С чего начать?
Методические рекомендации для
педагогов и психологов дошкольных учреждений по
воспитанию правовой культуры дошкольников
Воспитание правовой культуры —
обязательная составляющая политики государства,
ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.
Однако по отношению к детям дошкольного возраста
эта задача понимается порой непростительно
примитивно: мол, дети посмотрят на картинки,
почитают рифмовки — и с правами будет все в
порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам
Конвенции правовая культура ребенка не
возникает. Первая необходимая составляющая,
обеспечивающая ее, это правовая культура
взрослых и их соответствующее поведение.
Что касается детей, то в них нужно воспитывать
уверенность в себе, самоуважение и уважение к
другим. Полнота самоощущения и толерантность —
вот основа правового воспитания дошкольников.
Центром по правам человека в Женеве разработана
серия упражнений для использования в дошкольных
учреждениях и в младших классах начальной школы.
Сегодня мы знакомим с ними наших читателей.
В
дошкольных учреждениях и на низших ступенях
начального школьного образования преподавание
прав человека имеет своей целью воспитание
чувства уверенности в себе и социальной
терпимости. Эти качества составляют основу всей
культуры прав человека. Поэтому личность
преподавателя становится решающим фактором.
На дошкольном уровне и на низших
ступенях начальной школы учащиеся приобретают
навыки того, как выражать себя, общаться между
собой и заботиться друг о друге.
Трудно переоценить значение
рассказов. Маленькие дети могут извлекать из
рассказов уроки, делать для себя выводы и очень
хорошо запоминать их, если они ассоциируются с
персонажем из хорошо рассказанной сказки. Такие
рассказы можно взять из литературы для детей,
узнать у родителей, дедушек и бабушек и даже
использовать свое собственное воображение.
Читая в классе или показывая книги с
картинками, необходимо обращать внимание детей
на хорошие дела и поступки, о которых в них
рассказывается.
Детям полезно играть в специальные
игры. Успех игры во многом зависит от того, как
располагаются дети в групповой комнате во время
игры. Важно не группировать детей так, чтобы это
усиливало имеющиеся между ними разногласия.
Педагогу нужно способствовать развитию дружбы
между детьми, а также пониманию того, что
существование разногласий возможно и
естественно.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Признаки
Дети садятся в круг. Один из них
становится в середину круга. Он называет
какой-либо признак. Например: «Те, кто носят
ремни». Те, кто подходят под это определение,
должны поменяться местами с кем-то еще, на ком в
этот момент также надет ремень. Тот, кто в
середине, тоже должен найти себе место. Тот, кто
остается без места, становится в середину и
должен выбрать следующий признак. Дети быстро
начинают понимать, что они могут быть во многом
схожи и различны.
Кто я и какой я?
Серия игр на развитие чувства
индивидуальности
Книга «Кто я?»
Дети создают книгу о себе. Начинается
она с автопортрета на обложке. В этой книге могут
быть собраны их собственные рисунки, рассказы и
стихи. По мере того, как дети учатся писать, они
также могут заносить туда подробности и вопросы
о себе, а также ответы на них. Если средства
ограничены, то можно завести одну книгу на весь
класс, уделив в ней страницу или две каждому
ребенку.
Круговая беседа
Дети садятся в круг, который включает
учителя и кого-либо из гостей. Учитель говорит
следующие фразы:
Больше всего мне нравится в себе...
Я бы хотел быть...
Моя любимая игра — ...
Я думаю, что мое имя означает...
Я бы хотел узнать о...
Я чувствую себя счастливым, когда...
Я чувствую печаль, когда...
Я хочу стать более...
Когда-нибудь я надеюсь...
Каждую фразу дети дополняют по
очереди. Каждому дается одинаковое количество
времени; очень важно выслушать всех до конца
(поэтому перебивать запрещено). Дети могут
«пропустить» свою очередь, если пожелают; каждый
остается на своем месте до конца. Ответы можно
потом внести в книгу (книги) «Кто я?».
Нить жизни
Каждый
ребенок разматывает нить. Она воплощает в себе
его или ее жизнь. Затем дети прикрепляют к ней
рисунки и рассказы, в которых подробно
излагается то важное, что произошло с ними в
жизни. Это можно сделать в хронологическом
порядке или в любом другом порядке, в каком
захотят дети. Нить можно также протянуть и в
будущее.
Мой силуэт на стене
Сделайте силуэт каждого ребенка на
большом листе бумаги (лучше в лежачем положении).
Пусть ребенок нарисует на нем физические
подробности, а затем опишет свои личностные и
физические качества (имя, рост, вес, что ребенок
больше всего хочет изучать или делать в школе) на
ярлыке, который затем прикрепляется к бумаге.
Прикрепите эти листы бумаги к стенам класса —
это даст возможность всем ученикам лучше узнать
друг друга, а также больше и о себе.
Я и мои чувства
Дети встают в круг. Ведущий (взрослый)
начинает фразу и бросает ребенку мяч:
Можно перестроить вопросы,
приспосабливая их к потребностям детей с
дефектами. Например:
«Я не могу видеть (очень хорошо?
совсем?), но все же это я, и я могу...».
