Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2004

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Азбука детской психологии

С. Степанов. Азбука детской психологииЕсть книги, которые, прочитав, мы засовываем на антресоли. Там они доживают свой век в забвении, скапливая пыль.
Есть книги, которые становятся нашими лучшими друзьями. Мы не желаем с ними расставаться. Мы хотим жить, окруженные ими, и отводим им видные места в книжном шкафу. Их корешки в нужную минуту подают нам сигнал: «Ты не одинок. Видишь, мы рядом. А уж мы-то знаем!..»
А еще есть книги, которые мы держим на рабочем столе. Это «трудовая гвардия», помогающая ориентироваться в потоке информации, терпеливо объясняющая, куда двинуться дальше, в какую сторону лучше свернуть.
К этой категории относится новая книга Сергея Степанова «Азбука детской психологии». Основные психологические понятия, прямо или косвенно связанные с детством, расположены здесь в алфавитном порядке в емких по содержанию и понятных по языку статьях. Любой психолог, любой педагог, связанный по роду деятельности с детьми, найдет здесь не только интересную информацию, но и полезные советы для практической работы. Неоценимую роль окажет эта книга и родителям, интересующимся психологическими аспектами воспитания.
Но способность автора говорить об описываемых им предметах и явлениях не только понятно, но и увлекательно, рождает еще одну особенность «Азбуки…»: ее статьи можно читать не только в зависимости от потребности познакомиться с тем или иным понятием, но подряд — как целостное произведение по проблемам психологии. Так что книга годится и для «пользователей», и для «эрудитов».

Сегодня мы знакомим читателей со статьей из книги Сергея Степанова, которая, как нам кажется, имеет отношение к основной теме номера «Дошкольного образования». Статья эта посвящена детским страхам. По ней читатель сможет составить себе представление о стиле и компетенции автора, а также получить полезную информацию по затронутой проблеме.

Детские страхи и их происхождение

Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни страх имеет инстинктивный характер и представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты. В других случаях страх социально опосредован, то есть определяется жизненным опытом. Это страх перед какими-либо событиями, перед наказанием и осуждением, боязнь животных и фантастических чудовищ. Такие страхи также выполняют защитную функцию, выступая как средство самоконтроля и саморегуляции.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например, неврозах.
В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам.

Как же возникают и проявляются страхи?

У большинства новорожденных обнаруживаются инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета или при громких звуках. Однако такая реакция быстро угасает. О страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее, чем ребенку исполнится полгода. В семь месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии матери. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства является осознанной реакцией, прообразом чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В восемь месяцев появляется страх перед незнакомыми, чужими взрослыми. Он указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой», в более широком смысле — страха перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно этот страх проходит к середине второго года жизни при условии отсутствия каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур и помещения в больницу.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться рядом с ним в случае помещения в больницу.

На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, находясь на высоте и от пребывания в одиночестве. На третьем году появляется страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. В два года может возникнуть страх перед животными, особенно собаками, и перед движущимся транспортом. Страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше, если отец принимает активное участие в воспитании и если воспитание не превращается в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка. Малышу должна быть предоставлена возможность выражения своих переживаний, в том числе и отрицательных. А задача родителей — своевременно помогать в преодолении реальных и воображаемых опасностей.

В возрасте от трех до пяти лет каждый второй из детей боится сказочных персонажей, боли, неожиданных звуков; каждый третий — воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто такие страхи встречаются у детей, чьи родители излишне беспокойны и в то же время принципиальны. В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

Детские страхи чаще встречаются при заболевании одного из взрослых в семье, постоянных разговорах на эту тему, а также при хирургических операциях у детей (например, по поводу удаления аденоидов).

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые — боязнь опоздать в школу, получить плохую отметку.

Для подросткового возраста страхи гораздо менее типичны. Чаще отмечается общее состояние тревоги и беспокойства в связи со смутно осознаваемыми возрастными переменами.

Все перечисленные страхи носят временный, преходящий, возрастной характер. Однако бывают и страхи иного рода — невротические. В их основе всегда лежат психические потрясения и травмы у детей, неумение взрослых справиться с их возрастными проблемами, чрезмерная жестокость в отношениях, конфликты в семье и тревожно-мнительные черты характера у родителей. Преодоление невротических страхов возможно лишь при условии изменения родителями своих неадекватных установок, нормализации отношений в семье, предоставления детям большей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности. В ряде случаев необходима квалифицированная психотерапевтическая помощь. По согласованию с психотерапевтом можно использовать некоторые несложные и доступные методы психологической коррекции. Детям пяти — десяти лет можно предложить нарисовать свои страхи, а потом сюжет о том, как можно их не бояться. Это помогает повысить уровень волевой саморегуляции и самообладания. Можно попросить детей сочинить сказочные истории на темы их страхов и разыграть их в семье или специально подобранной группе сверстников. Коррекционный эффект наиболее ощутим, если ребенок в игре изображает пугающий его образ, а боящегося — сверстник или родитель.

Устранение невротических страхов требует терпения и заинтересованности родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить, требовать их прекращения. Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, контакт с ними, взаимопонимание — необходимые условия преодоления детских страхов.

Сергей СТЕПАНОВ

(печатается по статье «Страхи» с сокращениями)

 

Рейтинг@Mail.ru