино настроение»

По цвету окошек и крыш ребенок пытается отгадать, в каком настроении сейчас находится Настя. Потом домик открывается, и догадка подтверждается или не подтверждается.

«Что случилось с Настей?»

Взрослый вместе с ребенком отправляются в гости к Насте. А у Насти — плохое (очень хорошее или какое-нибудь другое) настроение. Нужно придумать объяснение Настиному настроению.

По материалам Нины ПОЛОЗОВОЙ,
психолога детского сада № 32
«Рябинка», г. Братск

 

Рейтинг@Mail.ru