Пусть каждый ребенок придумает
какое-то средство для того, чтобы улучшить
обоняние или осязание. Пусть они опишут, нарисуют
или изобразят с помощью движений.
Загадывание желаний
Усадите детей в кружок. Скажите, что
это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы
каждый ребенок по очереди загадывал следующие
желания (это также можно сделать небольшими
группами или парами):
Если бы я мог быть каким-нибудь
животным, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть птицей, то я бы...
потому что...
Если бы я мог быть насекомым, то я бы...
потому что...
Если бы я мог быть цветком, то я бы...
потому что...
Если бы я мог быть деревом, то я бы...
потому что...
Если бы я мог быть одним из предметов
мебели, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть музыкальным
инструментом, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть автомобилем, то я
бы... потому что...
Если бы я мог быть улицей, то я бы...
потому что...
Если бы я мог быть государством, то я
бы... потому что...
Если бы я был другой страной, то я бы...
потому что...
Если бы я мог быть игрой, то я бы...
потому что...
Если бы я мог быть пластинкой, то я
бы... потому что...
Если бы я мог быть телевизионной
передачей, то я бы... потому что...
Если бы я мог быть кинофильмом, то я
бы... потому что...
Если бы я мог быть пищей, то я бы...
потому что...
Если бы я мог быть каким-нибудь
цветом, то я бы... потому что...
Как я общаюсь с другими людьми?
Как я общаюсь с другими людьми?
Серия игр на развитие умения общаться
Моя кукольная семья
Каждый ребенок составляет из кукол
семью, одна из кукол — он сам/она сама. Куклы
могут быть совсем простыми. Например, их можно
сделать из обрезков картона, раскрашенных и
прикрепленных к палке, или из глины. Фигуркам
даются имена, и описываются и объясняются их
отношения. Затем каждый ребенок придумывает
какой-либо обряд (например, свадьба) или праздник,
который показывается остальному классу.
Кукольную семью можно расширить, включив в нее
других людей, живущих по соседству. Дети могут
разыграть сценки о том, что они обычно делают с
этими людьми для того, чтобы свести их вместе.
Расширьте этот вид работы, чтобы он включал людей
из других частей мира.
Воображаемый друг
Пусть
дети сядут или лягут, закрыв глаза, и успокоятся.
Скажите им, чтобы они делали глубокий вдох, а
затем медленно выдохнули. Повторите это еще два
раза. Затем скажите им, чтобы они представили
себе какое-то особое место, любимое место —
где-либо в мире (или даже в космосе). Скажите им,
что они гуляют в этом месте — в своем
воображении, чувствуя, слыша и видя, что там
происходит. Введите их в дом, в здание, которое
они могут мысленно себе представить, куда они
входят, чтобы найти особую комнату. Комната имеет
раздвижную дверь в одной стене, которая
открывается, поднимаясь вверх. Дверь медленно
поднимается, и по мере этого появляется особый
друг, которого они никогда раньше не встречали, —
сначала его ноги и, наконец, его лицо. Этот друг
может быть старым или молодым — каким угодно.
Этот друг всегда там, и всякий раз, когда ребенку
кто-то нужен, чтобы поговорить, к кому-то
обратиться, он может прийти к нему или к ней
снова, если захочет. Закройте дверь, уйдите из
этого дома и возвращайтесь в класс. Пусть дети
обменяются впечатлениями о том, что они
представили себе, — в круговой беседе, парами или
группами.
Друг
Педагогам следует постараться сделать
так, чтобы у их воспитанников были друзья более
старшего возраста. Нужно изыскать способы
заинтересовать старшего друга в его или ее
маленьком друге, вовлекая в игры и оказывая ему
помощь. Малышей необходимо поощрять искать
помощи у друга, если у них возникают проблемы.
Беседа
Задайте
следующие вопросы:
Больше всего в друзьях мне нравится...
Сотрудничество и помощь другим важны,
потому что...
Если бы я мог научить всех в мире
одной вещи, то это было бы...
Я отличаюсь от других, потому что...
Я — как и все другие, потому что...
«Лунные люди»
Расскажите
детям, что где-то на Луне живут «лунные люди».
Поговорите о них с детьми, пофантазируйте: как
«лунные люди» носят «лунные брюки» («лунные
сари» и т.д.), какие у них «лунные домашние
животные» и т.д. Дети подробно определяют
сходства и обычно делают это с удовольствием.
Можно сопровождать рассказ разыгрыванием
сценок, изготовлением поделок, рисованием.
«Перенесите» ситуацию на Землю: пофантазируйте в
отношении «земных людей», «людей моря», «людей
неба», «людей леса». Затем это же упражнение
повторите на реалистическом материале — в
отношении людей, живущих в других странах.
«Стиральная машина»
Поставьте детей на небольшом
расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к
другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца
между этими рядами («через мойку»). Каждый, где
это допустимо в условиях местной культуры,
дружески похлопывает его или ее по спине или
пожимает ему или ей руку, одновременно произнося
слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате
этого из такой «мойки» появляется сияющий,
счастливый человечек. Он или она затем
присоединяются к ряду, и эта процедура затем
снова повторяется. (Ежедневное пропускание
одного или двоих через такую «мойку» доставляет
гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за
один раз.)
Рисунки Владимира Семеренко
|