Психологические
«штучки»
Пуговицы в работе
В книге Т.Н. Грабенко и Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой «Коррекционные,
развивающие и адаптирующие игры» предлагается
использовать для коррекционной работы две
коробки, наполненные пуговицами различного
диаметра. В одной коробке ребенок тренирует
пальцы рук — перебирает пуговицы, пересыпает их,
«купает» кисти в этом «сухом бассейне». Другая
коробка — побольше размером — предназначена для
упражнений с ногами. Ребенку предлагают медленно
походить, загребая пальцами пуговицы.
Слой пуговиц для ножных упражнений — 10 см. Для
рук — слой 7 см.
В своей работе я использую эти упражнения, но им
предшествует определенный организационный
период.
В начале учебного года во всех группах детского
сада вывешиваются объявления для родителей, в
которых психолог просит принести каждого по 10
пуговиц и объясняет, для чего это необходимо.
Чтобы воспитатели могли ответить на вопросы
родителей о цели сбора пуговиц, с ними проводится
предварительная консультация.
В результате такой подготовительной работы
родители узнают, какая работа проводится с их
детьми, и могут использовать данный вид
деятельности в домашних условиях; кроме того, все
приносят разные пуговицы — и по цвету, и по
диаметру, — одинаковых пуговиц практически не
бывает. Это позволяет использовать пуговицы для
самых разных упражнений.
Задания, которые предлагаются детям (помимо
предложенных авторами книги), могут быть разными:
найди 10 (5, 6, 8 и т.п.) одинаковых пуговиц
в коробке;
найди 3 пуговицы красного цвета, а 4 —
зеленого. Сколько всего пуговиц у тебя в руках?
найди 10 одинаковых пуговиц, но чтобы
таких не было у твоего товарища;
найди 5 круглых (квадратных, овальных,
прямоугольных) пуговиц.
Пуговицы
могут использоваться и для организации команд во
время занятий. Чтобы разделить дошкольников на
команды, детям раздают три-четыре вида пуговиц,
различающихся по форме (или по цвету). Затем
педагог предлагает всем, у кого есть круглые
(квадратные, овальные и т.п.) пуговицы, собраться в
одну команду. В этом случае дети учатся общаться
не только с друзьями, но и с теми дошкольниками,
которые не являются лидерами в группе, кто
недавно пришел в детский сад и еще не проявил
себя, и т.д.
Командам могут даваться различные
задания:
1. Из всех имеющихся в вашей команде
пуговиц выложить на столе сказочный цветок
(животное, машину и т.д.). Нужно использовать все
пуговицы каждого члена команды и рассказать о
том, что у вас изображено. Дети сами определяют,
кто будет рассказывать о «командном» цветке.
Помимо этого, каждый имеет возможность высказать
свое мнение и положить свою пуговицу, т.е. внести
свой вклад в общее дело.
2. Каждый ребенок должен выбрать самую
красивую, по его мнению, пуговицу и вместе с
командой сложить определенный узор.
Бывает, что дети выкладывают что-то,
рассказывают необычный рассказ и просят
оставить изображение до следующего занятия,
чтобы еще раз посмотреть и, может быть, что-либо
исправить.
Юлия СКОРОМНОВА,
педагог-психолог д/с № 13, г. Магадан
Платочные куклы Даша и Маша
Однажды ко мне в кабинет привели
плачущего ребенка. Чтобы его успокоить, отвлечь
от неприятных ощущений, я предложила малышу
вместе со мной сделать куклу из платочка. Мальчик
заинтересовался и перестал плакать. Мы
смастерили куколку, и я фломастером нарисовала
ей широкую улыбку на лице. Кукла «подмигнула»
ребенку, и он рассмеялся.
А для меня с этого момента куклы из платочков с
нарисованными лицами стали важным подспорьем в
групповых и индивидуальных психологических
занятиях. Одно из преимуществ таких кукол
заключается в том, что создать их под силу
каждому ребенку. И малыш по своему настроению
может заставить их смеяться, грустить или
удивляться…
Из письма Веры ШЕВЦОВОЙ,
педагога-психолога детского сада № 57 «Аленушка»,
г. Рубцовск, Алтайский край
Спецприз:
лучшее фото конкурса «Победим свои страхи»
(психолог Наталья Борзых, г. Яровое Алтайского
края)
«Мобильный» кабинет
Кабинет психолога в нашем детском саду
существует четыре года. Оформляя его, мы
старались создать условия для продуктивной
работы с детьми и со взрослыми.
Мебель и пособия в кабинете
многофункциональны. Большая часть оборудования
на колесиках и легко передвигается.
Использование передвижных ширм позволяет
преобразовывать кабинетное пространство в
зависимости от насущных задач.
Вот некоторые из элементов оформления
нашего кабинета.
Настольная ширма «Настроения»
Модульный подиум «Треугольники»
По материалам Анны ЯКОВЛЕВОЙ,
педагога-психолога детского сада № 175, г.
Тольятти
Семейка слоников
С давних пор у меня образовалась
коллекция слоников — фабричного производства и
рукодельных, плоских и объемных, больших и
маленьких, сделанных детьми и взрослыми.
Мое давнее пристрастие к собирательству
игрушечных слоников оказалось небесполезным для
меня как психолога.
Теперь слоники помогают мне в диагностике и в
коррекционной работе, связанной с проблемами
межличностного взаимодействия дошкольников со
сверстниками и взрослыми.
Дети с удовольствием играют в «семью слонов».
Выбирая игрушки и присваивая им определенные
роли (мамы, папы, дочки, сыночка и т.п.), ребенок
идентифицирует себя и свое ближайшее окружение с
игровыми персонажами. Проигрывая различные
житейские ситуации, ребенок проецирует свое
отношение к членам семьи и проявляет свои
тревоги и конфликты в семейных отношениях. Все
это может дать специалисту богатую информацию о
субъективных переживаниях ребенка.
Но этим значение игры со слониками не
исчерпывается. Через нее ребенок (с помощью
психолога) может преодолеть свои проблемы и
переосмыслить семейные отношения.
А чтобы понять отношение ребенка к детскому саду,
характер его взаимоотношений с детьми и
взрослыми в группе, семья слонов временно
превращается в садовских обитателей: маленькие
слоники — дети, слоники побольше — воспитатели.
«Настино настроение»
Обучающая игра для дошкольников
Игровой комплект включает домики из
цветного картона, количество которых
соответствует количеству эмоций, о которых
рассказывают детям; набор пиктограмм с
изображением эмоций; съемные крыши и окошки
различного цвета.
Каждый домик сконструирован как
книжечка. Если «обложка» открывается, в домике
«обнаруживается» девочка Настя (полуобъемное
изображение). Голова девочки крепится на
пружинке. Пружинка качается, и создается
впечатление, что Настя — «живая», что она
общается.
Играть с домиками, в которых живет девочка Настя,
можно по-разному.
Вот два варианта игр-упражнений.
«Цветное настроение»
Перед ребенком выкладываются домики
без крыш и окошек. Ребенок заглядывает в каждый
домик и определяет настроение Насти. Затем
требуется подобрать к каждому домику крыши и
окошки того цвета, который, по мнению ребенка,
наиболее соответствует настроению девочки.
Ребенок может «построить» и домик для себя.
Это упражнение является своеобразным тестом
настроения ребенка и его умения выстраивать
цветовые ассоциации.
«Отгадай Настино настроение»
По цвету окошек и крыш ребенок
пытается отгадать, в каком настроении сейчас
находится Настя. Потом домик открывается, и
догадка подтверждается или не подтверждается.
«Что случилось с Настей?»
Взрослый вместе с ребенком
отправляются в гости к Насте. А у Насти — плохое
(очень хорошее или какое-нибудь другое)
настроение. Нужно придумать объяснение
Настиному настроению.
По материалам Нины ПОЛОЗОВОЙ,
психолога детского сада № 32
«Рябинка», г. Братск
|